АЛМАЗНЫЙ ФРОНТ - "Песни Потерянного Человека"


(c) & (p) АЛМАЗНЫЙ ФРОНТ, 1994, 2025
9 tks./t.t. 35:45


Как и все ранние альбомы группы АЛМАЗНЫЙ ФРОНТ, "Песни Потерянного Человека" записывались в кустарных условиях на бытовые магнитофоны. Запись распространялась в магнитиздате, а в начале 2000-х была утрачена... чтобы всплыть в 2025 году. Альбом был оцифрован с найденной кассеты, технически обработан и опубликован на ведущих цифровых площадках.

Витебский состав АФ отличался текучестью: к группе могли присоединяться музыканты из дружественных коллективов. "Песни Потерянного Человека" не составили исключения. Эдуард Юдовин, автор музыки и текстов, играл на акустической гитаре и пел. Вадим "Джим" Степанович, пришедший в АФ из группы ЧЕРНАЯ РОЗА, сыграл на клавишных, гитарах, басу и кое-где спел. Сергей Жигалов прописал басовые партии в большинстве песен. За ударные в разных треках отвечали Юрий Мартынов (экс-ЧЕРНАЯ РОЗА и МАГИСТР), Евгений Рыжков и Павел Сарапеня. В качестве звукорежиссера выступил Андрей Семенюк, участник групп ЧЕРНАЯ РОЗА и МАГИСТР. Запись производилась в подвале Витебского медицинского института.

Альбом получился, во-первых, привязанным к своему времени - первой половине 90-х, во-вторых, философским, в-третьих, по-осеннему грустным. Страна, считавшаяся великой и могучей, в одночасье распалась на 15 частей. Ценности, которые когда-то воспринимались как незыблемые, вдруг потеряли свой первоначальный смысл. Люди, экс-граждане СССР, почувствовали себя потерянными... На обложке изображен человек, идущий по железнодорожным рельсам. Железная дорога - весьма смыслоемкий образ: возможно, это путь от одного жизненного этапа к другому. Или бегство от самого себя. А, может быть, духовное восхождение?.. Песни выдержаны в разной стилистике, но тематически тесно взаимосвязаны. Настроение человека передается посредством картин природы.

"Песня Потерянного Человека" иллюстрирует сартровский тезис о заброшенности индивида в чуждый мир неподлинного существования. Дискомфорт, ощущаемый лирическим героем, передается слушателю. Музыкальная составляющая тяготеет к гранджу. Лирическая песня "Осень" строится на размышлениях героя о настоящем. Он грустит, но не впадает в истерику. В блюз-роковом номере "Голубизна", который прежде входил в альбом "Ранние Песни (1992-1994)", Эдуард Юдовин мастерски обыгрывает значения прилагательного "голубой" и производных от него слов. Обращают на себя внимание три музыкальные цитаты - из "Bip Bop" Пола Маккартни, "Стюардессы по Имени Жанна" Владимира Преснякова-младшего и "Чарли" Раймонда Паулса. Жанр "Страны Сентября" я с определенной долей приблизительности определяю как элегию. У кого-то эта песня вызовет ассоциации с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ конца 70-х - начала 80-х. В моей же памяти всплывают полузабытые группы Евгения Маргулиса НАУТИЛУС и ШАНХАЙ. Сочиняя "Лесенку на Солнышко", автор отталкивался от пауэр-баллады Джимми Пейджа/Роберта Планта "Stairway to Heaven" и стихотворения в прозе Даниила Хармса "Молодой человек, удививший сторожа". В самом начале Вадим Степанович, как бы спотыкаясь, наигрывает на акустической гитаре вступление к композиции LED ZEPPELIN, затем Эдуард Юдовин произносит фразу: "Скажите, дедушка, как тут пройти на небо?". Сама песня отдаленно напоминает советские ВИА 70-х. Лесенка на солнышко - метафора духовного совершенствования... которое, увы, невозможно. "Снег на Крышах" - единственный в альбоме реггейный номер. Пейзаж, характерный не только для зимы, но и для поздней осени. Лирический герой безудержно тоскует по лету. Песня "Дыхание Железной Дороги" во многом автобиографична. Автор (он же герой), судя по всему, опоздал на уходящий поезд... О чем, похоже, не жалеет, ибо жизнь не имеет сослагательных наклонений. По стилистике - русский рок второй половины 80-х. 7-минутный блюз "Похороны Любви" записан живьем и носит импровизационный характер. Сюжет до банальности прост и реалистичен: девушка бросает молодого человека, по-видимому, музыканта или поэта, и уходит к богатенькому Буратино... Местоимение "я" превращается в музыкально-вербальную анафору, которая лишь подчеркивает душевное состояние лирического героя. Получилось тоскливо, заунывно и душераздирающе. "Я Верю Плохой Погоде" - печальный, пессимистический финал и подведение итогов. В музыке и стихах проявилось влияние раннего Майка Науменко.

Альбом во всей полноте отразил ощущения и настроение молодого творческого человека, живущего в первой половине 90-х. Кому-то покажется, что он переполнен тоской и депрессией. Что же, возможно. Но каждому времени - свои песни.

Слушать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 23 октября 2025, 17:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
 
 
Copyright © 2002-2025, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003