Желя - "Underground"


(c) Желя, 2003
(p) Чевенгур Records, 2005
14 tks./t.t. 47:59


Оксюморон "широко известна в узких кругах" вполне применим к Анжелике Багликовой (таково настоящее имя Жели). Начав профессиональную деятельность в 1993 году, 19-летняя Желя организовала в родном Донецке женскую группу ЕВА, чей репертуар состоял из классики западного рока. Двумя годами позже сблизилась с блюзовой группой ДИКИЙ МЕД, в составе которой выступала на подпевках; также участвовала в их дочернем проекте ДОМ У ДОРОГИ. В свое время среди любителей отечественного андеграунда разошлись доморощенные акустические альбомы - "Разнотравье" (2000) и "Тропою Птиц" (2001), которые сама Желя не склонна считать концептуальными программами. Все же по ним можно было составить более или менее целостное представление о творчестве этой незаурядной исполнительницы собственных песен.

Концепция альбома допускает свободу толкований. Желя не устает подчеркивать свою оппозиционность шоу-бизнесу и официозу в целом, и ориентацию исключительно на свою референтную группу. Автор отражает трагическое мироощущение человека андеграунда, потерпевшего жестокий крах ожиданий и надежд, для которого теплый, безопасный мир духа, творчества и свободы, блестяще описанный Стругацкими в романе "Возвращение. Полдень. XXII век", обернулся хайдеггеровским "обезбоженным" миром - тотальной "пограничной ситуацией". Вместе с тем "Underground" - альбом автобиографический. Его название обыгрывается даже в оформлении, выдержанном в лучших реалистических традициях: на лицевой стороне обложки помещена видоизмененная Photoshop'ом фотография Жели, поющей в подземном переходе. От первого лица написаны только три композиции, однако тождество автора и героя остро ощутимо в каждой песне.

Если внимательно прослушать альбомы Жели в хронологической последовательности, нельзя не заметить, что в "Underground" композиции структурно изменились в сторону монументальности, балладности. Стилистику композиций, составивших альбом, я бы приблизительно назвал "жестким" бард-роком с элементами фолка, кантри и блюза. Как и прежде, интонационные истоки песен Жели коренятся, главным образом, в старинных русских плачах-причитаниях. Тексты содержат прямые и скрытые отсылки к русским сказкам, поговоркам и пословицам, к "Мифу о Сизифе" Альбера Камю, а также к Михаилу Голодному, Льву Ошанину, БГ, Константину Кинчеву, Егору Летову, Янке. Можно, не впадая в преувеличение, сказать, что тени двух последних ходят над альбомом кругами. И дело даже не в цитатах. Критически переосмысленные Желей рационализм первого и эмоциональность второй образуют единое целое, дополняя и уравновешивая друг друга.

"Underground" отмечен печатью экзистенциальной тоски. Здесь кровоточит каждая песня, каждая строка, слово и звук. Благодаря незаурядному мастерству и блестящему владению выразительными средствами, Желя превращает все свои композиции в моноспектакли, буквально проживая каждый динамический оттенок, каждую интонацию: от вкрадчивого шепота до поистине сибирского надрыва...

Открывающая альбом композиция "Ночь" - развернутая метафора отчаяния и тревоги. В "Детских Играх" передана ностальгия автора по оставшимся в прошлом хиппистско-панковским временам. Названия "Волчий Вой", "Безнадежно", "Печаль" и "Стремная Песенка" говорят сами за себя. "Солнце Колесом" - единственная "социально активная" и, пожалуй, самая зловещая песня альбома. Мир настолько страшен, что даже солнце вовлекается в процесс всеобщего разрушения, более того, становится его носителем. "Ты - Мне, Я - Тебе" - драматическая кульминация альбома. Настойчиво повторяющийся в гитарном аккомпанементе на протяжении 7 минут один и тот же ритмический рисунок, изображающий механистичность и бездушие окружающей действительности, "говорит" больше, чем текст, который по своему трагедийному размаху сравним разве что с Янкиной "Ангедонией". "Город" - песня о нелюбви не столько к Донецку, сколько к виду поселения вообще. Здесь Желя проявляет руссоистский тип мышления, предполагающий единение человека с природой. "The End" - песенка о судьбе андеграундного рок-н-ролльщика, философская и ироничная одновременно. Невольно возникают аналогии с ранней Умкой. Долгожданную разрядку вносит умиротворенная "Улетай" (так и хочется назвать ее второй частью одноименной ревякинской песни).

Диск дополнен бонусом - записью, сделанной в украинской столице: Желя исполнила песни киевлянина Артемия - "Если", "Солнышко" и "Вот И Все" (две последние - в дуэте с автором). К ним присоединились анонимные басист, скрипач, альтист и балалаечник.

Складывается впечатление, что альбом записывался разными людьми в разных местах: на некоторых треках имеет место чудовищная несбалансированность по частотным характеристикам... Впрочем, кустарность записи тоже можно отнести к атрибутам андеграунда.

Альбом можно несанкционированно переписывать друзьям и знакомым; черно-белая обложка легко поддается ксерокопированию. Однако хочу предупредить потенциального слушателя: этот альбом потребует от реципиента настройки на определенную частоту, что под силу далеко не каждому.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 05 июля 2007, 13:05
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЖеля - "Навсегда"Геннадий Шостак28.10.2009

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.006