Я-Ха и УРОДЫ - "Имя Бога"


(c) Я. Соколов, 2009
(p) JSR, 2009
9 tks/T.t. 40.59


Это последняя работа питерца Якова Соколова и его проекта, самую малость не дотянувшего до своего десятилетия. В одном из интервью Я-Ха имел мужество признать факт исчерпания проектом его экзистенциальной сущности. Поэтому альбом "Имя Бога" ставит жирную точку в дискографии и творческой биографии Я-Хи и УРОДОВ.

Название содержит в себе загадку, а сами песни настраивают на предположения: быть может, здесь подразумевается (но не называется) имя злого Демиурга, создавшего несовершенный мир, полный мук и страданий, мир, из которого Я-Ха или его лирический герой (что, в принципе, одно и то же) тщетно силится убежать?.. По крайней мере, эта гипотеза позволяет объяснить архи-упаднический характер текстов.

Первая песня "Азохенвей" - автопортрет героя. Поначалу возникают ассоциации с Дон Кихотом, попавшим под крылья ветряной мельницы, а при более пристальном взгляде на объект - с повзрослевшим Холденом Колфилдом. Однако у Я-Хи все выглядит куда более беспросветно - он разочарован даже в собственном творчестве:

Безжалостно, бессильно и ненужно
Сочится из-под содранных бинтов
Беспомощность бряцания оружья,
Бессмыслица писания стихов.


Неподдельная интонация стона в припеве не может не вызывать чувства сострадания. И тут же задаешься риторическим вопросом: зачем же себя так мучить-то?..

Песня "Буги" на мелодию диско-шлягера Рольфа Соджи и дуэта BACCARA "Yes Sir, I Can Boogie" (о чем на обложке ни слова - очевидно, Я-Ха полагается на эрудицию слушателя) не приносит ожидаемого расслабления. Здесь все та же суровая расейская реальность. И только обрывок припева первоисточника, воспроизведенный на посредственном английском, на мгновение погружает в далекое безоблачное детство.

"Безымённую", "Поля", "Миссию" и "Снова" можно рассматривать как своеобразный "микроцикл" внутри альбома. В них тема неприятия действительности реализуется через мотив бегства - которое, однако, оказывается напрасным, поскольку мир принимает форму замкнутого круга, где лишь ледяные поля да цифровая пустота.

Минималистическая композиция "МП-40" помещена в центр альбома. Возможно, именно здесь кроются ответы на все поставленные и непоставленные вопросы. ""МП-40" как персональный Будда" - точнее не скажешь...

"Лед" находится в сильной позиции альбома - недаром текст песни помещен и на внутренней стороне обложки. Мрачный прогноз всеобщего обледенения. Утверждение равенства всех и каждого передо льдом, символизирующим небытие:

Старые и молодые,
Грешные и святые,
Мертвые и живые -
Нас всех заберет лед.


Завершает альбом песня "Самолет". Здесь "тот свет" приравнивается к Раю, а ощущение смерти передается через образ всепобеждающей пустоты...

Удалось ли Я-Хе и УРОДАМ адаптировать сибирский пост-панк к европейской территории России? Судя по альбому "Имя Бога" - больше да, чем нет. Собственно "уродств" в альбоме не так уж много. Я бы даже сказал, что есть в нем свои уникальные редкости и красоты. И петь Я-Ха умеет гораздо лучше, чем сам может предположить, и в мелодизме его песням не отказать, и аранжировочки неплохие.

Другое дело, что альбом рассчитан на узкий круг посвященных. Остальным же прослушивание оного покажется скучным занятием. Впрочем, в познавательных целях оно не повредит никому.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 07 декабря 2009, 12:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007