ЛАЙДА - "Весна В Париже"


(c) ЛАЙДА, 2002
(c) & (p) Выргород, 2009
13 tks./tt 54:33 + video + pictures


В далеком 1989 году в украинском городе Николаеве двумя семнадцатилетними девушками - Оксаной Григоренко и Анастасией Белокуровой - был создан дуэт под странноватым названием ВЧЁРНОМ. Анастасия писала стихи, Оксана сочиняла музыку и пела. Распространялись из рук в руки магнитоальбомы, записанные на профессиональной студии в Южноукраинске. Творчество девушек эволюционировало, подвергаясь различным влияниям.

Летом 1993 года Оксана и Анастасия уехали в уральский городок Краснотурьинск, затем через полгода оказались в Питере. В январе 1994-го после удачного квартирного концерта - уже под нынешним названием - обосновались в Москве. На протяжении нескольких лет ЛАЙДА, несмотря на нестабильность состава, выступала с концертами в московских клубах, находя понимание у публики, состоящей преимущественно из рафинированных интеллектуалов.

В 1998 году умер Дмитрий Гнедышев, лидер легендарной крымской группы ГОГЕН, с которым Оксану и Анастасию связывали творческие отношения. В то время ЛАЙДА работала над циклом песен, который впоследствии стал альбомом "Весна в Париже". Его было решено посвятить памяти Гнедышева. Впрочем, и у самого альбома судьба оказалась драматичной. Демо-версия была записана в 1998 году на портостудии Алексея Маркова простейшим способом: два наложенных голоса Оксаны, ее же акустическая гитара. По воле злого рока оригинал записи был утерян, копии распространялись на кассетах.

В 1999 году сложился "золотой" концертный состав ЛАЙДЫ: Оксана Григоренко - музыка, гитара, вокал; Анастасия Белокурова - тексты; Владимир Панов - аранжировки, гитара; Екатерина Орлова (впоследствии РАДА & ТЕРНОВНИК) - контрабас.

Благодаря дружеским связям, весной 2002 года ЛАЙДА оказалась в Бресте. Здесь, на репетиционной точке группы САДЪ, известной под названием "Green House studio", родилась окончательная версия альбома. На запись были приглашены музыканты из камерного оркестра Брестской областной филармонии: Светлана Правдина - виолончель, Александр Зиновьев - контрабас. Звук был сработан руками, головой и сердцем Анатолия Харитонова (САДЪ, экс-WOLAND). Спустя полгода альбом был официально выпущен на кассетах издательством "Выргород".

Наиболее точное определение стилю ЛАЙДЫ - "психоделический неоакадемизм" - дал Сергей Гурьев. Принципы академизма - в инструментарии, подходе к аранжировкам, перенесении в песни приемов, более присущих камерной музыке. Характерная черта альбома: музыка, аранжировки и исполнение отвлекают от текстов. Но сосредоточиваться на них не обязательно: мне уже не раз приходилось писать о бессюжетности и ассоциативности стихов Анастасии Белокуровой. Размытые образы воздействуют на подсознание - отсюда и психоделия. И все же, несмотря на неконкретность образного ряда и отсутствие действенности, основная идея "Весны в Париже" ясна: вечно актуальная для искусства триада философских субстанций - Жизни, Смерти и Любви. Через весь альбом красной нитью проходит тема полета как символа стремления к недостижимой мечте, к свободе творчества. Ее определяет предваряющий цикл фрагмент песни Дмитрия Гнедышева" Летчик". Все песни объединяет эмоциональная сдержанность и светлая грусть. Исключение - исполненная драматизма, порывистая, чуть истеричная "Роза", которую московские критики сравнивают с творчеством лидера апокалиптик-фолк-проекта CURRENT 93 Дэвида Тибета.

Ставшие реальными хитами "Бульвар Распай", "Самолет" и другие песни включались в различные аудиосборники, ротировались на FM-радиостанции "Русские песни". Впрочем, лично я считаю весь альбом сплошным хитом продолжительностью около часа.

Бонус представляет не меньший интерес, чем основной материал, особенно для тех, кто не знаком или мало знаком с творчеством ЛАЙДЫ. Это видеоинтервью, взятое у Оксаны и Анастасии на съемной московской квартире. Девушки вспоминают о том, как рождались песни и записывался альбом, а Сергей Гурьев рассуждает о феномене ЛАЙДЫ с искусствоведческих позиций.

Прилагаемый к диску 16-страничный буклет содержит, наряду с текстами песен, историческую справку о группе и полную альбомографию ЛАЙДЫ, включающую также неизданные до сих пор альбомы.

Выход "Весны в Париже" на CD вызывает двойственные чувства. С одной стороны, это, безусловно, Событие с большой буквы. С другой, становится грустно от осознания невосполнимой потери - особенно если представить, какой грандиозный потенциал мог бы реализоваться, если бы 6 лет назад ЛАЙДА не прекратила свое существование.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 30 октября 2009, 18:21
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛАЙДА - "Весна В Париже"Геннадий Шостак08.06.2004

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.017