Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1097 Откуда: Беларусь
11 Ноя 2022, 22:47 - ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА - "Заклятье Царей"
(c) ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА, 2021
(p) Выргород, 2021
14 tks./t.t. 41:20
Проект Олега "Манагера" Судакова ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА я услышал еще в магнитиздате где-то в начале 90-х. Тогда я активно коллекционировал все существовавшие на тот момент ГрОб-записи. Кто-то подогнал мне бобину с двумя альбомами ЦЫГАНЯТ - "Гаубицы Лейтенанта Гурубы" (1989) и "Арджуна-Драйв" (1990). Услышанное мне очень напомнило работы проекта КОММУНИЗМ, но тогда показалось чем-то вторичным по отношению к нему. Потом в мои руки попадали записи проекта РОДИНА. Что-то из них нравилось, что-то оставляло равнодушным... А ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА всплыли в позапрошлом году внезапно, в связи с работой над рецензией на книгу Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока". Я заново переслушал не только те два альбома, но и все, что было связано с Манагером. В том числе и альбом ЦЫГАНЯТ "Заклятье Царей".
Оформление этого диска выдержано в духе предыдущих альбомов проекта. Манагер - мастер коллажа. Обложку украшает его работа "На каждый следующий год". Можно было бы посетовать на отсутствие буклета с текстами. Но они, тексты, прекрасно слышны на записи.
Альбом записывался совместно с музыкантами уральской группы ОПЫТПЕРЕВЁРНУТОГОСОЗНАНИЯ. Участвовали: Олег Судаков - тексты, музыка, гитары, кукмара (алюминиевая посуда российского производителя "Kukmara", используемая как перкуссия), вокал; Дмитрий Родионов - колокольчик, гитара, бас, варган, драм-машина, запись и сведение (студия "Sinara Records"); Олеся Стратилова - клавишные, синтезатор, бэк-вокал, индустриальные шумы, полевые записи.
Почти все песни были созданы Манагером в ноябре 2020 года в ходе работы над альбомом проекта КОММУНИЗМ "Граница Счастья", в который не вошли. Инструментальный трек, подробнее о котором будет сказано ниже, написан Антоном Артамоновым для проекта РОДИНА.
Музыкальная стилистика представляет собой панк с элементами индастриала. Как и в других проектах, Манагер реализует собственную концепцию мелодичного мышления, которую определяет как "поток образов без огранки сознанием". Принцип создания композиций прежний: концептуальный взгляд на вывернутый мир. Еще одна важная составляющая концепции альбома - отсылки к текстам Егора Летова, Кузи Уо и Черного Лукича как актуализация их смыслов в наши дни. "Заклятье Царей" продолжает традицию радиотеатра, восходящую к предыдущим альбомам ЦЫГАНЯТ и КОММУНИЗМА.
Своеобразное intro к заглавному номеру - запись, сделанная, видимо, во время одной из акций протеста: люди, скандирующие слово "позор", затем увещевание полицейского, заканчивающееся предупреждением. Сама песня - симпатичный рок-н-ролл. Окружающий мир представляется лирическому герою страшным и враждебным, угроза тоталитаризма исходит и от Европы, и от США, и от России, и от исламского мира, даже от новейших информационных технологий. Так и хочется ему (герою) посоветовать быть попроще и научиться обращать минусы в плюсы. Автор цитирует ставший хрестоматийным панк-лозунг "Будущего нет!" Песня "Никогда Всегда" строится на контрасте восторга и отвращения, вежливости и грубости. Аранжировка чем-то напоминает PORTISHEAD, а басовые ходы во вступлении обращены к российскому хип-хопу 90-х. В интермедии "Свобода" воспроизводится диалог двух россиян: первый негодует по поводу беспредела, охватившего страну. Второй приводит весомый аргумент: сейчас кругом свобода. Манагер говорит за обоих собеседников, чьи реплики распределены по стереофоническим каналам. "Расхождения" - искусная игра с местоимениями, которые сталкиваются и противопоставляются друг другу. В интермедии "Выбор" под органный проигрыш дважды повторяется утверждение: "Мир, лишенный выбора, похож на зоопарк". Цитата припева летовского "Зоопарка" - развернутая метафора: внутренняя эмиграция рано или поздно толкает человека на поступок (протест), который оборачивается сроком. Поэтому композицию завершают громыхание ключа, запирающего дверь камеры, и шаги удаляющегося охранника... "Монолог" - чисто манагеровская песня. Лирический герой делится своими переживаниями по поводу российских реалий. Во вступлении и коде угадывается приблизительная музыкальная цитата ("Та-бада-бада") из песни Черного Лукича "Доплыви". Интермедия "Переговоры", в основу которой положены абстрактные, сами по себе ничего не значащие фразы собеседников, чьи голоса множатся, утверждает абсурдность и бессмысленность окружающего мира. Фоном для переговоров служит эмбиентная музыка. Синтезатор и солирующая гитара слышны будто из запредельности. "Ответчики" - еще один рок-н-ролльчик. Можно предположить, что текст написан под непосредственным влиянием Кузи Уо. Хотя... почему именно его? Раскованность воображения, богатство фантазии и подчеркнутая алогичность указывают на связь стихов Олега Судакова с обэриутскими традициями, прежде всего с поэзией Даниила Хармса. Интермедия "Смысл" являет собой очередную попытку ответить на насущный философский вопрос: в чем смысл? А суть-то в том, что смысл остается неизменным... "Объект Вселенной" - размышление автора, логически заканчивающееся вопросом: если мозг самый сложный объект вселенной, почему в мире столько дураков и отморозков? В начале, конце и между куплетами повторяется песенное междометие "ом-ма-о", напоминающее заклинание. "Сверхлогика" - еще немного философии... Впрочем, углубляться в манагеровскую сверхлогику вовсе не обязательно. Песня "Мохнорылость Красот" была написана еще в 1990 году для альбома... который состоялся лишь 31 год спустя. В ней в полной мере воплотилась вышеописанная манагеровская концепция мелодичного мышления. Интермедия "Отчаяние" отражает состояние говорящего на фоне фальцетных завываний самого Манагера, который сначала обращается к кому-то с просьбой не делать что-то, что ему явно неприятно. Просьба перерастает в мольбу, затем в исступленный крик... Наконец, слова исчерпываются. Остаются протяжные безмолвные вопли... Инструментал "Преображение", написанный и аранжированный Антоном Артамоновым и сыгранный в стиле сёрф-рок, вносит долгожданное расслабление.
Альбом проекта ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА "Заклятье Царей", безусловно, заинтересует любителей российского андеграунда. Коим его настоятельно рекомендую. Остальные при желании могут ознакомиться с ним на популярных цифровых площадках.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах