В минувшем году к 60-летию Егора Летова фирма "Выргород" выпустила запись "Со Скоростью Мира", представляющую собой демо двух будущих альбомов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ - "Долгая Счастливая Жизнь" и "Реанимация". Ровно через 7,5 месяцев воспоследовало продолжение: вышла демо-версия альбома "Зачем Снятся Сны?" . Название "Затем Снятся Сны!", по-видимому, придумано Натальей Чумаковой. Оба демо изданы под вывеской Егор и ОПИЗДЕНЕВШИЕ, как и планировал Егор Летов.
Для оформления диджипака художник Сергей Сыров собрал фотографии Егора Летова и Натальи Чумаковой, школьные рисунки Егора, вырезки с репродукциями картин из книг и журналов и на их основе создал три коллажа в смешанной технике на сюжет Ноева ковчега.
Демо записывалось для Павла Перетолчина, который должен был сочинить партии ударных. Да и Александру Чеснакову так было удобнее придумывать и разучивать гитарные соло. Егор Летов спел весь материал альбома (за исключением "Кроликов", которые еще не были написаны), в ряде песен проинтонировал голосом предполагаемые гитарные и органные партии. Мастеринг выполнила Наталья Чумакова.
В припеве "Славы Психонавтам" есть отличие в мелодии в одной ноте, которое заметит разве что дотошный реципиент, к тому же обладающий абсолютным музыкальным слухом. В "Ком-то Другом" еще нет разделения на голоса в кульминациях куплетов. В следующих двух треках указаны двойные названия - "В Огне Брода Нет" ("Значит, Ураган") и "Колыбельная" ("Сияние"). "Танец для Мертвых" доведен до совершенства. Есть отличие в вербальном субтексте: "бродячий труп" в первой строчке первого куплета в итоговой версии заменен на "веселый". "Куда Мы Есть" и "Калейдоскоп" (с вокалом Натальи Чумаковой в финале) сыграны-спеты в более низких тональностях. Демо-версии "К Тебе" и "Потрясающего Вида из Окна", несмотря на отсутствие проигрышей, показались мне более проникновенными и убедительными. Интересно сравнить черновую и итоговую версии композиции "Все Это с Тобой". Вот припев в черновом варианте:
Но внезапно кричит колокольчик
и духи уносятся прочь
на короткое время.
Из итогового варианта последняя строчка исчезнет.
Егор Летов напел все гитарные соло. Очень красивые вокализы! В песнях "Осень" и "Снаружи Всех Измерений" отчетливо слышны начатки аранжировки. "Где" - печальный-печальный вокализ. Здесь Летов спел все инструментальные партии, причем, с такой жалобной интонацией, будто готов вот-вот расплакаться. Внезапно оборвал пение и произнес: "И так далее"... В некоторых эпизодах чернового варианта композиции "Ночью" мелодия несколько отличается от итогового.
Песня Олега "Пик Бэби" Лищенко "Я Чувствую Себя Не в Своих Штанах" взята с альбома ПИК КЛАКСОН 1987 года "Лишние Звуки". Евгений "Эжен Клок" Лищенко - флейта, гитара, вокал; Олег Лищенко - флейта, виолончель, гитара, вокал; Егор Летов - ударные, продюсирование.
Демо Егора и ОПИЗДЕНЕВШИХ "Со Скоростью Мира" и "Затем Снятся Сны!" образуют условную законченную дилогию. Слушаем и наблюдаем за рабочим процессом.