"Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 10"


(c) авторы, 2008
(с) Ю. В. Доманский (редактор-составитель), 2008
(p) Екатеринбург - Тверь: УГПУ - ТвГУ, 2008


До недавнего времени в российской филологической науке господствовал подход к рок-поэзии как к маргинальному, несерьезному и малоинтересному в поэтическом отношении жанру, который воспринимался в контексте контркультуры, а потому оценивался по внехудожественным критериям. В 90-е годы ситуация резко поменялась: рок-поэзия как неоспоримый литературный факт стала подвергаться научному осмыслению. С 1998 года на базе филологического факультета Тверского Государственного университета начал издаваться тематический сборник научных трудов "Русская рок-поэзия: текст и контекст"; с 2007 года он составляется совместно кафедрой теории литературы Тверского университета и кафедрой риторики межкультурной коммуникации Уральского Государственного педагогического университета. В десятый выпуск вошли статьи исследователей из разных городов России, а также из Украины, Польши, Финляндии, Германии, Норвегии, США, посвященные различным аспектам изучения рока.

Объем рецензии не позволит сделать даже беглый обзор всех материалов сборника. Поэтому остановлюсь лишь на тех, которые представляются мне наиболее интересными.

В открывающей сборник статье А. Н. Ярко "Рок-песня в аспекте вариативности: синтетическая природа и парадигмальная закреплённость" рок-произведение определяется как "синтетический текст, состоящий из трех, как минимум, субтекстов: вербального, музыкального и перформативного". Особенности вариативности текста рассматриваются на примере творчества Юрия Шевчука, Янки Дягилевой, Майка Науменко, Леонида Федорова и др. По наблюдению А. Н. Ярко, вариантообразование текста обусловливает смыслопорождение, т. е. один и тот же текст, напечатанный на бумаге, прочитанный или спетый со сцены, обладает разными смыслами. Сказанное распространяется и на традиционные, "письменные" стихотворения, основным видом бытования для которых до этого была книга. В качестве примеров приводятся композиции Александра Градского, Александра Васильева и Константина Кинчева на стихи разных поэтов - как классиков, так и современников.

Автор обращает также внимание на рок-сказку как аспект проблемы вариантообразования, приводя несколько ее разновидностей: чтение сказки под музыку ("Маша и медведь" группы ХИМЕРА), альбом, состоящий из песен на стихи сказки ("Краденое солнце" К. Чуковского в исполнении одноименной группы), оригинальная музыкальная сказка, в которой первоисточник берется за основу и переосмысливается до неузнаваемости ("Свинопас" ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ по Г.-Х. Андерсену), инсценировка оригинальной сказки ("Сказка о Прыгуне и Скользящем" группы ПИЛОТ, сказки Вени Д'ркина)... Еще один аспект перформативности рока - аудиоспектакль, создаваемый по принципу монтажа (альбомы проекта МУХОМОР и группы ВОДОПАД ИМ. ВАХТАНГА КИКАБИДЗЕ).

Какое отношение к рок-поэзии имеет Александр Введенский? Ответ на этот вопрос читатель найдет в статье Т. В. Цвигун и А. Н. Чернякова "Александр Введенский и некоторое количество разговоров о рок-тексте". Авторы предприняли системный анализ альбома Леонида Федорова и Владимира Волкова "Безондерс", состоящего из композиций на стихи ярчайшего представителя ОБЭРИУ.

В последние годы русский рок привлекает внимание зарубежных ученых. Думается, читателям будет интересна статья норвежского этномузыковеда Ингвара Стейнхольта ""Песни радости и счастья", или Как открыть контекст русской рок-песни и что в нем скрывается". Автор статьи показывает жанровые и стилистические особенности и влияния музыкального контекста на тексты анализируемых песен на примере двух композиций представителей ленинградской школы рока - "Дрянь" Майка Науменко и "Последний Герой" Виктора Цоя. Некоторые рассуждения Стейнхольта не могут не вызывать улыбку: ссылаясь на ассоциации респондентов и соответствующую литературу, исследователь пытается проводить параллели с западными первоисточниками, при этом демонстрируя явное непонимание советской реальности, в которой эти песни создавались.

Дмитрий Румянцев, музыкант и поэт, лидер петербургской группы КЛЮЧИ ОТ НЕБА, в статье "К вопросу об авторской песне в современной ситуации" наносит сокрушительный удар по классическому "бардоведению", разграничивая характеристики "авторская", "бардовская" и "самодеятельная" песня, до сих пор считавшиеся синонимичными. При этом обозначение "самодеятельная" воспринимается автором чуть ли не как ругательное. Авторская песня рассматривается более широко - как понятие, охватывающее и бардовскую песню, и рок, и другие жанры и стили, в которых проявляется единство авторства и исполнительства. На этом основании к авторской песне, наряду с Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким и Юрием Визбором, отнесены Юрий Шевчук, Диана Арбенина, Борис Гребенщиков, Александр Башлачев, Александр Васильев, Андрей Макаревич, Дмитрий Ревякин, Михаил Борзыкин, Ольга Арефьева и др. В то же время в статусе авторской песни отказывается произведениям бардов, написанным на чужие стихи. Аргументы настолько веские и убедительны, что Дмитрию трудно возразить.

"Рок-концерт как ритуальное действо" - так называется статья О. Э. Никитиной. Выходя далеко за рамки литературоведения, исследовательница подробно останавливается на сценическом (и сопутствующем ему коммуникативном) аспекте рок-жанра и, привлекая богатый исторический и культурологический материал, обосновывает его родство с архаическими обрядами, предшествовавшими рождению театра. Рассматривая функционально-смысловые особенности эзотерического (закрытого) и экзотерического (открытого) ритуалов, составляющих рок-действо, автор раскрывает смысл наркотического воздействия искусства на человека. Погромы, совершаемые поклонниками рока в концертных залах и по дороге домой, сравниваются с дионисическими шествиями.

Театральному аспекту рока посвящена и статья Л. А. Билютина "Радиотеатр как форма творчества в русской рок-культуре". Обращение рок-музыкантов к форме радиотеатра рассматривается на примере творчества проектов МУХОМОР, ДК и КОММУНИЗМ.

Иногда авторы избирают неожиданные темы для исследований - например, статья О. Ю. Пановой носит название "Образ США в российской рок-культуре. Конфликт как способ самопознания". Автор прослеживает эволюцию образа Америки в сознании рок-поэтов - от представления о ней как о сказочном царстве-государстве, через разочарование и неприятие на всех уровнях, к ностальгии по Америке как родине рок- и джаз-музыкантов, Вудстока и хиппи.

"Американскую" тему продолжает статья О. В. Григорьевой "'Like A Rolling Stone': оппозиция дом/путь в контркультурной песенной лирике США и СССР". Сравнительный анализ метафор дома и пути проводится на примерах американской рок-лирики 1963-73 гг. (Боб Дилан, THE DOORS, JEFFERSON AIRPLANE, GRATEFUL DEAD, GRAND FUNK RAILROAD) и русской 1985-91 гг. (Янка, ДДТ, КИНО, АУКЦЫОН, ТЕЛЕВИЗОР, ПИКНИК, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, АЛИСА, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, НОЛЬ).

"Проза русского рока" - предпринятый Т. А. и А. В. Снигиревыми краткий обзор прозаических произведений Андрея Макаревича, Владимира Шахрина, Вячеслава Бутусова. Авторы рассматривают феномен прозы, создаваемой рок-музыкантами.

Н. А. Шабалина в статье "Сфера-источник "Музыка" в гендерно ориентированных журналах" останавливается на феномене апелляции к песенным выражениям, а также к именам отечественных и европейских рок- и поп-музыкантов на страницах мужских и женских журналов.

Большой интерес вызывает статья А. С. Шемаховой "Современная рок-поэзия восточной Украины". Однако автор сужает географию исследования до донбасского региона. Материал не лишен политического подтекста: отмечая ориентацию рока Донбасса на российские традиции, Шемахова намеренно цитирует отрывок из песни панк-группы из Шахтерска ДЕНЬ ТРИФФИДОВ, в котором демонстративно подчеркивается нелюбовь к Руслане, ОКЕАНУ ЭЛЬЗЫ и прочим "оранжевым". Во многом разделяя позицию исследовательницы, все же хотелось бы посоветовать ей пошире открыть глаза (и уши). Украиноязычных исполнителей достаточно и на Харьковщине, и на Днепропетровщине, и на Луганщине, и в той же Донецкой области.

Отметим также исследовательские материалы, посвященные творчеству Александра Башлачева, Янки, Егора Летова, Эдмунда Шклярского, Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Виктора Цоя, Ильи Кормильцева, Вени Д'ркина; при этом авторы все чаще предпринимают попытки анализа одной песни того или иного автора в сравнении с литературными произведениями (например, "Бубука" Вени Д'ркина - "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева).

Завершает сборник сделанный В. А. Гавриковым обзор российских (и одной украинской) диссертаций, выполненных по русскому року и посвященных как общетеоретическим вопросам, так и творчеству отдельных авторов, среди которых самые "диссертабельные" - БГ и Александр Башлачев.

Сборник "Русская рок-поэзия: текст и контекст" адресован в первую очередь литературоведам и языковедам. Я бы порекомендовал его также музыкальным критикам, журналистам и всем, кто интересуется теорией рока и поэзией его наиболее ярких представителей. Быть может, материалы сборника заставят читателей по-новому взглянуть на творчество их вчерашних и сегодняшних кумиров.

Фото: Георгий МОЛИТВИН

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 06 ноября 2009, 17:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (6) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.007