Александра Арбацкая - "Слова"


(c) Александра Арбацкая, 2008
(p) Союз Мьюзик, 2008
15 tks/t.t. 54.15


Москвичка Александра Арбацкая впервые заявила о себе в 1998 году и очень скоро добилась признания в среде некоммерчески ориентированных музыкантов. Последующее десятилетие оказалось для нее довольно плодотворным: многочисленные клубные концерты, выступления на "Оскольской лире" и других значимых андеграундных фестивалях, несколько альбомов, разошедшихся по рукам (которые также достойны быть официально изданными), наконец - создание группы под загадочным названием БРИЗ НЕБРОСКО.

Концепция "Слов" раскрывается в авторской аннотации на обратной стороне обложки. Вернуть изначальный смысл Слову, углубиться в себя, говорить друг с другом на языке Любви - таков посыл альбома. Его философская идея, созвучная пьесам Эжена Ионеско, реализуется и в визуальном оформлении: обрывкам слов, воспроизводящим хаос распадающегося мира, противопоставляется едва угадываемый голубь как символ Духа Святого, который вносит упорядочивающее начало.

Материал записывался усеченным составом БРИЗ НЕБРОСКО. Александра Арбацкая - профессиональный композитор, удивительно гармонично реализующий себя в разных жанрах, будь то песня или инструментальное сочинение, вокалистка, которой доступны различные манеры пения - от джазовой до фолковой, Поэт с большой буквы, чьи стихи украсили бы любое литературное издание; неутомимый генератор идей. Здесь она демонстрирует также превосходную игру на акустической гитаре и клавишных. Саксофонистка Екатерина Нестерова известна по участию в проектах ТЕУНИКОВА И КОМПОЗИТ и DUB DIVISION. Виолончелист Петр Акимов - это, пожалуй, целая энциклопедия русского рока, и не только.

В альбом вошли большей частью относительно новые композиции, созданные в 2006-2007 гг., и три ранние (1999-2001 гг.), одна из которых коренным образом переработана. Если бы на обложке присутствовала датировка песен, слушатель имел бы возможность решить для себя, какая Арбацкая лучше - "ранняя" или "поздняя".

К бесспорным достоинствам альбома следует отнести серьезный подход к музыке, которая привлекает также своей необычностью. Александра обозначает стилистику своего творчества как "арт-фьюжн". Ей удается виртуозно играть с музыкальными и поэтическими стилями, сталкивая их и, таким образом, рождая нечто новое. Это сложный конгломерат авторской песни, джаза, блюза, латино, русской песенной традиции и ещё многого. Отдельно хотелось бы отметить фолковость, пронизывающую позднее творчество Александры Арбацкой. Лишь недавно она открыла для себя Сергея Старостина - выдающегося российского музыканта и фольклориста, и его совместные проекты с новоджазовым ВОЛКОВТРИО. Благотворное влияние породило то, что можно называть как угодно - фолк, неофолк, постфолк... При этом Александра избегает прямого цитирования подлинных народных мелодий, создавая собственные, интонационно родственные русскому фольклору.

Тексты песен альбома обладают эстетическими признаками импрессионизма (взгляд на мир как сотканный из случайностей, опора на первичный чувственный образ, фиксация мимолетного, глубоко индивидуального впечатления), символизма (выход за пределы видимого мира, мотив противостояния реальности и сна, непредсказуемость образов, повышенная метафоричность) и сюрреализма (устремленность к иррациональному, алогичность, интуитивность, тяготение к дематериализации пространства и времени); в то же время в стихах, как и в музыке, остро ощущается обращенность к фольклорным истокам.

Открывается альбом зарисовкой "Город". В музыке и стихах точно передано не только состояние одиночества героини, желающей быть услышанной и понятой, но и эмоциональная холодность современного мегаполиса, его принципиальная неспособность к сопереживанию. Композицию можно трактовать и более широко - как публицистическую, в которой отражается проблема нарастающего разобщения, отчуждения между людьми.

Песни "Я Конечно Останусь" и "Т.Б. И Ч.Е." вписываются в определение романтизма, под которым в данном случае понимается не столько художественное направление, сколько форма мирочувствования с присущими ей фрагментарностью ощущений, зыбкостью образов и музыкальностью поэзии.

В "Елочной" настроение жизнерадостности создается музыкальными и поэтическими средствами. Песня выдержана в ритме босса-новы. Арбацкая, следуя призыву Поля Верлена "Стань музыкою, слово!", виртуозно играет аллитерациями и другими фонетическими образованиями. Исполнение отличается легкостью, непринужденностью, безудержной устремленностью ввысь. Ощущением полноты жизни проникнут и блюз "Плыть" - одна из самых ранних композиций Александры. Стихотворение изобилует многоточиями, изображая неустойчивость чувств, эмоции словно бегут наперегонки. Музыка органично дополняет то, что не высказано на вербальном уровне.

Нашлось в альбоме место и любовной лирике. Любовь, как известно, может доставлять как радости, так и огорчения. Отсюда - различие настроений в песнях: радостно-приподнятая "Вот Она Дорога" и просветленно-грустная "Там, Где Прощаются" (ранняя вещь, переосмысленная автором и заново аранжированная).

"Выйду На Берег" с первого прослушивания кажется настолько заунывной и тоскливой, что философичность содержания как бы отступает на задний план. В песне автор подчеркивает неизбежность смерти. Но разве не осознание собственной смертности заставляет нас задуматься о том, ради чего мы пришли в этот мир?

Тема непримиримой борьбы бесовского и божественного, тьмы и света, телесного и духовного, противостояния искушениям и соблазнам воплощена на философском уровне в песне "Сумерки". "По Весне" - песня о светлом празднике Пасхи. Она эстетически близка поэзии русских символистов. Музыкальность стиха достигается посредством игры фонемами, пленяющей своей красотой.

"Слова" - инструментальная пьеса для виолончели и фортепиано, выдержанная в классических традициях. Может быть, это и есть тоска по литературоцентричному XIX веку, когда Слово имело свой смысл, свое значение, свою ценность. Хотелось бы высказать Александре пожелание на будущее - записать альбом из камерно-инструментальных композиций.

"Бабочку" правильнее всего было бы охарактеризовать как поэзию зыбких, неуловимых чувств. Музыкально песня близка традиции КСП, и могла бы блестяще прозвучать даже под одну акустическую гитару.

Лирико-созерцательная "По Щекам Небес" поражает своей живописностью и точностью в передаче ощущений. А саксофон Екатерине Нестеровой в этой песне подобен человеческому голосу...

"Голубь", по-видимому, навеян впечатлениями Александры от Книги пророка Ионы, и в городе, упоминаемом в песне, угадывается Ниневия. Только сюжет несколько переиначен автором.

Завершается альбом написанным в ранний период блюзом "Лодка". Как бы трудно ни было, нужно жить, любить и верить в тепло и свет - таков смысловой мессидж финальной композиции.

Возможно, поэтический язык Арбацкой кому-то покажется чрезмерно усложненным. Впрочем, в содержание песен вникать не обязательно: вокал Александры можно воспринимать и как еще один инструмент, вносящий в звучание специфический колорит. Настоятельно рекомендуется слушать альбом от начала до конца в расслабленном состоянии, лучше - в вечернее или ночное время при выключенном свете.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 01 сентября 2009, 19:19
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003