08 Ноя 2018, 21:02 - Ди Курцман - "Качели На Краю Света"
(с) Д. Курцман, 2018
На краю Света и Тьмы
Слово "добро" уходит из нашей речи. Кажется, нынче им пользуются только оголтелые пропагандисты и те, кто усердно десять лет подряд репостят один и тот же призыв помочь щеночкам, которых завтра усыпят. Прилагательное "добрый" стало торговым брендом; скажи о ком-то, что он поёт добрые песни - и слушатель невольно поморщится, представляя слащавое сюсюканье, которым не проймёшь и детей с особенностями развития.
Но я всё же рискну. Песни Ди Курцмана и группы THE DARTZ - добрые. Среди бесконечных "битв бобра с козлом", где каждый прав по-своему, а подлинной правотой не обладает никто, сторона Света по-прежнему одна - это сторона любви и сочувствия. Сторона спокойной ненавязчивой доброты и уверенности в том, что рано или поздно, так или иначе всё станет хорошо.
Я не слышала у Ди ни одной злой песни. Ни одной презрительной. Ни одной хотя бы раздражённой. Мрачные - да, бывали, но неизменно этот мрак стоял снаружи, а не изнутри, и всегда отступал (не в этой песне, так в следующей), не в силах искорёжить то светлое и полное надежды восприятие мира, которое отчего-то принято называть детским.
Вот и сыгранный чистым и прохладным, каким-то хрустальным звуком альбом "Качели На Краю Света" такой же, хотя, казалось бы, и в заглавной песне, и во многих других речь идёт вовсе не о мире радуг и розовых единорогов.
Когда мне бывает тоскливо
Так, что в пору прощаться,
Я тоже встаю у обрыва
И начинаю качаться...
Там, за обрывом - вечный вопрос "А что, если я никогда не проснусь?", там бушуют волны и житейских, и подлинных морей, разрывается сердце (но от любви, только от любви), там на больничных приборах перо рисует коду, и оператор выключает ленту, но пока есть тот, кто с искренним интересом попросит: "Расскажи мне о себе", пока проступает в небе первый луч зари, пока кипит на огне чайник и настаивается чай с лимоном и имбирём, то, если повезёт, возьмёшь обратный, обратный билет в жизнь и радость, где руки уверенно сжимают канат, пусть даже канат самодельных качелей, и корабль идёт...
Вот о песне, одноимённой знаменитому феллиниевскому фильму, хотелось бы упомянуть особо. Простая и выразительная, в дуэте с Сергеем Калугиным она прозвучала почти идеально. У её лирического героя два разных голоса: калугинский голос рыцаря без страха и упрёка, шагающего прямиком в легенду, и совершенно земной, обманчиво-слабый, тёплый и человечный голос Ди. И на этом контрасте боль и тоска превращаются в медленное, трудное и с непонятным исходом, но всё же восхождение - восхождение не вовне, а внутри себя. Сквозь тоску и одиночество, сквозь мелкие и невыносимо-крупные заботы - вперёд и вверх.
Хорош и второй дуэт альбома - с Хелависой, хотя он и не разбивается так легко на понятные роли. Но, наверное, слишком просто и плоско было бы сделать из песни "Стрела" диалог жизни со смертью. Тем более что и смерти-то там нет - одна лишь рвущаяся на свободу и летящая в широкий мир душа, то ли привязанная к своему телу, то ли уже и нет, неважно. Но когда пронзительный, не вполне человеческий (так могла бы петь, пожалуй, ива) голос Хелависы сливается с окрепшим и словно распрямившимся голосом Ди, мороз дерёт по коже и внезапно перестаёт пугать то, что казалось страшнее самого ухода - медленное умирание.
С рождения до смерти Земля качает нас между Светом и Тьмой, между днём и ночью, и чувства, эмоции наши так же раскачиваются в этом вечном полёте. "Тот, кто постоянно ясен - тот, по-моему, просто глуп", - сказал поэт почти век назад. Но это не про Ди Курцмана. Конечно же, не про него.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах