Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Рабкор"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1102
Откуда: Беларусь

Сообщение 19 Ноя 2013, 20:23 - ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Рабкор" Ответить с цитатой

(c) & (p) Дети Солнца/Союз, 2012
12 tks/T.t. 35:58


"Рабкор" - двенадцатый по счету альбом в дискографии ЛТ. В большей степени он напоминает агитпоп-трилогию "Капитал" - "Manifest" - "Культпросвет", в меньшей - философско-публицистические "Веселые Картинки". Но здесь протестность как таковая доведена до крайности. В музыкальной составляющей преобладает маршевость, в поэтической - плакатность, в исполнительской - декламационность. Рождению альбома предшествовал ряд событий.

19 декабря 2010 года в Минске прошли очередные выборы президента Республики Беларусь. Оппозиционные кандидаты в президенты, не признавшие легитимности избрания Александра Лукашенко на четвертый президентский срок, устроили акцию протеста, были арестованы и привлечены к уголовной ответственности за якобы массовые беспорядки. Деятели белорусской культуры, в числе которых был Сергей Михалок, подписали письмо в защиту белорусских политзаключенных, за что попали в так называемые "черные списки". Весной 2011 года власти помешали ЛЯПИСУ ТРУБЕЦКОМУ провести презентацию альбома "Веселые Картинки", более того, группа лишилась возможности выступать в Беларуси. Музыканты выехали в Москву, где находятся по сей день, а альбомы записывают в Киеве. Лидер группы дал интервью интернет-телеканалу 1tv.net.ru, в котором высказал все что думает о белорусской власти в целом и о Лукашенко в частности, тем самым поставив под сомнение саму возможность вернуться в Минск - город, который считает родным. Но и из Москвы он пристально наблюдает за происходящим в Беларуси. И не только наблюдает, но и откликается новыми стихами и песнями.

Какова этимология названия альбома? Слово предоставляется Сергею Михалку: "Альбом называется "Рабкор" - это музыка восставших рабов, то есть по аналогии с "рабочим корреспондентом" еще. Мы ездим по всей стране, разговариваем с людьми, мы видим, что происходит, и все это потом реализуем в песнях и видеоклипах. Это близко даже к уличной субкультуре, потому что здесь будет много клипов, построенных на граффити, очень много слов и лозунгов, много ярости и раздражения. Это наш самый агрессивный и самый остросоциальный альбом из всех, потому что тема социального противостоянии, тема свободы личности здесь присутствует как нигде в наших предыдущих альбомах".

Кратко концепцию "Рабкора" можно сформулировать стихотворной строчкой: "Молодость и радость, анархия и ярость!" При всей своей лозунговости и социальной заостренности альбом, тем не менее, изобилует интересными музыкальными находками.

Реализация авторского замысла "Рабкора" потребовала расширенного инструментария. В состав ЛТ входят: Сергей Михалок - почти все тексты, музыка, вокал, речитатив; Павел Булатников - перкуссия, вокал, речитатив; Руслан Владыко - гитара; Влад Сенкевич - труба; Иван Галушко - тромбон; Денис Стурченко - бас-гитара; Денис Шуров - ударные. Приглашенные сессионные музыканты: Эдуард Россоха - валторна; Влад Ярун - гитарные эффекты; Виталий Телезин - синтезатор; Александр Береговский - ударные; Артем Бабурин, Наталия Исаченко и Алёна Шарун - бэк-вокал. А в записи "Intro" был задействован Заслуженный Академический симфонический оркестр Национальной теле-радиокомпании Украины под управлением Владимира Шейко (спасибо Константину Шелудько и Евгению Дидыку за блестящие аранжировки!).

С музыкальной точки зрения "Рабкор" представляет собой сочетание ска-панка, хардкора и ню-метала; жесткие, агрессивные гитарные риффы поддерживаются духовой секцией. А вальсообразное "Intro" записано с оркестром и женскими бэками. По содержанию оно контрастирует с остальным материалом альбома. Это красивый мир иллюзий, который очень скоро разрушится:

В волнах рыдает пьяная луна,
Оркестр играет с каждым тактом хуже.
Приятно жить в плену хмельного сна,
Упав на дно весенней теплой лужи.


Таким образом, освобождение из плена хмельного сна подготавливается уже в последних строчках вступительной композиции. Добро пожаловать в нашу неприглядную, жестокую реальность!

Просыпаемся под бодрящий аккомпанемент гимна-марша на стихи классика белорусской поэзии Янки Купалы "Не Быць Скотам" ("Не Быть Скотом"). Наряду с заглавной, эта песня - основополагающая для концепции альбома. Посему хочется посвятить ей отдельный абзац.

Те, кто хоть раз бывал на концерте ЛТ, знают, что Сергей Михалок в перерывах между песнями читает стихи как собственного сочинения, так и любимых поэтов. Среди прочих с 2010 года со сцены звучало купаловское стихотворение "Хто Ты Гэткі?" ("Кто Ты?"), написанное в 1908 году. "Я долго не мог подступиться к этому стихотворению, ведь здесь в нескольких строчках заложен эпос и история целого народа, - рассказывал впоследствии Михалок. - Меня потрясло, что стихи, написанные много лет назад и бывшие в то время злободневными и сфокусированными на реальной жизни, и сегодня звучат очень актуально. Забавно, что Купала может подсказать всем белорусам, что делать и как жить здесь и сейчас, - причем лучше, чем любые речи современных политиков". На одном из концертов в Санкт-Петербурге в сентябре 2011 года состоялась премьера песни. Давая ей название, Михалок сознательно заменил первую строку стихотворения на последнюю, сочтя ее более актуальной и соответствующей его жизненной позиции: "Для меня сейчас "Не Быць Скотам" - то есть не быть безмолвной скотиной, жвачным животным, равнодушным ко всему, что творится вокруг и довольным содержимым своей кормушки, - это вообще главный девиз". В песне содержится призыв к пробуждению национального самосознания белорусов.

Всю свою деструктивную энергию Михалок сотоварищи вложили в заглавный номер. Здесь социально-политический протест достигает своего апогея. Появляется собирательный персонаж - Адольф Виссарионович Сатана. Судя по содержанию этой и других песен, можно заключить, что "Рабкор" - столь же антилукашенковский альбом, сколь антипутинский, антиянуковичевский или антиназарбаевский (при желании можно подставить фамилию руководителя любой страны СНГ). Концентрация сатирического, я бы даже сказал, саркастического начала достигает максимальной плотности в песне "Путинарода". На образный строй работает все, вплоть до банальной рифмы "звезда" - "пизда". В песне-речевке "Броненосец" ("Ты Ни При Чем") автор направляет весь свой обличительный пафос против обывательства, продажности и пофигизма:

Тысячи наших братьев
Гибнут во имя свободы.
Полиция дрочит властный орган
За пакет социальной блевоты.
<...>
Ты ни при чем!
Равнодушие убивает не хуже пули.
Ты ни при чем!
Мир погибает - ну и хули?


Цитата из булгаковского романа ("На Патриарших масло разлилось. Воланд идет. Все готово!") подчеркивает абсурдность современной реальной жизни.

А в композиции "Убей Раба!" Михалок вступает в полемику с великим русским классиком: нет, не по капле из себя раба нужно выдавливать - на это нет времени, - а одним махом. Судя по альбому и по последним событиям, у самого автора это получается блестяще.

"Лилипут" формально тяготеет к лирике. Настроенчески песня перекликается с "Шутом" из "Веселых Картинок". В припеве пытливое ухо обнаружит автоцитату Михалка - быть может, еще кто-то помнит песню ЛТ "Огоньки"? А текст столь же социален и публицистичен: это монолог постсоветского человека, оказавшегося за чертой бедности, живущего одними воспоминаниями о прошлом и не видящего впереди никакого просвета.

Панас (Афанасий) из одноименной песни восходит к гротескным образам раннего Гоголя: как и автор "Вечеров на хуторе близ Диканьки", Михалок-поэт, с одной стороны, ощущает трагическую сущность бытия, с другой - не проходит мимо его, бытия, комических сторон. Лично у меня кровопийца Панас, сверкающий голой сракой, вызывает скорее смех, чем страх. Кто-то улавливает в этой песне прозрачные намеки на политические реалии. Что ж, и такой точке зрения не откажешь в праве на существование: ведь стоит Панасу сдохнуть - и наступит "новае жыццё, новы час" ("новая жизнь, новое время").

Пристального внимания заслуживают две автобиографические песни Михалка. "Цмок Ды Арол" ("Змей И Орел") раскрывает тяжелое переживание автором своего добровольного изгнания, оторванности от родины, дома и семьи. Сколько неподдельной боли, непередаваемой муки в строках:

Белыя воблакі,
Чорны анёл...
Старыя ворагі -
Цмок ды арол
.

(Белые облака,
Черный ангел...
Старые враги -
Змей и орел).

"Железный" - гневная отповедь властям на запреты, "черные списки" и повестки в прокуратуру. За 20 лет до написания песни, в 1992 году, Михалок пережил клиническую смерть, после которой ему уже ничего не страшно.

Две песни явно выпадают из концепции "Рабкора". "Маеш Яйцы?!" ("Имеешь Яйца?!") - чистейшей воды стеб, присутствие которого в альбоме не вполне понятно, да и сама песенка так себе. А в заключительной "Lyapis Crew" Михалок сотоварищи иронизируют над собой и своими поклонниками. Мне кажется, эта песня лучше вписалась бы в "Веселые Картинки" или какой-нибудь другой альбом группы.

Резюме: "Рабкор" - хороший злободневный альбом. Но, мне кажется, его ожидает судьба скоропортящегося продукта.

Прослушать альбом
Скачать альбом (скачивание платное)
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006