"Все же, все же, все же, все-таки
Не стоит в жизни унывать:
Вместе будем слушать музыку -
И вместе будем танцевать
Отзовется на печаль она,
Она откликнется на смех
Эта светлая мелодия,
Эта музыка для всех".
В. Некляев, песня ВИА ВЕРАСЫ
Это фольклор. Фольклор, именуемый самими музыкантами Традицией - именно так, с большой буквы. Это то, что сохранено и донесено из глубины веков - и это пронзительно-свежо. Это прошедший трансформации современного языка и звука дух язычества, обретший новую форму, где даже электрическая аранжировка не выглядит кощунственной. Это новые песни, удивительным образом соединяющиеся ладом и мелодикой с песнопениями дохристианской Руси. Это отчетливая естественность образов и понятий даже в самых "колдовских" песнях: никакого лубка, никакого фэнтэзи, не - "как хотелось бы, чтобы было", а - "как было на самом деле". И это - всепобеждающее чувство радости практически в каждой песне.
Это фольклор - и это музыка для всех. Наверное, каждый поклонник современных музыкальных форм найдёт здесь что-то для себя. Скажем, любители героических саг и древнего эпоса, воспетых в тяжелом роке, запросто смогут заслушиваться "Кормчим" и "Былиной", поклонники эзотерики - наслаждаться стихами и текстом монументального творения "Восхождение Белой Луны", любители психоделии могут помедитировать под языческие мантры "Самайна", фанаты русского рока, вплоть до красно-черных ортодоксов - оторваться в полный рост под "Смотри! Это Ветер", охотники до парадоксов и песенного юмора - насладиться "Черной Вязью", а те, кто любит народные мотивы - сколько угодно подпевать "Купале".
В отличие от большинства коллективов и исполнителей, слышанных лично мною, и так или иначе работающих с разными формами фольклора, московская группа КАЛЕНДАРЬ идёт наиболее правильной и естественной дорогой. Отлично зная Традицию, музыканты группы не тратят зря время на бесконечные интерпретации того, что написано и спето бессчетное количество раз до них, - но продолжают развивать эту Традицию дальше. И делают это с подкупающей живостью. Все тексты песен написаны современным языком, без старославянизмов (кроме разве что имён) и какой-то особой терминологии, понятной лишь посвященным. При этом дух язычества сохранён везде настолько бережно, что иногда от ощущения реальности мороз продирает по коже.
Насколько верны языческие интонации в песнях группы, судить, наверное, не мне, - пусть об этом лучше скажут специалисты. Но не верить этим песням невозможно. И даже встречающиеся в текстах вовсе не славянские понятия (драккар - боевой корабль викингов, Самайн - конец лета, кельтский Новый год, празднуется 31 октября) вполне укладываются в понятие "наше" - если вспомнить, кто правил Русью добрые две трети времени её существования как государства...
Они все очень разные, эти восемь песен, составляющие альбом. От торжества черного пламени "Кормчего" - до зыбкого марева "Былины", от всерьез леденящего языческого триллера "Ночь Щедра", где ночная встреча в лесной чаще с волком оборачивается совсем не голливудским сюжетом, - до познания себя в "Самайне" через Коло - точку перехода от возрождения к смерти и обратно. А настоящий боевик "Смотри! Это Ветер" (фолк-боевик, если хотите - и это тоже не катахреза, а просто факт) по драйву даст сто очков вперед любому рок-н-роллу, - и это при отсутствии тяжелых гитар. Очень живо представляется, кстати, как смог бы спеть эту песню Кинчев - и одной этой песней убрал бы напрочь весь картонный пафос сразу нескольких своих последних альбомов...
Центральная же композиция альбома - "Восхождение Белой Луны", начинается с блестяще прочитанного эпического стиха, лишь чуть-чуть подзвученного лёгким, едва слышным перебором балалайки, краткими вставками трубы и звуками грома и ветра и разворачивается в целый спектакль с волхвованием. Если следить за исполнением по тексту - то девять (!) минут произведения пролетают, словно две. И никакой тяжести восприятия.
Замыкают альбом две песни. Полусерьезная "Черной Вязью" - красивая, не слишком внятная зарисовка, ещё в самом начале которой мелодия легко узнаётся - это "Комиссар", более всего известный в исполнении Чижа. Здесь, разумеется, исполняемый со своим текстом и всей славянской атрибутикой - оберегами, ворожбой и поцелуем Марены - согласно языческой мифологии, богини смерти. Но главный эффект - впереди: отпев четыре куплета и не меняя серьезных интонаций, музыканты легко переходят на текст... революционной песни о Щорсе: "Шёл отряд по берегу, шёл издалека, шёл под красным знаменем командир полка...". С одной стороны, это смешно, даже если слушаешь и не в первый раз. С другой, можно посмотреть на эту трактовку и так, что революционный эпос - тоже часть Традиции, та часть, что уже заняла свое место в истории - и её не выкинуть оттуда, как бы ни старались это сделать новомодные учебники истории, в очередной раз переписанные в духе веяний нового времени. Не знаю, на это ли намекалось в песне?..
И последняя вещь - "Коляда". Праздничная, как это и положено, хороводно-плясовая, с соблюдением всех ритуалов - зачина, основной темы и концовки. И - всё очень просто, завораживающе просто - как это и должно быть на самом деле. Яркое пламя костров, зажженных Солнцем; вот хоровод с песнями - по ходу Солнца, а вот идёт козёл - "каждый рог длинен, остер - его кудри мягче льна - и в колосьях борода" - и всё это с припевками "Ой, Купала!", с нарастанием темпа и громкости, выливающимися в полноценное обрядовое действо.
И, как ни странно, именно в этой, далеко не самой пафосной песне альбома, таится небывалая мощь. Мощь чего-то такого, что не осязаемо в реальности, но что не смогли переломить ни тысячелетие чуждой, насильно навязанной византийской религии, ни полтора века средневековой азиатской тьмы, ни более поздние веяния и влияния - как культурные, так и политические - которые, наоборот, сами переваривались на этой земле и обретали свой, неповторимый колорит, непонятный чужеземцам и зачастую не объяснимый внятно даже его носителями. Иначе как ещё можно объяснить строки из "Язычества моей жизни" - прозаического произведения вокалистки и автора большинства песен Велегры: "...Взять в руки стальной клинок и ощутить, как рука сама начинает закруглённое и полное внутренней силы движение, которому тебя никто никогда не учил?".
И если у КАЛЕНДАРЯ всё сложится хорошо - пусть же древние боги подарят им судьбу Цезарии Эворы, сделавшей музыку своего народа известной и понятной всему миру, вне зависимости от культуры, религии или национальности.
Ведь у нас всегда было, есть и будет то, чем мы можем догнать и перегнать Америку. Потому, что это - уникально.
Ну почему нет?.. Такие вещи ведь передаются из поколения в поколение... Конечно, за столько времени многое меняется, но основа остается. Я думаю, если специально искать - то вполне можно найти что-нибудь даже из столь древнего наследия.
А, собственно, чем это лубок так уж и плох-то? Отчего это его так старательно гнобят?
Тем, что это ненастоящее. Обман, выдаваемый за бывшую действительность. Нет, я ничего не имею ни против сказок - как в народном изложении, так и вышедших из-под пера Толкиена - но просто когда хочется настоящего, а тебе подсовывают сказки - это раздражает...
NH Наш человек
Зарегистрирован: 26.07.2004 Сообщения: 521 Откуда: Москва
23 Окт 2006, 12:08 -
Алекс Драйвер
Ну почему нет?..
Да потому, что говорить что-либо о звучании народной музыки, более чем на два века назад, можно только на уровне гипотез. Ибо, по понятным причинам, записей оной не сохранилось. Даже в случае нахождения чуть более древних инструментов, специалисты весьма осторожно высказываются о том, кок они должны были звучать и какова была техника игры на них. А уж про какую-то там мелодику даже не заикается никто...
Алекс Драйвер
Такие вещи ведь передаются из поколения в поколение... Конечно, за столько времени многое меняется, но основа остается.
Даже классическая музыка, при всей ее нотной задокументированности, притерпела очень сильные изменения всего за пару-тройку веков. Сравните современное звучани и тех, кто придерживается аутентичного звучания оной. Разница очень существенная. А народная музыка - вообще штука живая. В том плане, что постоянно впитывает в себя что-то новое и отбрасывает что-то старое. Как и устная традиция. Например, большинство былин, посвященные каким-то древним событиям, реально описывают куда как более поздние...
Алекс Драйвер
Я думаю, если специально искать - то вполне можно найти что-нибудь даже из столь древнего наследия.
Найдите... и будет вам Нобелевская премия по истории культуры
Тем, что это ненастоящее. Обман, выдаваемый за бывшую действительность...
Письменных источников, повествующих о быте и традиции дохристианской Руси, существует всего порядка двух десятков. Премущественно, это летописи иностранных путешественников (греческих, арабских), хорошо известные всем серьезным историкам, начиная еще с Ломоносова. Однако, современные книги на эту темутику, с каждым годом выходят всё толще и толще. Вот где реальные сказки... А Толкиен - это не сказки, а просто художественная литература.
Тем, что это ненастоящее. Обман, выдаваемый за бывшую действительность. Нет, я ничего не имею ни против сказок - как в народном изложении, так и вышедших из-под пера Толкиена - но просто когда хочется настоящего, а тебе подсовывают сказки - это раздражает...
Такое впечатление, что мы с вами совершенно по разному понимаем термин "лубок". На мой взгляд это вовсе не ругательное слово, тем более - не постыдный ярлык. Да и не обман во всяком случае. :)
Очень бы хотел ознакомиться с вашим толкованием этого нехитрого термина.
Gra Новичок
Зарегистрирован: 23.10.2006 Сообщения: 4 Откуда: Группа "Календарь"
23 Окт 2006, 13:59 - ВлеГра - от Календаря
Прежде всего, Алекс, спасибо Вам огромное за рецензию. Очень во многом то, что вы пишите, соответствует тому, что мы хотели сказать, так что, получается, не зря старались... Еще раз спасибо. Вот прочтёшь такое - и хочется жить. Кстати, скиньте ваш мыл - пошлю пару композиций нашего нового альбома...
Уважаемый NH, мы, естественно, не претендуем на прямой доступ к дохристианским источникам полуторотысячелетней давности. Это пусть господа Асов и иже с ним отыскивают Велесовы книги и прочие скрижали, я не чувствую необходимости защищать (подтверждать) свое видение, ссылаясь на непререкаемые авторитеты. Тем более, что таких авторитетов в традиции не так уж и много, она по определению во многм аноноимна, и, честно говоря, я не понимаю, почему какое-то проявление традиции ценнее уже по одному тому, что было создано энное количество веков назад. Традиция живет и развивается вместе с миром, язычество - это способ гармоничного существования в мире, а не набор религизоных догм, и я не вижу необходимости писать новую языческую Библию просто для того, чобы подтвердить мое право петь так, как я хочу. Это право у меня есть по праву рождения, и до тех пор, пока будут находится те, кому наши песни будут близки, мы будем продолжать их создавать. Это - ни в коем разе не попытка "воссоздать" древние заговоры, это - наша интерпретация, окрашенная нашим личным опытом и работающая в мире, окружающем нас сейчас.
Знаете, чтобы отличить настоящее от ненастоящего, не нужно документальных подтверждений. Если вы что-то делаете и вас от этого трясет, если вы чувствуете, как через вас идет Сила, если вам радостно и хорошо, если вам после концерта хочется жить, творить, бороться, работать, тогда это - настоящее. А любое настоящее всегда традиционно, традиция - это набор всего того настоящего, что было, есть и будет в данной культуре, пока она существует. А бывает и межкультурное "настоящее" - то, что узнаваемо вне зависимости от языка и географического места рождения, образы, "блуждающие" из одной мифологии в другую.
Я верю в магию и я верю в традицию не как набор определенных жестких догм и правил, а как некий источник Силы, который можно почувствовать и с которым можно работать. Можно помочь себе понять этот источник лучше, отмечая народные праздники, организуя экспедиции во всевозможные "сильные" уголки земли, слушая архаичный фолк (записи которого, уважаемый NH, все же существуют, только их очень трудно достать) - конечно, всем эти мы занимаемся не один и не два года , но, как и всегда в магии, здесь нет простых путей, нельзя просто почитать книгу или встретиться с человеком и с ходу всё понять про традицию, это - дело всей жизни...
Кстати, замечу, что вообще-то традиционую силу я понимаю очень широко, мы уважаем Луга, Кернуна, Одина и Тора наряду с Велесом и Сварогом, празднуем Йоль, Самайн, Бельтан, дружим с литовцами, шотландами и поляками, бываем в Кёниге, Владивостоке и на Урале, лечимся у филиппинских целитилей... Новая (весенняя) наша программа будет, по всей видимости, вообще с уклоном в кельтику...
Лубок я не люблю не по определению, а в силу злоупотреления им в советсткое время, из-за которого, к сожалению, многие предпочитают приобщаться к фолку через иные культуры (китайскую например), поскольку русский фолк у всех ассоцируется с проволочными кокошниками и "приклееными" улыбочками советских "фольклорных" коллективов (среди которых, конечно, много хороших, я говорю о наиболее распространенном образе).
Что же касается сказки, хорошая сказка - это тоже форма магии. Между сказкой и традицией существует крепкая связь, каждая хорошая сказка базируется на традиционных архетипах и мифологеммах. Сказки мы любим и используем, но есть сказки, а есть сочинения из серии Фэнтези, не все из которых можно назвать литературными произведениями; есть ребята 17-20 лет, которые в ролевой игре учатся социализации и постигают магические законы, а есть "толкиенисты" 45 лет от роду, которые живут в вымышленном мире в силу того, что не справляются с реальным... На наш взгляд, это клиника...
Вобщем, приходите все на концерт в Точку 18 ноября!
А 17 - слушайте нас в акустику на Радио Культура.
NH Наш человек
Зарегистрирован: 26.07.2004 Сообщения: 521 Откуда: Москва
23 Окт 2006, 17:06 -
Gra, всё сказанное мною относится исключительно к рецензии. Достаточно часто, в рецензиях на музыку так или иначе связанную с фолком, встречаю фразы, подобные процитированной мною выше. И, честно говоря, без улыбки их воспринимать уже просто не могу.
На счет записей "архаичного фолка" - да, существуют. Но сделаны-то они когда? Уж точно не раньше, чем появилась звукозапись, как таковая. Да и, в любом случае, это срез того времени, того поколения, а вовсе не какой-то там старины глубокой.
Любой исполнитель так или иначе пропускает песню, через себя. Например, записав какую-то песню сейчас, лет через десять вы ее один в один уже не сыграете. И не потому, что в ноты не попадете, а просто чуть иначе всё чуствовать и ощущать будете.
С вами же я в целом согласен. Развитие на много более интересно, чем реконструкция. Как для самого автора, так и для слушателей. Углубляться здесь в религиозные споры тоже особого смысла не вижу. Ибо мне куда важнее, что человек делает, чем то, во что он верит. А делаете вы, судя по тем песням, что я уже скачал и послушал, всё достаточно правильно .
P.S. А диск-то где приобрести можно? Только на концерте?
Gra Новичок
Зарегистрирован: 23.10.2006 Сообщения: 4 Откуда: Группа "Календарь"
23 Окт 2006, 17:53 -
Спасибо, NH, что касается дисков, они есть на Горбушке, в клубе Вереск и еще в паре мест - подробнее здесь: http://kalendar.sleipnir.ru/disk.htm
Мне доводилось слышать записи пары композиций архаичного фолка (их и песнями-то назвать сложно...), которые прямо-таки пугают своей архаичностью. Действительно, в ряде мест, кое-где на Севере, к примеру, заговоры сохранились довольно хорошо - их просто используют достаточно редко, не как обычные обрядовые песни, которые действительно менялись, христианизировались и обрастали злободневной тематикой. К сожалению, достать этии записи не представляется возможным. Они затерялись в архиве московского колледжа импровизационой музыки .
Ястреб Новичок
Зарегистрирован: 23.10.2006 Сообщения: 5
23 Окт 2006, 18:12 -
Привет всем!
Рецензия хороша, слов нет; отзыты на неё ожидаемы..
Могу только добавить, что авторы и большинство исполнителей в Календаре, кроме собственно музыки, работают и с другими аспектами Традиции.
Они придерживаются Традиционного уклада, проводят самые разнообразные ритуалы, празднуют языческие праздники..
Поэтому музыка и жива, поэтому она передаёт Традиционные цености.
Благодарень!
Gra Новичок
Зарегистрирован: 23.10.2006 Сообщения: 4 Откуда: Группа "Календарь"
13 Ноя 2006, 16:08 - Продолжая тему...
Продолжая тему, еще раз повторю свое приглашение на концерт: играем с Оргией Праведников 19 в воскресенье в Запаснике (ART-Garbage, http://www.art-garbage.ru). Идея концерта - празднование Предзимья - удивительно магического, сокрытого периода годового коло... http://www.kalendar.sleipnir.ru/main/raduga.htm
Ястреб Новичок
Зарегистрирован: 23.10.2006 Сообщения: 5
12 Дек 2006, 09:27 - Нате вам напоминалочку:
Коляда. Рождение Нового Солнца
Коляда славян (Зимнее солнцестояние), как Самайн кельтов - это сакральный новый год, знаменующий рождение Солнца и Богов. Эта точка – нижняя переломная точка года, тот самый «темный час перед рассветом». Глубоко сакральным для славян является прохождение Корочуна – самой длинной ночи, торжества порождений хаоса.
Это последняя, четвертая точка солнечного креста кельтов (Весеннее – Осеннее равноденствие, Зимнее – Летнее солнцестояние).
В отличие от Летнего солнцестояния – праздника «Смерти в Жизни», когда посредине жаркого лета наступает поворот года в смерть и холод, Коляда –светлый праздник, освещенный радостью прибывающего дня, праздник «Жизни в Смерти». Смысл обрядов Коляды - наведение моста для Весны, облегчение пути новорожденному Солнцу (Богу). Коляда – второй праздник ряженных: окрутничество в лохматых лесных и иных духов символизирует безнаказанность всяческой нечисти в ночь Карачуна, единственной защитой от которой является мудрость Вещего и пламя домашнего очага или иного костра, запаленного от священного огня Солнца.
Фонд Развития традиционной культуры в этом году празднует Коляду в Клубе «TABULA RASA», 21 декабря. Мы готовим полноценный фестиваль с музыкой, танцами и традиционными костюмами, с нами – группы «Календарь», «Воинство Сидов» и Митя Кузнецов с Этно-Кузней (бывш. «Разнотравие», «Седьмая Вода»), а также театр народного танца “Lege Artis”.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах