В минувшем году исполнилось 40 лет альбому группы АКВАРИУМ "Радио Африка". Лучший способ отметить знаменательную дату - его переиздание.
Запись производилась в многоканальной студии "MCI" фирмы "Мелодия". Если верить информации в пресс-релизе, в самиздате (правильнее было бы сказать - в магнитиздате) распространялись две версии альбома. Первая - черновой микс, датированный 24 июля 1983 года. Сведение было выполнено Андреем Тропилло. Именно эта версия была положена в основу пластинки, выпущенной "Мелодией" в 1988 году (в усеченном виде), и последующих изданий на CD. Другое сведение было сделано Борисом Гребенщиковым* осенью того же года. По мнению лидера АКВАРИУМА, альбом должен был звучать именно так. Окончательная версия "Радио Африки" считалась утерянной. В прошлом году мастер-лента со сведением БГ была найдена в архиве басиста группы Александра Титова. Пленка подверглась термической обработке, запись была оцифрована и отреставрирована. В ноябре 2023 года альбом "Радио Африка" в definitive version появился на цифровых площадках, а через некоторое время увидел свет на виниле и компакт-дисках.
Версии отличаются друг от друга хронометражем песен (где-то концовки урезаны, где-то, наоборот, удлинены), тембром колокольных звонов, обрамляющих альбом, радиошумами между треками и оформлением. Хотя в обеих использовались записи колоколов, позаимствованные на "Ленфильме", звуки коротковолнового диапазона радиоприемника "Казахстан", записанные Борисом Гребенщиковым в туалете Дома юного техника, и фотографии Андрея "Вилли" Усова. Deluxe edition из двух дисков содержит обе версии альбома и все варианты оформления. Наконец, к русскому, немецкому и deluxe-изданиям прилагается 12-страничный буклет с текстами песен и архивными фото, а виниловая пластинка снабжена разворотным конвертом.
Почему - "Радио Африка"? Обратимся к интервью, данному Борисом Гребенщиковым Михаилу Садчикову и опубликованному в №03'1988 каталога-бюллетеня фирмы "Мелодия": "В свое время у нас с Сергеем Курёхиным была идея - называть наши общие проекты "Радио Африка". Потом мы отказались от них, но название осталось. В альбоме нет даже такой песни". И далее: "Хотя, наверное, можно с некоторой натяжкой сказать, что у нас какое-то время был интерес к африканской музыке. А, может быть, этот интерес появился и позже, чем название".
Состав участников записи сформировался случайно: Борис Гребенщиков - гитара, вокал; Андрей "Дюша" Романов - флейта, перкуссия, стиральная доска, вокал; Всеволод Гаккель - виолончель, бас-гитара, вокал; Михаил "Фан" Васильев - бас-гитара, перкуссия, маракасы; Сергей "Капитан" Курёхин (ПОП-МЕХАНИКА) - клавишные, фортепиано; Александр Ляпин (экс-АЛЬТАИР, ЭРМИТАЖ, НУ, ПОГОДИ!, ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН и СТАЯ) - гитара; Лилия Ляпина (ДЖАЗ-КОМФОРТ) - подпевки (в выходных данных не обозначена); Андрей Тропилло - свист, гитара, запись; Игорь Бутман - саксофон; Александр Титов (экс-СТАЯ, АВГУСТ и ЗЕМЛЯНЕ) - бас-гитара; Владимир Грищенко - бас-гитара; Петр Трощенков - ударные; Евгений Губерман (экс-ленинградское ВОСКРЕСЕНИЕ, джаз-ансамбль Давида Голощёкина и СТАЯ, на момент записи джаз-квинтет Игоря Бутммана) - ударные; Михаил Кордюков - ударные; Александр Кондрашкин (также СТРАННЫЕ ИГРЫ) - перкуссия.
"Радио Африка" - альбом, во-первых, мультикультурный, во-вторых, экспериментальный, отразивший поиски Бориса Гребенщикова и Сергея Курёхина в области музыкальной стилистики.
Задорная, радостная "Музыка Серебряных Спиц" навеяна ночными велосипедными прогулками Бориса Гребенщикова по курорту Солнечное. Это одна из самых ранних вещей, написанная еще в 1980 году. "Капитан Африка" - программная песня группы. Ни Сергей Курёхин, ни Сергей Бугаев здесь ни при чем. "Капитан Африка - это некая форма энергии, не имеющая человеческого воплощения", - говорил Борис Гребенщиков в одном из своих интервью. Сюрреалистический текст сочетается с джаз-роком и красивыми саксофонными пассажами. В припеве весьма приблизительно цитируется афоризм Жана-Батиста Мольера, который комедиограф произнес в ответ на обвинение его в плагиате. "Песни Вычерпывающих Людей" восходят к магическому реализму эпохи раннего социализма. Музыка создана под впечатлением от танго Ефима Розенфельда на стихи Георгия Намлегина "Счастье Мое". Мне она больше напоминает "When I'm Sixty Four" Пола Маккартни. В "Змее" повторяются, как заклинание, две строки: "У каждой женщины должна быть змея. Это больше, чем ты, это больше, чем я". Музыку отличают причудливый ритм, странные звуки, похожие на стрельбу из бластеров и других фантастических лазерных пушек, и хэт, пущенный в контрамоции, "задом наперед". В композиции "Вана Хоя" Борис Гребенщиков отталкивался от магических формул североамериканских индейцев. На бас-гитаре сыграл Всеволод Гаккель, причем так, как может сыграть только виолончелист, взявший в руки бас. Песня "Рок-н-Ролл Мертв" для многих стала гимном десятилетия. Борис Гребенщиков, по собственному признанию, написал ее, когда между двумя участниками записи - Александром Ляпиным и Сергеем Курёхиным - обозначились творческие разногласия. Аранжировка сделана Ляпиным. В лаконичной композиции "Радио Шаолинь" ярко проявилось влияние культуры Китая на АКВАРИУМ. Женский хор сымитирован ускоренными голосами Бориса Гребенщикова, поющими в унисон под аккомпанемент гитары, воспроизводящей пентатонику то в восходящем, то в нисходящем движении. Спиричуэл "Искусство Быть Смирным" обращен к библейским псалмам. Первые строки припева "Возьми меня к реке, положи меня в воду" - точная цитата из песни TALKING HEADS "Take Me to The River". "Тибетское Танго" - тема с вариациями. Ключевая роль в композиции отведена Сергею Курёхину, коему принадлежит музыка, Игорю Бутману и Борису Гребенщикову, повторяющему мантру "Ом, хохом, ку-кун, фи-фи". Центральный образ для песни "Время Луны" Борис Гребенщиков позаимствовал, вероятно, из безымянного стихотворения Даниила Хармса, датированного 28 июня 1931 года. АКВАРИУМ отдал дань входившей в моду "новой волне". Мой восторг не знает границ. Мальчик Евграф из одноименной песни - персонаж, судя по всему, рожденный богатым воображением Бориса Борисовича. Музыкальная составляющая мастерски стилизована под ретро 30-х годов минувшего столетия. Инструментал Сергея Курёхина "Твоей Звезде" - фантазия на тему романса Александра Вертинского "Ты Успокой Меня". Курёхин играет на чуть расстроенном фортепиано. Игорь Бутман добавляет фри-джаза: его саксофон то завывает, то скрипит, то взвизгивает... Песня "С Утра Шел Снег" написана под влиянием растафарианства. Реггей по-гребенщиковски. "Еще Один Упавший Вниз" - погружение в чань-буддизм. В конце песни Борис Гребенщиков изображает хор шаолиньских монахов. Перед финальным треком запечатлены стук сердца и шум моря.
Альбом АКВАРИУМА "Радио Африка" и сегодня, 40 с небольшим лет спустя, слушается свежо и актуально. Лично я предпочитаю сведение Бориса Гребенщикова. Но для полноты картины всем рекомендую обе версии.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах