"Московский Комсомолец" 13.12.1989 (ЗГА)


МАСШТАБЫ ЗВУКА
Шесть магнитофонных альбомов группы «Зга»

ЗГАМЫ ПРИНИМАЕМ как должное, если скрипач и в повседневной жизни придерживается строгих правил, а от авангардиста ждем экстравагантных поступков.

Знакомясь с ансамблем новой музыки «Зга», вы тоже будете удивлены не своеобразием творческой концепции группы (здесь есть чему подивиться), а прежде всего тем фактом, что двое ее постоянных участников живут в Риге, а двое других — в Смоленске. Может быть, поэтому «Зга» дает мало концертов, и ее гастроли, как правило, становятся событием для немногочисленных любителей музыкального авангарда. Недавно группа выступила в программе «Альтернативы?» (Москва) и на фестивале «Неопознанное движение-4» (Волгоград), а ее новая программа превзошла все ожидания.

Что же такое «Зга»? Своим творческим кредо, считает музыковед Т. Диденко, участники группы провозгласили «эксперименты в области звукотворчества на основе электроники, не чураясь при этом и традиционных инструментов». Действительно, ансамбль с помощью электроники вскрывает неизвестные возможности всем хорошо знакомых инструментов и источников звука.

Сцена во время выступлений «Зги» напоминает секцию «сделай сам» в универмаге «Детский мир»: вся заставлена диковинными конструкциями, на которых крепятся пружины, латунные стержни, жестяные листы, металлическая проволока всевозможных сечений. Это богатство скобяных изделий, подключенных с помощью микрофонов и звукоснимателей, образует особый класс инструментов — «згармоний», — на которых играют палочками или смычком, щиплют пальцами или скоблят электробритвой. С их помощью ансамблю как раз и удается совершить прорыв в сферу неведомых электронно - акустических звучаний.

Музыку, тем более авангардную, едва ли можно пересказать. В сверхтихих звучаниях таятся порой особое многообразие красок и безудержная энергия ритма. Кто из нас не слышал, как оглушительно и тревожно тикают в ночной тишине часы? Однако электроусиление дает возможность сверхтихим голосам зазвучать в полную силу.

У Максима Горького в воспоминаниях один из героев спрашивает. «А что если мышь кормить да кормить, вырастет она со слона?». Этот детский вопрос, как мне кажется, дает выход одному из серьезных подсознательных переживаний реальности. Ведь в различных масштабах бытия и ритм, и энергия, и само время организованы no-разному. Представьте, что будет, если кузнечика перенести в человеческий масштаб, — он будет прыгать на километры! А какой силы существом будет пчела, стрекоза или та же мышь, увеличенная до масштабов слона) Нечто подобное произойдет и со звуком: биение сердца, усиленное до масштабов барабанного боя, несет в себе энергию несравненно большую, чем звук ударного инструмента: то же самое будет и с тиканьем часов, капелью, скрипом двери и другими тихими звуками, искусственно перенесенными в иной масштаб.

Если задуматься, то создание электрогитары и ее распространение в XX веке — один из примеров планомерного движения по этому пути, повлекшего за собой нечто вроде революции в современной музыке.

Руководителем группы «Зга» вот уже несколько лет является Николай Судник, который помимо «згармоний» играет также на кларнете. В арсенале ансамбля есть гитара, но гитарист Вадим Петренко заставляет нас вспомнить, что гитарные струны — это тоже проволока, а сам инструмент — ближайший родственник «згармоний», лишь немного опередивший их своим появлением на свет Несколько лет назад группа еще не обходилась без ударной установки и бас-гитары. Это делало ее звучание менее целостным, зависимым от западных образцов (прежде всего от «Борбетомагуса» и «Голден паломинос»). Сегодня барабанщик — известный смоленский музыкант Михаил Юденич — играет на листах жести («кит драмз»), а басиста сменил «згармонист» Александр Жилин, заправляющий гирляндами пружин.

Богатство звуковых комбинаций диапазон тембров очень широкий. В каждой из полутора десятка пьес, составляющих новую программу «Зги», сосуществуют тонкие нюансы и мощные звуковые всплески, энергию которых можно сравнить разве что с наковальней грохочущего на стыках поезда.

Не последнее место в композициях группы занимает текст, очень лаконичный, чеканный, весомый, несущий в себе реальную или мнимую многозначительность, вокалист (поют в группе Н. Судник и В. Петренко) как бы выхватывает отрывки фраз из привычного потока речи и неспешно «пережевывает» их в надежде услышать первичное, «атомарное» значение слов и слогов.

За время своего существования ансамбль «Зга» записал шесть магнитофонных альбомов. Даже те трудности, с которыми музыканты сталкиваются, работая в домашней студии, нередко сказываются на их записях благотворно: композиции отличаются строгостью и реалистической прямотой звучания.

Работа в этом направлении не осталась незамеченной, на группу обратил внимание Крис Катлер, владелец независимой лондонской фирмы грамзаписи «Рекомендед рекордс». И недавно в свет вышел ее первый диск. Знатоки авангарда высказывают мнение, что в биографии «Зги» наступает период гастролей и турне. Я буду от души рад, если это предположение подтвердится и москвичам доведется в ближайшем будущем вновь услышать этот необычный ансамбль.

Андрей СОЛОВЬЕВ.
Фото Сергея БАБЕНКО


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 10 июня 2005, 11:21
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЗГА - "Антициклон"Геннадий Шостак08.04.2004

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005