Пит Андерсон/АРХИВ (разные издания)


Пит Андерсон и его АРХИВ

Латышский ансамбль АРХИВ - одно из открытий московской "Рок-Панорамы-87". После первой же композиции в зале растаял ледок настороженности: кто такие? А затем теплая волна симпатий даже поднялась. Главный виновник этого - солист ансамбля, певец Пит Андерсон.

Пит Андерсон из тех людей, которые способны удивлять. Исполнитель зажигательного рок-н-ролла, каким он должен быть в вашем представлении? Жизнерадостным, общительным, как и музыка, которую исполняет. Но нет, Пит оказался другим. Серьезен, сдержан и немногословен, голос негромок (может, бережет?), жесты скупы. Однако не спешите разочаровываться. Через полчаса он другой, а через час - он почти ваш друг: такая доброжелательность и деликатность сквозят в его манере общения.

- Пит, чем объясняется такая безраздельная верность рок-н-роллу? Ведь вы исполняете только его и ничего больше?
- Мне было 14 лет, когда пластинка с записями одного из классических исполнителей рок-н-ролла, американца Фредди Кэннона, случайно попала мне в руки. То, что я услышал, было настоящим потрясением. Какая-то эмоциональная магия... плен... И вот мне уже 42, а я по- прежнему принадлежу ему, и освободиться от него - значит для меня потерять радость творчества.

- Не хотите ли вы сказать, что исполнение рок-н-ролла - для вас единственная сфера творческого существования?
- Нет, это не так. По профессии я художник. И, может, вам будет любопытно узнать, что первый концерт АРХИВА, получивший одобрение в нашей республиканской прессе, состоялся в рамках фестиваля "Билдес". Это было в октябре 1986 года. Что такое "Билдес"? Это выставки и концерты. Свои картины выставляют музыканты, умеющие рисовать, и художники, умеющие музицировать.

Шумный успех АРХИВА на фестивале "Билдес", о котором более чем скромно упомянул Пит Андерсон, стал для ансамбля стартом его нелегкого пути. Почему? Ведь АРХИВ исполняет классику рок-н-ролла уже давно. Да потому, что находились охотники запретить петь латышскому ансамблю на английском языке. "Разве у нас нет национальной музыки?" - говорили они.

Да, национальная музыка продолжает развиваться, ее традиции прочны. Так неужели рок-н-ролл способен расшатать их? Кстати, Пит владеет шестью языками. Почему ни у кого не вызывает возражений, когда с оперной сцены звучат арии на итальянском, французском или немецком языках? Ни для кого не секрет, что создали рок-н-ролл американские музыканты. Стало быть, английский здесь так же уместен, как итальянский в классической опере. По мнению Пита, это вопрос этики и культуры исполнителя.

Теперь вы имеете представление о латышском музыканте Пите Андерсоне и его АРХИВЕ. Простите за игру слов, но архив - это вроде бы вчерашний день, однако он дорог сегодня именно тем, что позволяет выделить из груды случайного прошлого наиболее ценное. И еще есть в понятии "архив" какая-то основательность, серьезность. Кажется, все эти оттенки и предусмотрели Андерсон и его товарищи, когда искали название своему ансамблю. И немудрено: 28 лет Пит остается верен своему увлечению - это редкость по нашим временам!

На девятой звуковой странице в исполнении ансамбля АРХИВ - "Мамбо-Рок" (Рейчнер - Филлипс - Эйр) "Снова В Пути" (Нельсон), "Иду"/"Я Готов" (Домино, Бартоломью).

Л. КИРИЛЛОВА
"Кругозор" №06'1988



Итак, классический рок-н-ролл

Он будет звучать в концертном зале филармонии с 24 по 26 октября. Исполнители - группа АРХИВ.

Сейчас Пит Андерсон и его рок-группа собирают второй урожай своей славы. Популярность в конце 60-х - начале 70-х, потом более чем десятилетний перерыв в выступлениях - и снова рок-н-ролл в его чистом, классическом виде.

Теперешний состав АРХИВА, по-моему, самый сильный.

Музыканты завоевали позиции самых влиятельных фигур среди исполнителей этого жанра в нашей стране. Их семеро. Юрис Валайнис - гитарист с филигранной техникой; Алекс Грин - бас-гитарист, основа свинга; Вилнис Стродс - маститый ударник; Бруно Приекулис, играющий на баритонном саксофоне; Виктор Пивс - тенор-саксофонист; Кен Кулмен - пианист и талантливый аранжировщик. И, наконец, Пит Андерсон - лидер, поражающий наше воображение своей манерой вокала.

Как они пополняют свой музыкальный багаж? Во-первых, такие певцы, как Элвис Пресли, Чак Берри, Джин Винсент оставили после себя множество записей. Во-вторых - обширная литература, которую собирает лидер ансамбля, переписывающийся со многими музыкантами. В-третьих - молодежная музыка всех поколений имеет сотни "хитов", занесенных в рок-энциклопедии, журналы, сборники... Песни "звезды" 50-х, первого экспортера американского рок-н-ролла в Европу Билла Хейли занимают основное место в программе АРХИВА. Эти песни в стиле кантри-буги и ритм-энд-блюз мы услышим теперь в интерпретации латышских музыкантов. Ансамбль уже сделал свои первые записи на гибкой пластинке журнала "Кругозор", начал активно гастролировать по стране.

