Еще в прошлом году Илья "Черт" Кнабенгоф объявил о грядущем выпуске трилогии. Предполагались три совершенно разных альбома, не похожие друг на друга.
"Изолятор" - работа весьма сложная по концепции. Ее воплощение потребовало большого арсенала выразительных средств. Материал записывался расширенным составом: Илья Черт - гитара, вокал; Сергей Вырвич - бас; Никита Белозёров - барабаны; Егор Убель (KUSTO, МАДЕРА) - гитара; Роман Рябов (APRIL BECOMES ME, HOT BLOOD NATURE) - гитара; Сергей Букреев (ВЕТЕР) - гитара; Максим Некрасов (АНСАМБЛЬ МАКСИМА НЕКРАСОВА, сотрудничество с джазовыми и рок-музыкантами, поп-исполнителями) - губная гармошка; Сергей "Змей" Волгушев (F.P.G) - труба; Олег Петрищев - баян; София Хомченко - бэк-вокал; Дмитрий Атаулин - бэк-вокал. Важно отметить, что сессионные музыканты, задействованные в записи, играют разную музыку - от классического джаза до трэш-метала. А потому и альбом получился стилистически по-хорошему разноплановым. Причем каждый стиль выполняет драматургическую функцию. Музыкальная составляющая обращена к началу 90-х, когда набирали обороты такие направления как хардкор, инди-метал-рок и индастриал.
Музыканты проявили изобретательность в подходе к саунду. Так, в записи использовались разные гитары: два "Gibson Studio Custom", "RD" и "ESP". Тяжелый гитарный звук, записанный без привлечения компьютерных технологий, соседствует с сэмплерными подложками в духе MINISTRY и NINE INCH NAILS. Музыканты, как могли, старались сохранить сырое, агрессивное звучание с "грязью", скрежетом, случайно задетыми нотами, а потому не вносили правки в уже записанные дорожки. Таким образом, в альбоме воссоздается атмосфера живого, честного исполнения композиций.
Тексты песен написаны разными людьми и в разное время - с 1994 года по наши дни. Мне, как человеку крайне педантичному и придирающемуся к мелочам, хочется высказать ПИЛОТУ и издателям маленькое "фе". На внутренней стороне диджипака перечислены соавторы альбома: Стас Витлер (ТОПОРЫ), Татьяна Калинникова, Андрей Косолапов, Фрол Жуков, Татьяна Ефремова, Анна "Али" и Виктор Подшивалов. Неужели так трудно было указать, кто автор какой песни? Допускаю, что ПИЛОТ просто не посчитал такие подробности необходимыми. И в этом есть определенная логика: несмотря на то, что авторы текстов песен разные, концепция альбома нисколько не пострадала. Вербальный субтекст выдержан в одном направлении. В авторские строки органично вписываются цитаты и реминисценции из Библии, кельтской мифологии, русского фольклора, Николая I, А. Пушкина, А. Чехова, С. Есенина, А. Барто, Ю. Мориц, Б. Окуджавы, Л. Дербенева, Э.-М. Ремарка, С. Хантингтона...
Выбор названия не случаен: альбом посвящен теме карательной психиатрии, к которой прибегало государство с целью оградить общество от личностей, чье мировоззрение отличалось от общепринятого. Концепцию и настроение альбома тонко почувствовали дизайнер Дмитрий Прокопьев и художник Антон Семенов - авторы оформления. А гуманоид (или некое странное существо с яйцеобразной головой и вытянутой вниз мордой), изображаемый то без волос, рта и носа, но с большим отверстием вместо глаза, то с глазами и ртом, но без носа, и почему-то в терновом венце, - это, надо полагать, то, во что превращается человек в результате принудительного лечения. Ремешок от часов на фоне серой текстуры (там, где емкость под диском) явно намекает на ремни, которыми обвязывали буйных душевнобольных... Можно сформулировать концепцию альбома еще более общо и кратко: насильственное подавление социумом любой индивидуальности. Ибо тот, кто не такой, как все, - душевнобольной, а, следовательно, опасен для общества.
Вставки между песнями представляют собой краткие описания 13 психических заболеваний, проиллюстрированные монологами пациентов психиатрических клиник, записанными в начале 60-х годов. В их числе - рассеянный склероз, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, дессоциативное расстройство личности, фобии, старческое расстройство памяти, болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие, шизофазия, эпилепсия... Создатели альбома подчеркивают мысль о болезни самого общества и безумии окружающего мира. Она красной нитью проходит через песни "В Аду" и "Олигофрения". Авторы текстов песен "Собачья Смерть" и "Кривда" сосредотачивают внимание на различных аспектах бинарной оппозиция "индивид - социум". "Истерика" - философские размышления о религиозных и нравственных аспектах бытия. Герой песни "Грязь" изо всех сил старается сделать мир добрее, но терпит неудачу и испытывает разочарование. Положение личности в тоталитарном обществе - так можно вкратце обозначить содержание песни "Аутоджихад" (то есть священная война внутри себя или с самим собой). Быть может, названием и сэмплами из арабских мелодий автор намекает на угрозу реванша халифата, который, как известно, либерализмом не отличается...
В песне "Работа Волк" обыгрываются русские пословицы "Работа - не волк, в лес не убежит" и "Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит", фразеологизм "после дождичка в четверг". Быть волком - работа лирического героя. Убедительности песне придает волчий вой в коде.
В наше время противопоставление рок-н-ролла и реальной жизни становится чем-то из разряда анахронизмов. Об этом исполненная иронии песня "Рок-н-Ролл Для Мужиков" (отдельное спасибо Максиму Некрасову за великолепную губную гармошку!). "Самахани" ("Извини", "Прости", "Прошу Прощения") - приглашение посетить волшебный остров Занзибар, заповедник счастливой жизни. Первая часть песни исполняется на суахили, вторая - на русском. Внимательно вслушиваюсь в музыкальный субтекст и задаюсь вопросом: не перепутали ли часом авторы Занзибар с Ямайкой? Впрочем, реггей можно петь на любом языке.
Песня "Черный Огр" как бы состоит из двух контрастных частей: в запеве герой обращается с вопросами к мифологическому персонажу - злобному великану-людоеду и, похоже, не получает ответа; в припеве повторяет жизненные правила, следовать которым не так уж и сложно.
Есть здесь и реальные хиты. "Дитячая" - песня радости и счастья, гимн жизни. В музыке отчетливо слышно влияние Владимира Шаинского (времен мультфильмов "Шапокляк" и "Крошка Енот"), а в аранжировке - Егора Летова (времен ЕГОРА И ОПИЗДЕНЕВШИХ).
Моя самая любимая вещь в альбоме - "Поселок", являющая собой монолог провинциального поэта. Для большей реалистичности Илья Черт поет хрипловатым, "пропитым" голосом. А за вдохновение поблагодарим Юрия Шевчука!
Завершающая альбом "Дорога На Небеса" отсылает к православным песнопениям. По всей видимости, ее поет а капелла София Хомченко. Песню характеризуют величественность, одухотворенность, полетность, прозрачность, устремленность к свету.
Альбом группы ПИЛОТ "Изолятор" я бы порекомендовал только и исключительно тем, кто не ленится прилагать интеллектуальные и духовные усилия. Да и к познавательной деятельности он однозначно стимулирует. Лично мне по прослушивании альбома захотелось тотчас же обратиться к Википедии и словарям, с тем чтобы узнать значение доселе неизвестных мне терминов.
На днях Илья Черт сотоварищи выпустили второй альбом трилогии - "Кукушка". Но это тема, заслуживающая отдельного разговора.
При всей моей симпатии к "Пилоту" и любви к ряду их альбомов:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Альбом "Изолятор" вреден для вашего здоровья.
Также отмечу, что тексты очень слабые, например "Рок-н-Ролл Для Мужиков" ниже всякой критики.
Геннадий Шостак Автор
Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1099 Откуда: Беларусь
20 Апр 2016, 18:50 -
> ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Альбом "Изолятор" вреден для вашего здоровья.
мне кажется, было бы правильнее проявлять индивидуальный подход. вред здоров’ю могут причинять кофе, сахар, мясо… а американские психологи в конце 80-х гг. минувшего века пришли к выводу о полезности курения, которое успокаивает.
так что не всё так однозначно.
vadimlv Почти мембер
Зарегистрирован: 02.11.2010 Сообщения: 33
21 Апр 2016, 16:35 -
> так что не всё так однозначно
Абсолютно с вами согласен, но я ведь не рецензию писал, а добавил свое личное ощущение. Во время прослушивания мне физически было нехорошо.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах