"Парус" №12'1989 (письма читателей)


Что мы думаем о роке и рокерах

За июль, август и сентябрь рубрика получила 721 письмо. Всем написавшим - большое спасибо!

* * *

Прочел "Все в кайф?" (№3'1989). Очень интересное начинание. Хорошо бы почаще публиковать мнения читателей о роке, это развивает смелость суждений и приучает мыслить, хотя кое с кем придется крупно спорить.

Феликс Аксенцев претендует на глубокий анализ, но он не прав, утверждая, что лидеры ДДТ и АЛИСЫ вынуждены идти на поводу у своих фанов. Разве человек, еще в эпоху застоя говоривший правду и переживший травлю, такой как Юрий Шевчук, может стать собственным жестом? Или Константин Кинчев - не сломленный борьбой с "органами" и газетой "Смена", обвинявшей его в "пропаганде фашизма"? Нет и еще раз нет! Просто они нашли свой имидж, наиболее соответствующий характеру и темпераменту.

Насчет СТРАННЫХ Игр я поддерживаю Феликса. Насчет Кузьмина - тоже. Кузьмин предал андерграунд и подался в "попсу" заколачивать рубль. С мнением об "Ассе" соглашусь (конъюнктурщина). БГ и вправду себя изжил. БРИГАДА С - уже лажа. А вот дальше Аксенцев пускает ностальгическую слезу по подвальным временам нашего рока. И перечисляет альбомы, которые, по его мнению, достойны тех времен, забыв при этом упомянуть "Отечество Иллюзий" (ТЕЛЕВИЗОР), "Кому" (КРЕМАТОРИЙ), "Берегите Цинк" (ВОДОПАД) и, конечно, "Оттепель" (ДДТ). Не согласен я и с прочерченной осью рока: МАШИНА - АКВАРИУМ - НАУТИЛУС. А где ЗООПАРК? А УРФИН ДЖЮС - предтеча НАУ? Где логика: вначале Аксенцев критикует Гребенщикова, в конце называет его одним из тех, кто остался самим собой? Неформалы справедливо объявляют Бориса предателем (вспомним его низкопадение до концертов с ЮРИТМИКС, не говоря уже об уходе от реальности и от своих сограждан). В финале Феликс пишет: "Остается ждать ту бесстрашную молодую "шпану", которая взорвет тремя аккордами атмосферу всеобщего благополучия дележки пирога..." Если он имеет в виду панк, то он уже есть. Достаточно вспомнить прошедший у нас в Тюмени в июне прошлого года, но замолчанный прессой, в том числе и "Парусом", всесоюзный альтернативный леворадикальный панк-рок-фестиваль. В Тюмени, признанной столице панка, существует сильная панк-команда ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, поставленная самим Артемом Троицким на первое место в его личном хит-параде групп андерграунда. В Ленинграде есть АВТОМАТИЧЕСКИЙ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ, в Новосибирске - БОМЖ, в Омске - ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - ее диск выходит во Франции, но не у нас. Однако, по-моему, волны панка не предвидится, т. к. ее потенциальную энергию вобрала в себя волна "металла".

Попутно скажу о СЕКРЕТЕ. Да что вы на него накинулись! Симпатичные ребята решили "пооттягиваться" в свое удовольствие, а кишиневский бит-клуб упрекает их в отсутствии серьезных вещей. Но это опроверг новый альбом "Ленинградское Время". СЕКРЕТ шагнул на новую ступень в творчестве и, похоже, стал тяготеть к хард-року, что у него получается гораздо лучше, чем мерси-бит (хотя жаль таких девчонок, как НАМА: им эта метаморфоза вряд ли придется по душе). Ну вот, теперь все. Надеюсь, что "Парус" - за плюрализм, и вы напечатаете мое письмо.

Алексей Скажухин, г. Салехард


* * *

Дорогие друзья! Случайно попал мне в руки №3 со статьей "Все в кайф?". Журнал мне очень понравился, и я выписал его на следующий год. Пользуясь случаем, могу объяснить значение английского слова "драйв". Рок-музыкальная терминология использует его для обозначения:

1) энергонасыщенности, напора, плотности и скорости звукового потока той или иной композиции;
2) тенденции, общей стилевой направленности в звуковом рисунке и музыкальном имидже отдельных рок-групп.

С уважением и пожеланием творческих успехов -
Владимир Лукьянов,
студент Курского пединститута



* * *

МАСТЕР - "металлическая" группа? Нет, по-моему, это - пародисты МЕТАЛЛИКИ и АНТРЭКСА. "Металлические" ребята у нас в СССР просто не знают настоящего "металла": они воспитывались на таких ужасах как КРУИЗ, МАСТЕР, ЧЕРНЫЙ КОФЕ, ПРИСУТСТВИЕ. Первые спокойно сняли АНТРЭКС (сравните песню "Заставы В Горах" КРУИЗА с "Эл Оф Оу" АНТРЭКСА). ЧЕРНЫЙ КОФЕ дошел до того, что свою композицию "Жизни Рассвет" взял у РЭЙНБОУ (в 1977 г. у тех вышел двойной альбом с концертной записью "Катч Зэ Рэйнбоу" - "Лови Радугу"), откуда и "слизан" "Рассвет". ПРИСУТСТВИЕ и АС/ДС вообще слились в одну массу: я имею в виду их песни "Войди Вон" и "Хелз Белз" ("Адские Колокола").

Короче: советский "металл" не удался!

Далее. Большинство моих товарищей не считают эволюцией советского рока вашу цепочку: МАШИНА - АКВАРИУМ - НАУТИЛУС. НАУ был одно время очень популярным, но они там заелись. Вообще, все приедается, все надоедает. Даже мерзости типа мамоновских ЗВУКОВ MУ. Хорошая группа, не спорю, но тиражирует один и тот же образ. АВИА - скоро тоже пройдет мода на приколы в таком роде.

У нас в Алма-Ате создали свой музыкальный центр. Опять одни жалкие пародии на все, что уже сделано...

Константин Тимошенко


* * *

Я благодарна нашим рокерам за то, что они вывели меня в люди. Я учусь у них отстаивать свое "я", говорить то, что думаю (и думать, что говорю). Я начала ощущать себя человеком. Например, после песен Кинчева я "перелопатила" уйму литературы по древней Руси, изучала иконопись, заново пересмотрела репродукции Константина Васильева...

Рок привел меня к изучению философии Ницше, Шопенгауэра, Фрейда, а также экзистенциализма и сюрреализма. А некоторые утверждают, что поклонники рока - тупые, ограниченные, невежественные хулиганы...

А играли вы когда-нибудь в ассоциации? Берутся листы бумаги и что-нибудь пишущее. Включается магнитофон с НАУ или АВИА. И записываются все образы, которые при этом возникают. Потом записи прочитываются вслух. Не пробовали?

Алена, 18 лет, II курс ЛГИКа


* * *

"Этот город скользит и меняет названья.
Этот адрес давно кто-то тщательно стер.
Этой улицы нет, а на ней нету зданья,
Где всю ночь правит бал
Абсолютный вахтер..."

- А, опять своего скомороха слушаешь. Не надоело? - довольно ехидная ухмылочка - мой папаша появился на горизонте.

- Не смей, слышишь!
- А что: я говорю, что думаю. Мне он не нравится, слишком много плачет.

- Не трогай Башлачева, это святое. Не тебе судить, понял?
- Ха, нормальные люди из окон не бросаются, только психи или алкаши.

- А-а-а! - мой голос переходит в сплошной рев.- Заткнись, как ты смеешь?!!
- А ты...

После криков читает мне длинные нотации. Ладно. Сажусь, слушаю дальше:

"Позабыв, откуда, скачем кто куда.
Ставили на чудо - выпала беда..."

Только бы не сорваться. Слушаю Башлачёва, а на глазах слезы: "Ну почему, почему?.."

А папаша опять лезет, на этот раз: верю ли я в бога.

- Я просто верю, не обязательно в Христа. Но без веры жить нельзя.
- Но я же живу!

Что он несет! Ведь у самого "Таис Афинская" - настольная книга. А там все ясно написано: страны, подчиняющиеся зверобогам, равно как и страны, не признающие веры, рано или поздно погибнут.

- Дочь, почему ты молчишь?
- Потому.

Алиса из Страны нечудес, г. Салехард


* * *

В музыке, как и в жизни нашей полосатой, застой сменяется перестройкой, и наоборот. Когда в одном стиле - перестройка, в другом - застой. Но в музыке все происходит быстрее, чем в жизни. Конечно, таланты делятся на штуки, а не на "волны". И "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи..." Вспомним об этом и не будем рвать друг другу глотки за то, что один любит АЛИСУ, а другой - БРАВО. Не будем обвинять былых кумиров. Если уж на то пошло, кому удавалось прожить всю жизнь честно? Не будем плевать друг в друга. Давайте пойдем каждый на свой концерт и получим удовольствие, а потом займемся каждый своим делом.

Может, пора заменить "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на "Все люди - братья!"?

Симла, г. Новокузнецк


* * *

Се ля ви - сейчас мы тонем в разливанном море рок-халтуры, как и в конце 70-х, когда было тошно от бодр-эстрады. Это и ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ из Харькова, лидер которой ни к селу ни к городу на концерте заявляет, что "искусство принадлежит народу, а не Министерству культуры", чем вызывает восторг экзальтированных поклонников. Это и "металловые банды" типа ФРОНТА и КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА, где на двух аккордах пропитыми голосами тянут о том, что они будут стучать молотком даже по той голове, которая не звенит, или же убивают публику гениальными фразами ("СПИД не спит"), подтверждая свою образованность и владение могучим и великим русским языком. Это и пресные холодно-"волновые" коллективы, такие как РОНДО; и не менее пресные хардисты: ДУБЛЬ-1, ФОРВАРД, а также Леон Варданян с группой ПАРАД, решивший зашибить деньгу на популярном "хэви". Подтверждением упадка, кризиса нашей рок-музыки можно считать обращение многих групп к... фольклору. Лучшие представители этого направления - НОЛЬ, ЧАЙФ, КАЛИНОВ МОСТ, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ, психоделические ЗВУКИ MУ. Все - одни из самых моих любимых. Но сказать, что они сделали что-то такое... Вряд ли. Да, потрясающее соединение русской напевности и хард-роковых изысков (НОЛЬ), авангарда и театра абсурда (ЗВУКИ MУ). Но нет радостного откровения. Нет чувства того, что - "это черт знает что такое, но отличнейшая вещь" - чем были для нас песни БГ, Башлачёва, ДДТ.

Многие просто не знают, о чем петь сегодня, когда петь можно обо всем, а потому играют "агитки", надеясь таким образом на гребне гласности выйти в популярные и знаменитые (ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, ДИКТАТУРА, да и другие). Но когда писать политические песни берутся те, чья музыка в принципе далека от плаката, получается вообще черт знает что (АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ, ИГРЫ). Фальшь.

В период все заглушающей "музыки бьющихся стекол" как бы в стороне остаются работы таких неординарных коллективов как КРЕМАТОРИЙ, ЦЕНТР, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, АГАТА КРИСТИ, КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР, ВВ.

...Что ж, "старики" поняли: их время прошло, они попали в тупик, и начать другой путь суждено не им. Но наш русский рок никогда не умрет, никогда не станет коммерческим придатком "комсомольской эстрады". Рок-н-ролл жив, а мы уже нет, а не наоборот.

И сегодняшняя музыка - это только "танцы на грани весны", которая вот-вот наступит.

С уважением -
Артем Сущевский, 16 лет,
Донецкая область, п. Новый Свет



* * *

Для нас рок начался с АЛИСЫ (в те времена по "теле" был только Иосиф Кобзон). Помним, что из-за рева фанатов в зале разобрать тексты было весьма затруднительно, и нас привлек прежде всего образ, созданный Константином Кинчевым. Ну, а в смысл песен мы вникали уже потом, по многу раз прокручивая записи. Больше всего привлекала надреальность АЛИСЫ. Отсутствие, на первый взгляд, всякой логики и смысла в текстах. Бешеная страсть, что давала силы на жизнь, на то, чтобы не опускаться... И вот недавно мы достали долгожданный альбом "206, Часть II", врубили мафон. И то, что мы услышали, "превзошло все ожидания". Нет ничего от АЛИСЫ, нет ничего от Кости! Стиль напоминает ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК. Взять, например, песню "Тоталитарный Рэп". От нее веет холодом. Куда делись Костины эмоциональность, напор, наглость, если хотите?! Глядишь, эдак через год-другой АЛИСА перейдет на откровенные остросоциальные тексты в стиле ДДТ, что тоже хорошо. Но не останется ничего завуалированного, загадочного, что делало АЛИСУ АЛИСОЙ.

К "Парусу" мы относимся как к сотоварищу, вот поэтому и решили написать вам. В наше время принято проявлять творческую инициативу, мы и предлагаем: в каждом номере посвящать страницу письмам о какой-нибудь группе (доброжелательным и недоброжелательным).

С уважением -
Саша и Толик


Предложение принято! В №1 за 1990 год читайте подборку писем о Борисе Гребенщикове.


Послесловие к письмам "Камертона", или критика критики

Прекрасную мысль высказала Симла из Новокузнецка. Хотелось бы, чтобы терпимее были не только фаны друг к другу, но и "критики" к группам.

Не правда ли, как-то слишком остро ставится вопрос о продажности недавних кумиров? А ведь немудрено: если так драматично представлять травлю рок-музыкантов (как у А. Скажухина), то может возникнуть вполне здравый вопрос, почему музыканты не умирают? Значит, продаются? А кто не продался, те "сдохли" (еще одно расхожее обличительное резюме)?

В результате авторы полемических писем спорят только о том, идут ли кумиры на поводу у своих фанов, попали ли они в тупик... В таком подходе нет ничего дурного - когда он продиктован неравнодушием к судьбам отечественной молодежной культуры. Но где кончается неравнодушие и начинается нетерпимость, юношеский максимализм, нигилизм?

Есть ведь известный предел, за которым велика опасность "заноса". И наших критиков "заносит"...

Можно, конечно, считать, что Гребенщиков предал, но тогда нужно доказывать, что ЮРИТМИКС - это менее серьезно, чем наш родной АКВАРИУМ. НАУТИЛУС "заелся", по вашему мнению? Объясняйте, как. Никто не привел мало-мальски аргументированных опровержений мысли Феликса Аксенцева о магистральной линии советского рока: МАШИНА ВРЕМЕНИ - АКВАРИУМ - НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. А если оттолкнуться от этой мысли, то возникают очень интересные вопросы: какие еще устойчивые тенденции можно проследить в отечественной рок-музыке? Кто будет следующим на нашей "магистрали" и останется ли она вообще? Соответствовал ли творческий потенциал "магистрали" ее лидирующему положению?..

После долгих лет отрицания считанные месяцы были отпущены нашей рок-музыке, чтобы освоиться в сложных условиях легальности и самоокупаемости. Как вдруг волна критики накатилась с другой стороны. Рок-музыкантов обвинили в страсти к наживе и навязчивой политичности (все вместе - конъюнктурщина). А также внезапно "выяснилось", что ветераны рока состарились и "сдохли". Усердствуют журналисты, но не отстают и слушатели-зрители-читатели (судя по нашей почте). Одни свидетельствуют, другие обвиняют. А судьи кто?..

Давайте договоримся не считать свои мнения окончательным приговором. Знаете, почему? Потому что потребитель не всегда прав. Неписаный закон, прекрасно работающий в экономике и торговле, буксует в культуре. Если наши требования чистоты и святости кумиров сведутся к тому, чтобы артисты были всегда голодными, работали в кочегарках и только писали песни, как в дни юности, а больше - ни-ни,- то это будет та же самая конъюнктура. Художника не должны ограничивать никакими требованиями, кроме одного: искренности. Художника может судить только один судья - время.

Ну, а пока... Мы рады всем письмам, приходящим в редакцию. Очень приятно, что в некоторых из них чувствуется способность к пониманию - не меньшая, чем у профессиональных рок-критиков. Будем надеяться, что скоро все мы - и артисты, и журналисты, и читатели - преодолеем "неистовый максимализм", утолим жажду обличительства и сумеем несколько прояснить горизонты "нашей лучшей в мире рок-музыки".

Мы не обрываем диалог и в следующем году продолжим публикацию "музыкальных" писем. Хотелось бы доспорить с Артемом Сущевским: обращение многих групп к фольклору не может служить подтверждением упадка рок-музыки. Скорее, наоборот: это свидетельство зрелости жанра. При этом вполне допустимо, что отдельные группы (как правило, посредственные) хватаются за фольклор, как за соломинку, в состоянии кризиса. Но это, конечно, не ЗВУКИ MУ, не ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ и не ДДТ.

Однако время прощаться.
До встречи в 1990 году!

Фото Андрея КУДРЯВЦЕВА

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 22 февраля 2008, 16:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.1 / 5 / 0.011