Юлия Боровинская Автор

Зарегистрирован: 08.12.2008 Сообщения: 596
|
26 Фев 2016, 09:26 - ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Для Тех, Кто Видит Сны. Vol. 2&quo |
|
|
(с) & (p) ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, 2016
"Уснуть... и видеть сны?"
Не с первых слов и даже не с первых нот - с самой обложки, заставляющей вспомнить и мрачную индуистскую богиню Кали, и мексиканский День Мертвых, видно, что второй диск "Для Тех, Кто Видит Сны" ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ посвящен тем, кто видит совсем другие сны - те самые, о которых мучительно рассуждает Гамлет: "Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят?" И в первой же композиции автор яростно декларирует, что для него смерть не вечность небытия, а лишь конечный, подобный сну промежуток, - ведь цитирует он строки Апокалипсиса, посвященные пробуждению мертвых.
Вообще, "яростный" - это прекрасное определение всего творчества Сергея Калугина, с тем лишь уточнением, что ярость эта, весь его напористый пафос рождается не от злости, а от светлой истовой веры идеального крестоносца, изо всех сил рвущегося и зовущего за собой к Свету.
Мне трудно судить, как воспринимают этот альбом люди религиозные: кажется ли им тяжелый гитарный звук, дробь ударных и смесь небесного сопрано Елены Юркиной с суровым мужским гроулом кощунством и насмешкой, или наоборот, радует новой жизнью, которую вдыхают музыканты в слова, покрытые пылью тысячелетий. Но у неверующей меня перехватывает дыхание, и так хочется изо всех сил надеяться на то, что смерти действительно нет.
Так хочется надеяться, что наша жизнь - это фильм с открытым финалом, куда нас плавно и умиротворенно уносит вдаль по синей воде под прозрачные звуки акустической гитары и флейты, без боли и сожалений в вечном нигде, и даже налетающая буря с ее электрическим гулом и грохотом оборвется звенящей тишиной.
Звездной тропой возвращаются из жизни домой те, чьи роли уже навсегда сыграны, возвращаются радостно, не оглядываясь на остающиеся у них за спиной слезы живых. И наверняка многих греет непонятное мне торжество и ликование третьего трека, но, должно быть, и не для меня он написан...
А вот что для меня - так это впервые прозвучавшая еще на сингле 2012 года "Черная Земля". И, как в первый раз, снова и снова морозом по коже продирают меня слова, так явственно звучащие из летовской могилы, хоть и другим голосом (а ведь, казалось бы, хрип перехваченным горлом с легкостью имитируют все кому не лень - но то, что годится для пацанов на лавочке, конечно, вряд ли уместно для совсем другого, самостоятельного и яркого музыканта):
Думали, забыли? Думали, пиздец?
Думали, зарыли? Думали - мертвец?
Но смерти нет, нет, нет, и это только кажется, что некому сражаться, некого любить - любовь, как давно известно, никогда не перестанет...
И именно этой непрестанной любви посвящена "Эпитафия II" с ее торжественно-органной "дантовской" первой частью (прекрасной во всем, кроме одного царапающего меня момента: что ж автора-то... ну, или его лирического героя... с его великой любовью занесло во второй круг ада, где томятся прелюбодеи? кого он предал? кому изменил?) и развеселым торжеством плоти во второй части. И, наверное, именно этот, на первый поверхностный взгляд неверный порядок - вначале душа, потом тело - и не дает окончательно покрыться мрамором и окаменеть.
Слушая следующий трек - "Русский Экстрим", - трудно не вспомнить другую песню с похожим названием, "Экстрим" Михаила Башакова, герой которой в конце решает:
Бог с ним, с адреналином, со страхом
Брошу парашют - пойду монахом
Возрадуемся, воздадим, возблагодарим...
Экстрим! это и будет экстрим,
Вот такой вот русский экстрим...
Вот только герой Калугина в монахи не собирается, ему хватает адреналина и на мертвых полях своей злосчастной родины.
И если спросят, какой нам в этом профит,
и если скажут: "Умней заняться чем-то другим",
то мы в ответ не поведем и бровью -
мы просто будем делать дальше этот русский экстрим!
Сам Калугин в одном из интервью сказал, что эта вещь заменила на диске "Шитрок", известный нам по синглу... хотя, по-моему, "Шитрок" был и мощней, и безысходней. Но новая вещь в альбоме всяко лучше старой, тем более что "Шитрок" 2012 года, хоть и названный тогда синглом к следующему (стало быть, именно к этому) альбому, давно уже существует самостоятельно и самодостаточно.
И если "Русский Экстрим" в заявленную тему, на мой взгляд, вписывается весьма условно, то песне "78-й" в альбоме о смерти самое место. Ведь если вдуматься, тех, кем мы были когда-то - в младенчестве, в детстве, в ранней юности - давно уже нет на свете, они умерли, как умерли времена, по которым они бродили, а в нас живёт лишь память о них. Мёртвое, хоть и светлое время - 1978 год глазами ребёнка, в которых смерти и ужаса нет...
И ту же тему мертвого прекрасного времени нежно и бережно продолжают "Окна":
Мы однажды взлетим
В это небо и станем свободны
И когда в наши души
Ударит Великий Рассвет,
То ответным огнем
Полыхнут на Земле наши окна,
Навсегда наши окна
В домах, там, где больше нас нет.
Но главное в этой песне разворачивается вовсе не в тексте, а там, где он заканчивается: страшно рычит голос смерти - и все же никнет перед стойкой мелодией надежды... и только одинокая душа тоненько плачет в финале не то котенком, не то младенцем...
Но "станет легче, мой ангел, клянусь, станет легче" обещают нам уже в следующем треке. Песня "Рыцари Неба", явственно перекликаясь с "Путем Во Льдах", становится своеобразным мостом между Vol. 1 и Vol. 2 "Для Тех, Кто Видит Сны". "Вечный путь от Сердца к Солнцу" заканчивается - "рыцарь Сердца становится рыцарем Неба". И невольно оглядывается на того человека, кем был много лет назад, на того, чьи надежды и страхи давно уже забылись. И нет грусти в этом взгляде, нет жалости - к чему жалеть уже идущего к тому, чтобы стать чем-то большим?
Стать чем-то большим - вот главное, что случается с теми, кто перешагнул смертный порог. Обрести новое измерение свободы, новое качество души, новое качество любви... Вот то, во что яростно верят Сергей Калугин и ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, верят их слушатели. А я? Не знаю...
Завершают альбом инструментальная "Для Тех, Кто Видит Сны", где человеческий голос звучит лишь несколькими женскими вздохами, и бонус-трек, заново записанная торжественная композиция на латыни "Rex", где, в отличие от варианта с альбома 2005 года "Двери! Двери!", мужские партии исполнили сами музыканты группы - своеобразный побег от текстовой составляющей в область чистой гармонии. А впрочем, музыка "Rex" сама по себе настолько драматургична, сюжетна и переполнена страстями, что перевод здесь вряд ли кому-то понадобится.
Думаю, что все те, кто так долго ждал новый альбом ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ, все, кто радостно участвовал в их фантастически успешном и молниеносном краудфандинге, не разочаровались ни на секунду. Как и я сама.
И вот странное дело: я атеистка, но искренней и истовой верой, звучащей в этих песнях, могу только восхищаться. Я не люблю пафоса, но светлый, ни в едином звуке не фальшивящий пафос альбома пробирает меня до глубины души. И - так уж случилось, что этот диск, посвященный смерти, стал самым живым, что я слышала за последнее время. |
|