И. КОРЕНЕВА
"Советская Молодежь", октябрь 1988 (?)



Если внимательно присмотреться к АРХИВУ
становится ясно - здесь все настроены на хорошую музыку

Что ж, настроимся на ту же волну и мы.

- Мы будем не одни, - распахнув дверь редакции, сказал Пит Андерсонс. - Когда собираешься на бал, всегда приятно, если друзья идут с тобой.

Конечно, Пит Андерсонс говорил это, имея в виду и вас. Ибо готовится рок-концерт и такого же стиля бал "АРХИВ и друзья. №2".

- А как перевести слово "друзья" в музыкальную терминологию?
- Под этим следует понимать, что на сей раз в Ригу приезжает великолепная шведская рок-группа WILDFIRE WILLIE AND THE RAMBLERS, которая выступит вместе с нами.

- Где вас можно найти?
- В субботу мы играем в Доме культуры им. Дзержинского (ул. Эд. Вейденбаума, 12а). Концерт начнется в 19.30, а через два часа - бал рок-н-ролла. Если субботний вечер у вас свободен, можете пойти на бал и в зал бывшего РПИ (ныне Рижский технический университет), на ул. Калькю, 1. Билеты на субботний вечер в кассе Дома культуры. На воскресный бал - в студенческом клубе Англиканской церкви.

Тем, кого интересуют подробности из жизни знаменитостей, ничего особенного сообщить не можем - Пит сохраняет верность своему прежнему парикмахеру и в ближайшее время менять свой имидж не собирается. Последовательные любители рок-музыки приветствуют такое постоянство, особенно в наше неспокойное время... ламбады.

Илма ВИЛДЕ
Супер-фото Лауриса ФИЛИЦА


Этот анонс опубликован в "СМ" по просьбе редакции "Ригас Балсс", ввиду закрытия городской газеты.

"Советская Молодежь", апрель 1990 (?)


Пит АНДЕРСОН и группа АРХИВ

Вам нравятся Билл Хэйли, Бадди Холли, Элвис Пресли? А Шэйкин Стивенс и МАТЧБОКС? Отлично! В таком случае, данная пластинка предназначена для вас.

Пит Андерсон (этот рижский музыкант начинал одновременно с Александром Градским и по праву может считаться "дедушкой советского рока") и группа АРХИВ не утруждают себя сочинительством, исполняя старые как мир рок-н-роллы и буги-вуги. Но играют они так, что забываешь обо всем на свете! Так что утверждение в аннотации к пластинке, что "это - коллектив, у которого мало соперников в мире рок-н-ролла" - не вызывает ни малейшего сомнения.

И. Р.
"Вечерняя Казань", 1990



Штатник
Интервью с духовным отцом латышского рок-н-ролла Питом Андерсоном

Латышский мюзишен Пит Андерсон (урожденный Петерис Андерсонс) бесспорно, может быть назван одним из первых балтийских адептов американского рок-н-ролла. Как все совковые битники и штатники того времени, он был воспитан на "рентгеноролле" Билла Хейли. Свою рок-биографию Пит начинал в качестве автора текстов для группы РЭВЕНДЖЕРЗ (1961 год), "снимая" их с оригинальных рок-н-роллов. Через два года он создал собственную группу, назвав ее МЕЛОДИ МЕЙКЕРЗ (видимо, в честь известного британского рок-издания). Затем - переезд в Таллинн, музицирование в составе ОПТИМИСТОВ, страшная депрессия (продолжавшаяся почти десять лет!) и вновь возвращение в музыку, которое ознаменовалось созданием его последнего рок-н-ролльного проекта - группы АРХИВ.

...К дому в центре Риги, где живет моя тетушка, Пит подкатил на красавце BMW 1939 года выпуска. Пит - страстный автолюбитель. и я знал, что его заветной мечтой было приобрести настоящий рок-н-ролльный лимузин, американский хромированный "крейсер" конца 50-х. Похоже, он навсегда остался в прошлом, неизменно следуя традициям "рокешной" моды - стрижка "ежик", обтягивающие черные джинсы, остроносые туфли типа "Инспектор" и короткая кожаная куртка. Одним словом, эдакий "вечный парень"...

Александр Долгов: Пит, когда случилась эта удивительная трансформация твоего имени на англосаксонский манер?
Пит Андерсон: Это произошло в начале 60-х. Я всегда был яростным штатником. Например, носил такую же прическу, что и американские военные летчики. Что касается одежды, то здесь дело доходило до крайнего педантизма - вплоть до строго определенного количества дырочек на коже наших "Инспекторов".

А. Д.: Расскажи, как ты попал к "мстителям".
П. А.: Душой РЭВЕНДЖЕРЗ был Валера Сатгудинов по кличке Сэйнтски. Он мой лучший друг детства.
Тогда все играли на семиструнных гитарах, а мы стали заниматься на испанской шестиструнке. Сделали самопальную бас - гитару, использовав для нее струны от рояля. Я все время был рядом с группой, но непосредственного участия в игре не принимал, ограничившись работой с текстами - я с раннего детства занимался английским языком. РЭВЕНДЖЕРЗ мы все воспринимали как очень веселое непрофессиональное занятие, а играли в основном на вечеринках в техникуме.

А. Д.: Что подвинуло тебя создать собственную команду?
П. А.: Получилось так, что через два года РЭВЕНДЖЕРЗ прекратила свое существование, поскольку Сэйнтски ушел в армию. И тогда я подумал, что неплохо бы сохранить саму идею и создал МЕЛОДИ МЕИКЕРЗ.

А. Д.: А где сейчас Сэйнтски?
П. А.: Он живет в Штатах, недалеко от Сан-Франциско. Уехал из Союза в 1973 году. Музыкой активно не занимается, но связан с этим делом - он владелец студии звукозаписи.

А. Д.: Пит, с чего начался твой эстонский период?
П. А.: Таллинн всегда был для нас какой-то отдушиной, где все предельно свободно, и там было это чудо - финское ТВ! Я ездил в Таллинн каждую неделю - лишь для того, чтобы посмотреть по телевизору финскую 20-минутную поп-программу. Во время одной из поездок произошла эта встреча - прямо на улице. Шли какие-то люди с гитарами (как оказалось, это были ОПТИМИСТЫ) и среди них Хейго Мирка (бас-гитарист ОПТИМИСТОВ, впоследствии один из основателей РОК-ОТЕЛЯ - примечание редакции). Мы разговорились, и он сразу же пригласил в гости. С тех пор и дружим.
Вскоре я перебрался в Таллинн, поскольку в Риге было совсем невмоготу, и стал полноправным членом ОПТИМИСТОВ.

А. Д.: У тебя был очень долгий период, когда ты вообще не брал гитару в руки. С чем это было связано?
П. А.: С отчаянием. С мыслью о том, что я просто уничтожен как человек и музыкант. Я подавал документы на выезд из СССР и пять раз без мотивировки получал отказ. Признаюсь, я очень много пил. Это был самый черный период в моей жизни. Продолжалось так целых шесть лет. Работал я тогда художником-оформителем на ВДНХ в павильоне металлургии. И только в 1977 году, когда почувствовал, что совсем пропадаю, я нашел в себе силы все бросить, поверив в чудо голодания. Отголодал 23 дня. бросил пить, курить и стал вегетарианцем. У меня, наконец, протрезвела голова, и я во что-то поверил... В 1979-м, как гром среди ясного неба, появился РОК-ОТЕЛЬ. Мирка приглашал меня в Таллинн, но я почему-то не поехал. Потом он вдруг звонит мне из Риги и предлагает поехать вместе на фестиваль в Шауляй. По дороге РОК-ОТЕЛЬ заехал в провинциальный латвийский городок, чтобы дать небольшой концерт. И вот посреди выступления Иво Линна объявляет, что за кулисами стоит Пит Андерсон. И пригласил меня на сцену. Зал аплодирует, а я в шоке. Ноги-руки дрожат. Но тем не менее я встал перед микрофоном и спел одну песню. И тут я понял, что должен попробовать еще раз. Начал подыскивать потенциальных единомышленников. В 1983 году создал, наконец, свой АРХИВ. (Поначалу мы назывались ДОПИНГОМ, но из-за этого названия поднялся скандал).
Переломным годом для нас стал 1986-й, когда прошел студенческий фестиваль "Билдес-86". А 1989-й просто исключительный, поскольку я первый раз за 44 года выбрался за границу - на рок-фестиваль в Швецию.

А. Д.: А бывал ли АРХИВ в Питере?
П. А.: Один раз. Это было в каком-то клубе со смешным названием, то ли Крупской, то ли Ленина. Мы выступали вместе со СТАНДАРТОМ, уже несуществующей командой (см. материал о СТРАННЫХ ИГРАХ - примечание редакции).

А. Д.: Пит, каково твое отношение к пластинке АРХИВА, выпущенной "Мелодией"?

П. А.: Гордиться там абсолютно нечем. Пластинка записана "живым" образом (с концерта в зале Рижского политехнического института - примечании редакции) на две дорожки. В момент записи у меня была ангина и одновременно шли съемки фильма, который так и назывался "Пит Андерсон". Все вместе это создавало довольно нервную ситуацию. Мы записали 20 песен, а отобрали 11.

А. Д.: И, наконец, последний вопрос - сбылась ли твоя мечта насчет хромированного "крейсера"?
П. А. (смеется): Думаю, приобрести столь дорогой автомобиль в такой неблагоприятной криминогенной ситуации - очень опрометчивый шаг!

Беседу вел Александр ДОЛГОВ
Фото Лауры ФИЛИКИ

"Rock Фуз" №06'1992


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 01 октября 2015, 00:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.006