Я безумно люблю творчество Ермена "Анти" Ержанова - будь то группа АДАПТАЦИЯ, проекты ВИА БРИГАДЕН ХОЙ, МРАКОБЕСЫ ВЕСНЫ и БИЩАРА БАЛДАР или его сольные работы. Еще в первой половине 2000-х отрецензировал альбом Ермена "Парашют Александра Башлачева" и бо́льшую часть дискографии АДАПТАЦИИ. В планах была и рецензия на альбом "За Измену Родине". Но не дошли руки по не зависящим от меня причинам. Восполняю сей пробел сейчас.
Для начала пройдемся по фактам. В 1997 году АДАПТАЦИЯ записала в Актюбинском драмтеатре бутлег "Отбой", который разошелся в магнитоиздате. Уже тогда группа тяготела к хардкору, яростному и в то же время мелодичному. Два года спустя часть песен, входивших в бутлег, была включена в демо, получившее название "За Измену Родине". Качество записи категорически не устраивало Ермена Анти. В 2003 году материал был переписан в студиях Актюбинска, Москвы и Оренбурга. Ермен изъял из итогового варианта песни "Западло и Не Так", "Карантин", "Произвол", "Говно", "Стрёмные Дни" и "Опять" (две из них вернутся в бонусе к нынешнему изданию). Альбом в разных редакциях выпускался на CD лейблом "Выргород" дважды - в 2003 и 2014 годах. А к 20-летию издания с новым мастерингом вышел коллекционным тиражом на черном, красном и белом виниле.
Над материалом работали: Ермен Анти - тексты, музыка, гитара, вокал, звук; Олег Панченко - гитара; Александр "Саня Шиза" Шикарев - гитара; Николай Вдовиченко (экс-ВЫХОДА НЕТ, ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ и БИЩАРА БАЛДАР, впоследствии THE Q) - бас; Сергей Щанкин (экс-ВЫХОДА НЕТ, ДЕТИ ГЕББЕЛЬСА и МУХА) - ударные; Александр Репьев - сведение.
Чисто музыкально альбом весьма и весьма экспериментальный, не свойственный АДАПТАЦИИ. Панк-хардкор в данном случае - средство музыкальной выразительности, отражающее ощущения и эмоции автора и его лирического героя. Именно в последней версии Ермену Анти с сотоварищами удалось добиться максимально жесткого звучания, адекватного содержанию. Песни, сочиненные большей частью во второй половине 90-х, сами собой складываются в цикл и характеризуют Ермена Анти как Поэта с большой буквы. Слушатель с головой погружается в последнее десятилетие минувшего века.
В песнях "За Измену Родине" и "Мафия и Власть" Ермен Анти обличает правящие элиты не только Казахстана, но и большинства стран, составивших Содружество Независимых Государств. Автор предельно прямолинеен. В "Партизанских Буднях" исчерпывающе раскрываются взаимоотношения индивида и государства. В песне "Там, Откуда я Родом" слышатся одновременно злоба, ярость и безысходность. Очевидно, Ермен Анти имел в виду родной Актюбинск, но, я думаю, можно подразумевать любой город на постсоветском пространстве. Название "Революции Больше Не Будет" наиболее актуально для республик бывшего СССР, в которых одержали верх диктаторские режимы... Без комментариев! Герой песни "Кругом Одни Пидорасы" (другое название - "Педерастия") задыхается от собственной ненависти. Правда, наиболее удачной мне кажется версия, вошедшая в "Отбой". "Так Было Всегда" - монолог лирического героя, подчеркивающий дифференциацию между людьми и властью, которая всегда права. "Убиваю Себя" - душераздирающий крик раненого зверя, брошенный в пустоту. В музыке и стихах ощутимо влияние ранней ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. "Слезы Обреченной Буржуазии" и "Кайфа Больше Нет" наполнены обличением власть имущих и гневом по поводу социального неравенства. В последнем номере приводятся видоизмененные цитаты из "Мальчиков-Мажоров" Юрия Шевчука и "Товарища Горбачева" Мирослава Немирова. Строфа про 2030 год имеет свое объяснение: в 1997 году тогдашний президент республики Нурсултан Назарбаев провозгласил долгосрочную стратегию развития страны "Казахстан-2030", приоритетами которой являются "национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура; профессиональное государство, ограниченное до основных функций". Мне больше нравится вариант "Кайфа Больше Нет" с финальным проигрышем Владимира Белканова на клавишных, вошедший в демо-версию альбома.
Бонус составили три трека, взятые из бутлега "Отбой": заглавная песня одновременно философская и депрессивная. В "Стрёмных Днях" крупным планом показана неприглядная картинка любого постсоветского города 90-х, будь то Москва, Киев, Алматы или Актюбинск. В тексте цитируется песня Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина "Пусть Всегда Будет Солнце!" В песне "Карантин" всеобщее разрушение и безумие достигают своего апогея.
На мой субъективный взгляд, виниловое переиздание имеет единственный недостаток: на конверте к пластинке отсутствует вступительная статья Ермена Анти, повествующая об истории записи альбома, которая публиковалась в буклете к CD. Между тем, информация никогда не бывает лишней. Хотя, возможно, я чрезмерно дотошен. В остальном же издание выше всех похвал. Настоятельно рекомендую коллекционерам постсоветского андеграунда на виниле.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах