Ф* ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВЕСНА - "Соль"


(p) & (c) Ф*
(p) & (c) КДК Рекордс, 2007


Непонятный какой-то альбом группы ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВЕСНА. Хороший, но непонятный. Вот, к примеру, оформление. Всё бы хорошо, но информации минимум. На лицевой стороне обложки название группы и название альбома написаны так, что человек, который не в курсе, может решить, что "Соль" - это название группы. И уже по крайней мере один именно так и решил - рецензент из журнала "Петербургский музыкант". В буклете (если это можно назвать буклетом) указаны имена только звукорежиссёра, человека, который делал мастеринг и директора группы - Сергея Гурьева (того самого). Никакого упоминания не только о музыкантах, записавших альбом, но и об авторстве песен.

С теми, кому название ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВЕСНА ничего не говорит, поделюсь некоторой информацией. Это проект Светланы Косенко (её фотография украсила-таки обложку альбома), которая пишет весьма интересные песни и исполняет их в весьма своеобразной манере. Постоянного состава у группы нет. И кто работал со Светланой над этим альбомом, нам не доложили. Запись довольно старая, большая часть песен зафиксирована в 2003 году на московской студии "МассМедияРГГУ", последние 2 песни - в Питере (на какой студии, не указано). Налицо некая хаотичность при подаче даже самой скудной информации. Песни же эти Светлана включала и в другие альбомы - например, в предыдущий "Память Ф" (который записывался позже, чем "Соль").

У Светланы Косенко удивительный тембр голоса, бархатный, очень тёплый, но при этом голос её звучит даже как-то строго; в интонациях есть нежность, но нет ни намёка на сентиментальность. Этот голос привлекает ещё до того, как успеваешь прочувствовать необычную мелодику песен. А ведь поначалу кажется, что это почти сплошной речитатив - но через какое-то время вдруг уже напеваешь что-то и понимаешь, что соприкоснулся именно с мелодией. И уж только потом подбираешься к текстам песен. Нет, сразу понятно, что тексты у Светланы не слабые, но они как будто спрятаны в этой неспешной мелодической вязи, которая, в свою очередь, спрятана в голосе. Так вот всё загадочно. И в тоже время прозрачно.

Связь своего внутреннего мира с миром внешним Светлана декларирует, выражая свои переживания событий из внешнего мира образами, относящимися к событиям мира внутреннего. И кажется, что эти миры просто перетекают один в другой и обратно. И так человек живёт. Песни Светланы не сюжетны, но, кажется, они состоят из множества микросюжетов, рассыпанных в отдельных фразах. Филологический анализ оставляю филологам. Светлана явно росла на "русском роке", и то, что она делает - некий вариант продолжения российской песенной традиции, который трудно было предугадать, скажем, лет 20 назад. Хотя начинаешь вслушиваться и понимаешь приблизительно, что откуда. Если Светлана и прячется, то не намеренно. Просто человек такой. Хотя в альбоме "Соль" есть и более социальные песни ("Нет Войне", "Информация", "Совершенно Секретно"), и более созерцательные ("Ясная Голова"), а философское осмысление действительности не отстранённое - человек осуществляет его, не прерывая активное участие в постоянно движущейся субстанции жизни ("Свет", "Путь", "Пилот"). Но вообще-то чёткие определения здесь неуместны - в песнях Светланы многие границы размыты. Картины же она может рисовать и довольно мрачные. Порой слушателю начинает мниться даже безысходность, но в песнях есть правильный стержень - "сердце, очень нужное внутри" ("Пилот"). "Соль дороже золота, жизнь дороже смерти" - а это уже из песни, по которой альбом назван. Возвращаясь к музыке, замечу, что в мелодиях Светланы при желании можно вычленить и русские народные элементы, и блюзовые (только без blue notes - такой вот парадокс). Много чего можно выкопать.

К сожалению, со Светланой до сих пор никто серьёзно не работал над звучанием её песен. А стоило бы. Судя по имеющимся у проекта ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВЕСНА альбомам, всё происходит несколько беспорядочно: каждый раз, когда Света собирается записываться, находятся некие музыканты, выучивают гармонии песен, аранжируют в меру своих способностей и представлений и делают альбом. И расходятся (ну, может, не сразу, но всё же…). В результате выходит то, что выходит. Иногда выходит хорошо, иногда похуже. Просто материал предполагает какое-то более серьёзное осмысление. Если бы был постоянный состав, было бы ещё понятно. А так - простор для экспериментов. С такими песнями можно попробовать поиграть и трип-хоп, и фолк-рок, и психоделию, например. И песни эти не потеряли бы своеобразия. То есть манера Светы осталась бы узнаваемой. В буклете альбома "Соль" Сергей Гурьев указан не только как директор, но и как продюсер. Ну-ну…

Оставшиеся неизвестными музыканты (возможно, под чутким руководством продюсера), решили сделать из песен Светланы какой-то рок-мейнстрим. И получилось так себе. Не очень-то Светлана похожа на ту же Долорес О’Риордан. Да и группа звучит несколько кондово, так, будто звукорежиссёр позаботился лишь о том, чтобы все инструменты были слышны. Ну да, слышно, благодарим. Тем более что немного их тут, инструментов - две гитары, бас, ударные. И ещё: сыграно всё так, как будто люди сдавали экзамен в музыкальной школе (барабанщик, например, пытается закосить под драм-машину). Хотя, вообще-то, нормально сыграли и честно сделали своё дело. Скорее всего, проблема именно в саундпродюсировании. Две заключительные песни (записанные в Питере) отличаются: в них только две гитары - акустическая и электрическая. Звук, понятное дело, мягче, гитарист играет что-то абстрактно-атмосферное. Для фантазии гораздо больше простора. Сама же Света, похоже, ничего сделать специально не пыталась, она вообще, насколько я знаю, от этого далека. Просто спела свои песни так, как она вообще их поёт. Рискну сказать, что "Соль" - пусть и неплохой, но всё же самый неинтересный альбом ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ВЕСНЫ. Во всяком случае, он заметно уступает и альбому "Память Ф" с его вязким, грязноватым, почти гаражным звуком, и даже давнему прозрачному и меланхоличному "Wanted" (пусть этот последний и хуже по качеству записи). "Соль" подойдёт для первого знакомства с творчеством Светланы Косенко, так как сами песни всё же обращают на себя больше внимания, чем то, как они аранжированы и записаны. Подойдёт он и для тех, кому ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВЕСНА уже давно нравится - они ведь тоже будут слушать в первую очередь Светлану.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 08 июля 2008, 09:27
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (19) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.37 / 6 / 0.016