(c) & (P) ОТРЯД САМОУБИЙЦ, 2025
12 tks./t.t. 38:41
"Пассаж в Стиле Ретро" отличается от предыдущего альбома ОТРЯДА САМОУБИЙЦ "Пепел и Тлен": во-первых, он тематически весьма и весьма разноплановый и представляет собой скорее сборник накопившихся за прошедший год песен. Во-вторых, музыкальная стилистика несколько обогатилась: так называемый сибирский панк разбавлен городским фольклором в ви́дении участников проекта. В-третьих, альбом явно не доработан: часть материала доведена до совершенства, а часть напоминает рабочие болванки или черновики. Тем не менее, перед нами готовый артефакт.
Весь авторский материал на сей раз принадлежит Георгу Вампиру. Оба основателя проекта - Георг Вампир и Матерь Bugoff - имеют музыкальное образование. При этом Мать поет, а Георг просто-напросто орет по принципу "чем громче, тем лучше". В основу оформления был положен архивный любительский снимок неизвестного происхождения, который Георг Вампир и Александр Угольников (ЭПИНЕФРИН) обработали в Фотошопе.
Будь моя воля, я бы несколько изменил последовательность песен в альбоме. Так, на мой субъективный взгляд, "Детское" и "Радость Поражений и Утрат" могли бы составить условную дилогию: герой первой части - ребенок, впервые столкнувшийся с ужасами окружающей действительности. Вторая часть - осознание горькой истины: вся наша жизнь состоит из потерь, неудач, огорчений и разочарований. Отдельное спасибо Матери Bugoff за партию рояля в "Детском".
Нашлось в альбоме место и теме смерти, причем, в разных преломлениях: "Променад" - поездка в катафалке к кладбищу. Почти романс, проникновенно спетый Матерью Bugoff. Пожалуй, лучший номер альбома. Песня "Сквозь Кроличью Нору" навеяна эстетикой не столько Егора Летова до-"прыг-скоковского" периода, сколько поздней Марины Цветаевой, где смерть рассматривается как освобождение и спасение. "Хорошего Понемножку" - метафора бренности и конечности нашей земной жизни.
Еще одну тему я общо обозначу как "индивид и государство". "Чернозем" - снова метафора: жрать чернозем - воевать во имя родины. Толкование патриотизма государственными СМИ представляется автору ложным и сомнительным. "Волюшка" записана при участии Виктора Любимова, лидера и вокалиста группы ЦЕМЕНТНЫЙ СⒶД. Как мне кажется, песня навеяна идеологией Нестора Махно. В вербальный субтекст органично вписывается цитата из песни Егора Летова "Все Летит в Пизду" ("Винтовка - Это Праздник").
"Франклин" - одна из ранних вещей Георга Вампира, входившая в репертуар его группы ОРДЕН ВОЛЬНЫХ РАБОВЪ. Песня содержит отсылку к купюре достоинством в $100. Культ доллара охватил все без исключения страны.
Треть альбома составляют кавер-версии: исполнение песни Лехи Никонова (ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ) "В Нирване" близко к первоисточнику. "Смешное Сердце" Черного Лукича скорее разочаровывает. Мелодия проинтонирована весьма и весьма близко к тексту.
Понравились каверы на песни Егора Летова. Песня "Кого-то Еще" в интерпретации ОТРЯДА САМОУБИЙЦ искрится весельем благодаря задорным возгласам Матери Bugoff "Хой-хой-хой-хой!" А вот исполнение песни "На Наших Глазах" отличается философской сосредоточенностью. В основу кавера была положена версия, вошедшая в альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Оптимизм".
"Пассаж в Стиле Ретро" ОТРЯДА САМОУБИЙЦ - скорее демо, чем альбом. Впрочем, не будем строги: сей материал Георг Вампир и Матерь Bugoff фиксировали только и исключительно для себя. В любом случае, послушать есть что, хотя это работа, которую можно рекомендовать лишь посвященным.