О славном басисте замолвите слово


В один из выходных дней листал музыкальные сайты на предмет послушать и подкачать себе музыки для обновления базы. Слушая любимую АРКТИДУ, обратил внимание на сравнительно недавнюю песню "Басист". Эдакая песня-анекдот о "труженике четырех струн", написанная со всей возможной иронией в отношении к последнему.

Умный басист, трезвый басист
Реален вполне, если он... гитарист.


В памяти сразу всплыло неимоверное количество анекдотов, баек, легенд, связанных именно с этим персонажем. Меня как одного из адептов секты басистов взяло некоторое спортивное любопытство: чем же бас-гитаристы заслужили такую славу среди музыкантов и поклонников рок-музыки? И я решил написать некое вольное расследование о "феномене басиста", вспомнить что-то из личного опыта, какие-то анекдоты и легенды, сопровождающие басистов по жизни, а также опросить несколько музыкантов, играющих в известных российских группах. Из уважения к коллегам по цеху обращаться к музыкантам других специальностей я не стал, дабы не превращать статью в ярмарку баек. Мне просто хотелось понять: действует ли тут расхожий стереотип, не подкрепленный никакими достоверными случаями, или за увесистой базой развеселой и противоречивой информации кроется что-то реальное?

Мои вопросы к бас-гитаристам сводились к нескольким положениям:

1. Что формирует "образ басиста" в среде музыкантов и поклонников рок-музыки? Многие считают бас-гитару примитивным инструментом и, соответственно, переносят свое отношение к инструменту на личность музыканта. Так ли это?
2. Насколько соответствуют действительности мнения об особой недисциплинированности басистов, их подверженности вредным привычкам и непредсказуемым выходкам?
3. Случалось ли вам подыгрывать создавшемуся общему имиджу? Можете ли привести какие-то примеры из жизни?

И вот что получилось.


Бас-гитара - это просто?

Выступает на крутом фесте популярная металлическая банда. На сцене в дыму и грохоте выкладываются музыканты. В момент выступления каждый из них думает о своем.
Вокалист: Сейчас гитарист соло доиграет, барабанщик сделает брейк, а я встану в эффектную позу, микрофонную стойку к потолку задеру да как заверещу в третьей октаве! Половина девок в зале в обморок попадает!
Гитарист: Сейчас с двенадцатого такта я как запилю соло да как трясану гривой - половина девок в зале мои будут!
Барабанщик: Сейчас песню доиграем и я на финальном аккорде пройдусь по всей "кухне" да как пну ногой пару стоек с подиума вниз - половина девок из зала ко мне на сцену запрыгнет!
Басист: До, соль, до, соль, си бемоль...


Когда-то, в далеком 1991 году, мне довелось поиграть в московской группе НОЧЬ, исполнявшей моднющий в те годы глэм. Пройдя свою очередь прослушивания, я остался ждать результатов и заодно наблюдал за остальными соискателями. Одним из важнейших требований к музыканту было умение "держать машину" (то есть извлекать ноту одной и той же высоты и длительности с предельно четкой метрономичностью под жесткий барабанный ритм. Металлюги поймут). Один паренек на предложенный ему барабанщиком ритм выдал целую череду нот самой разной длительности и громкости. Когда его провожали домой, он, виновато улыбаясь, сказал: "Ребят, извините. Я вообще-то гитарист. Просто попробовать решил".

И я сразу понял ход его мыслей! "Я же гитарист. Специалист более высокой категории. Чего мне стоит сыграть на этой доске с четырьмя струнами да пару минут подергать одну ноту под примитивный ритм?" Однако он ошибся...

Григорий Кузнецов (АУРА, Москва):
- Что формирует образ басиста? Честно - не знаю. Во всяком случае, образ, созданный анекдотами, на 100% ложный, как мне кажется. Действительно, бас-гитара, по мнению некоторых, инструмент примитивный. Такую репутацию инструмент получил, я думаю, во-первых, из-за количество струн. Но, между прочим, на контрабасе, скрипке и многих других струнных тоже всего четыре струны - можно ли назвать эти инструменты примитивными? Во-вторых, из-за соло-гитаристов, исполняющих длиннейшие и порой сложнейшие партии со скоростью 3000 нот в секунду - типа, басист так не может, у него же струн мало! Повторюсь: это мнение ошибочно. Мое личное отношение к инструменту абсолютно позитивное, без компромиссов.

Вячеслов Ширнин (ВОЛАНД, Кириши):
- Бас-гитара - весьма своеобразный инструмент, сочетающий в себе необходимость звучать в балансе между ударными и гитарой, то есть и держать ритм вместе с ударными, и сопровождать своей линией гармонию аккомпанирующих инструментов. Это требует от грамотного басиста изрядных знаний в аранжировке, теории музыки и прочих музыкальных премудростях. Вообще хорошая, яркая и грамотная басовая партия - это редкость в большинстве рок-команд, и музыканты обычно это ценят. Вместе с тем, басист, как правило, довольно незаметен на сцене, а обычный четырехструнный бас - вечный повод для анекдотов и шуток. Которые, надо заметить, сами басисты с удовольствием рассказывают и коллекционируют. Думаю, благодаря изрядному интеллекту, развитой самоиронии и детальному пониманию всей музыкальной "кухни" басисты сами способствуют распространению таких легенд и баек. Ну, либо это само собой происходит вследствие тупости отдельных личностей.

Алексей Мурашов (СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА, СПб):
- Действительно, бытуют мнения о примитивности нашего инструмента, о "соль-до" и так далее... Я не считаю бас простым инструментом; как и в случае с любым другим, здесь есть масса нюансов, приемов, фишечек и прочего. А попросите среднестатистического гитариста исполнить что-то на басу - скорее всего это превратится как раз в "соль-до-соль-до".
Я сам пришел к басу после 8 лет игры на гитаре в различных группах, есть с чем сравнить. Бас - это своя отдельная низкочастотная вселенная!
В среде профессиональных музыкантов подобные шутки практически не встречаются, поскольку всем понятно, что бас практически незаменим. В группе все направлено на достижение целостности картины, и задач с низкими частотами никто лучше баса не решает. Конечно же, можно синтезировать звук, но ничто не сравнится с грувом, который выдает басист вкупе с барабанщиком.
Кстати, по моим наблюдениям, именно басисты зачастую впоследствии берут под свое крыло решение административных и организационных вопросов в группах.

Ну, а как же! Роджер Гловер из DEEP PURPLE, Стив Харрис из IRON MAIDEN, тот же Александр Кутиков из нашей МАШИНЫ ВРЕМЕНИ тому живое доказательство.


Басист как стихийное бедствие

Рок-группа выступает на крупном фестивале. Через пару минут выход на сцену. Гитарист отчаянно разминает пальцы, в сотый раз пробегая ими по грифу, вокалист, нервно шагая из угла в угол, продирает глотку, барабанщик крутит в руках палочки, временно выбивая ими облака пыли из диванного валика, за что выслушивает от вокалиста резкие замечания в области второй октавы, басист отсутствует.
В гримерку врывается организатор шоу и орет:
- Ваш выход! Бегом на сцену! Быстро!!!
- Да у нас басист пропал!
- Бегооооом! - делает организатор страшные глаза.
Группа выползает на сцену, мучительно отыгрывает свой сет без бас-гитары и под жидкие аплодисменты ретируется в гримерку. Все злые и измученные, никто не хочет глядеть друг другу в глаза, в гримерке немая сцена скорби.
Неожиданно с треском распахивается дверь и на пороге возникает пьяный в дрова басист в обнимку с двумя не менее пьяными девками.
- Ну че, парни? Короче, послушал я нас из зала. Такая хрень!!!


Не так давно существовала в Москве замечательная группа ВОСК, исполнявшая что-то среднее между джазом, трип-хопом и качественным попом. Их вокалистка и автор большинства песен Наталья "Нема" Немеляйнен имела на YouTube свой канал, куда выкладывала иногда концертные записи группы. После просмотра одного из таких концертов я зашел в комментарии. Комментариев было много, по большей части положительных; много комплиментов Неме, музыкантам группы. Критика, если она попадалась, была более чем конструктивной, так как писали ее музыканты. Но один комментарий поразил меня своей глубиной и лаконичностью: "Басист бухой?" Я аж зааплодировал. Правильно! Надо думать о главном! Человек увидел на экране подтверждение всенародно любимого мифа и возликовал!

Кстати, басист на том концерте был абсолютно трезв.

Вторая часть легенды о бас-гитаристах рисует их, в отличие от других членов группы, полностью равнодушными к любым правилам и дисциплине, пьющими все, что горит, и хватающими за талию все, что движется. Поиграв во многих группах, могу смело сказать, что закономерности тут нет никакой. Гитарист, не удовлетворившись закулисным "разогревом", может продолжать бухать прямо на сцене, клавишник может пропускать несколько репетиций подряд без уважительной причины. На моей памяти был даже случай, когда барабанщик на репетиции заснул прямо во время исполнения "I Saw Her Standing There" THE BEATLES, и нам пришлось вытаскивать его из-за барабанной установки. Недисциплинированность и распущенность не являются свойствами представителя определенной музыкальной профессии, это всего лишь свойства личности конкретного человека.

Вячеслав Ширнин (ВОЛАНД, Кириши):
- Большинство знакомых мне басистов являют собой образ совершенно упертых в музыку людей, почти фанатиков. Оно и понятно: чтобы играть на малом количестве струн в группе где-то на заднем плане, делая вместе с тем аранжировки, держа баланс в ритм-секции и общей "кассе", часто занимаясь саунпродюсингом группы и техническим обеспечением, надо быть фанатиком. Ну, а что до их непредсказуемости и недисциплинированности - это вы еще не знаете барабанщиков.

Григорий Кузнецов (АУРА, Москва):
- Это все легенды. Я знаком с некурящими, пунктуальными басистами, перфекционистами-спортсменами - и с гитаристами пьюще-курящими, с полным отсутствием дисциплины и пунктуальности. А на непредсказуемые выходки способны абсолютно все музыканты вне зависимости от инструмента. Вспомните Майка Паттона из FAITH NO MORE - он вообще бешеный.

Алексей Мурашов (СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА, СПб):
- Это все расхожие мнения из серии "Все русские пьют водку" или "Все финны - лесорубы"...
Все мы разные люди со своими привычками, сильными сторонами и изъянами. Басист может быть вегетарианцем, а скрипач - алкоголиком. Вот и вся связь. Статистика показывает, что все хороши, а из этого потом получаются отличные истории!

Артемий Бондаренко (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, Москва):
- Образ басиста каноничен и стереотипен: бухает, тормоз, нет девушки... Еще в далеких 80-х мне попалась в руки газета "Пионерская правда", где на последней полосе была непонятно как просочившаяся статья о рок-группах и о том, как можно организовать свою собственную группу (работа среди молодежи уже, видимо, шла вовсю). И среди описаний инструментов и музыкантов, к ним прилагающихся, было следующее: "...а на бас-гитаре должен играть самый рассудительный и спокойный мальчик или девочка". За дословность не поручусь, но смысл вот такой. Мне это как-то запомнилось, и когда я озадачился выбором инструмента, размышления были недолгими - бас, что ж еще! Струн всего-то четыре, нот мало, стоишь себе спокойно... Это потом уже стало понятно, что существуют такие музыканты как Фли, Лемми, Клифф Бёртон, Роджер Гловер, Жако Пасториус и еще куча харизматичнейших музыкантов, прославивших этот инструмент.
А откуда же стереотип, о котором написано в начале? Видимо, его придумали гитаристы. Шутка. Анекдоты есть про всех музыкантов, особенно в узкопрофессиональной среде, где без подготовки соль анекдота не поймешь. Кстати, обидно, что действительно смешной анекдот нельзя рассказать всем, потому что не все понимают, что после слов "фа - это же и есть субдоминанта!" надо смеяться, но зато вокалисты сделают кислую мину, так как это в их огород камень!
Много хороших музыкантов умерло от разных злоупотреблений - алкоголь, наркотики. Но многие и преодолели это все, и среди тех и других можно найти басистов. Выходки и неуравновешенность свойственны были Жако Пасториусу, и умер он в пьяном угаре, получив от охранника клуба по голове. А Дафф Маккаган слез с наркоты, пересел на велосипед и написал отличную книгу о ранних годах GUNS N'ROSES, по которой если судить о раздолбайстве среди музыкантов, то это вся группа поголовно.


"Играть в басиста" или играть на бас-гитаре?

Так ли часто сами басисты "подыгрывают" создавшемуся имиджу? Здесь, опять же, все зависит от личности самого музыканта. Человек веселый, склонный к самоиронии, конечно же, подыграет. Но только в той степени, которая не повредит делу, не испортит музыку и не оскорбит товарищей-музыкантов. Замкнутый и углубленный человек подыгрывать не будет. Это не нужно ни ему, ни окружающим, ни музыке, которую он исполняет. Распущенный алкоголик и дебошир просто живет так, как ему живется, он не подыгрывает. И какое-то время его стиль поведения может даже приносить группе своеобразную известность, но лишь до той поры, пока его эксцентричность не встанет между ним и остальными музыкантами.

Я иногда подыгрывал. Но так, слегка. Когда после концерта ко мне кто-то подходил за автографом, я вместо своей закорючки писал: "У меня всего четыре струны, но они самые толстые!" и рисовал головку басового грифа. Во время посиделок в лесу на вопрос: "А тебя комары разве не кусают?" отвечал: "Ну, я же басист!" и после непонимающего взгляда вопрошателя добавлял: "Потому что даже у комаров есть самолюбие".

А как другие? Играют ли они иногда "в басиста" или все-таки предпочитают играть на бас-гитаре?

Григорий Кузнецов (AURA, Москва):
- Иногда на репетициях, реже на концертах. Впрочем, чаще всего я иду вразрез с этим имиджем. Я считаю, что я ему не соответствую. После концертов ко мне иногда подходят и говорят: "Это ты - басист? Блин, чувак, это было круто!".
К сожалению, забавных случаев не помню. Хотите вместо этого анекдот про басистов расскажу?
Однажды в аэропорту, на таможне сканер просигналил, что в сумке Клиффа Бёртона есть что-то металлическое. "Эта ваша сумка?" - "Да". - "Откройте, пожалуйста". Он открывает сумку и достает оттуда молоток. "Сэр... ээээ... а зачем вам молоток?" Клифф, держа его как некий жезл: "Ну... вдруг понадобится".

Вячеслав Ширнин (ВОЛАНД, Кириши):
- В основном мне не приходится кому-то подыгрывать в смысле имиджа или стереотипа. Хотя иногда на саундчеках, если в зале уже есть зрители, я позволяю себе в ответ на громкое пожелание нашего звукорежиссера "поиграй что-нибудь" начать бумкать на бас-гитаре половинными нотами одним пальцем, заранее вгоняя в уныние зал. Ну, типа озвученная про басиста шутка такая. Потом-то я ого-го как умею.
За долгие годы случаев всяких бывало много, конечно. Помню, как в 90-х годах на уездном рок-фестивале одна команда распалась прямо на сцене: на третьей песне у них что-то там не заладилось и они просто поочередно бросали играть и уходили в гримерку. И когда потом они друг на друга возмущенно орали, басист гордо произнес: "А на меня-то что ругаетесь? Я был круче всех и ушел последним!"
Но самый хрестоматийный случай я видел на одном концерте, когда у басиста инструмент не был подключен даже кабелем, но этого никто не заметил, и команда честно отыграла свой сет до конца. Я считаю, это был идеальный басист: он совершенно точно никому не мешал.

Алексей Мурашов (СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА, СПб):
- Подыгрывать случалось, и не только случайно. Мы же все знаем себе цену, а самоирония - залог успеха музыканта. Когда все становится по-серьезному, появляется пафос и проблемы.
В поездах бывают с попутчиками всякие разговоры, когда люди делятся своими соображениям. Из серии "А это у тебя электруха или соло?", "Вот у меня брат играл в армии на электрухе - там 4 струны" и так далее.
Однажды мы с Ромой Невелевым (басистом ДДТ) сидели в жюри "Baltic Drum Battle". Странный и интересный опыт - оценивать барабанщиков. Было интересно, узнал много нового для себя, барабанщики же тоже с другой планеты. Так и живем - хорошо, что планеты рядом!

Артемий Бондаренко (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, Москва):
- Я ничем специально "образ басиста" не поддерживал. Но об этом лучше спрашивать у моих коллег по группе, возможно, они будут спорить с этим. Тем не менее, многие мои знакомые и особенно друзья считают своим долгом поделиться со мной свежим, как им кажется, анекдотом про басиста.


Так что же это за зверь такой - басист?

Во-первых, это просто музыкант. Он исполняет свои обязанности в группе по мере способностей, таланта и трудолюбия. И если народный фольклор воздвиг его в ранг героя - что ж, басисты не против. Пусть миф останется мифом, а музыка останется музыкой.

Я не мог не поместить в статью монолог замечательного музыканта, бас-гитариста и основателя группы ИМПЕРИЯ СНЕГОВ (Улан-Удэ) Владимира Батурина. Он не просто ответил на мои вопросы, но как бы написал полный портрет басиста и, на мой взгляд, сделал это максимально близко к истине. Я очень благодарен Владимиру за столь развернутый ответ и с удовольствием привожу его в качестве коды.

- Итак, про басистов:
1. Бас-гитарист - Самый Главный Человек в группе.
2. Бас-гитарист обязан быть Сильным, Смелым, Крепким, хорошо физически развитым.
3. Бас-гитарист должен обладать Тонким и Своеобразным Исполнительским Слухом и Феноменальной Музыкальной Памятью.
4. Уметь самостоятельно изготавливать гигантские Медиаторы и свободно играть на Фортепиано.
5. Бас-гитарист - Представитель Отряда Гениев.

Почему бас-гитарист - самый главный человек в группе? Возьмем стандартный состав: ударник, гитарист, бас-гитарист, клавишник, вокалист. Барабанщик как спортсмен: работает и ногами и руками - тяжелый физический труд, без барабанов - никак. Знает и помнит партии каждого исполнителя. По сути, барабанщик - дирижер. И для зрителя он всегда в тени. Клавишник - основа и образованность, знает много гамм, и не только ля минор. Вокалист - лицо группы, понты. Нередко умудряется забывать текст. Гитарист - якобы виртуоз. И тоже понты, любит пускать пыль в глаза. Ему достаточно знать тональность песни и не обязательно помнить гармонию самой песни. Считает, что достаточно знать двухоктавную мажорную гамму и пару-тройку пентатонических позиционных "окон".
И вот он - басист! Басист занят тем, что правой рукой бьет по струнам, а левой выдает ноты - вроде все просто. Но удар правой должен точно совпасть с ударом бочки барабанщика, а пальцы левой руки - с нотами, которые изрыгает гитарист или клавишник. А теперь предположим, что барабанщик замедляет, а гитарист ускоряет. Со стороны будет казаться, что басист безбожно лажает. Не попадает в тарелку, "едет" мимо бочки (хотя никто не заметит, что с гитаристом в этот момент - полная идиллия). Или наоборот. В этом-то вся подноготная отношений. Подобная ситуация в группе происходит только с басистом! Он - центр всего. Хороший басист в душе - барабанщик и дирижер. Он помнит все гармонии и всегда крайне внимателен, он хитер и изворотлив (особенно если играет в ресторанах), он хорошо ориентируется во времени: способен сыграть любую незнакомую песню. Как он это делает? Просто. Мы говорим "раз!" - и вот если слегка пропустить "р" и произвести удар на "а", басист услышит звук сотоварища и быстро проанализирует ситуацию. Со стороны это будет звучать фирменно, по-кабацки лениво и вальяжно. А вот люди, которые исполняют концертные номера из года в год, будут давить звук на "р", со стороны будут выглядеть намного динамичней и более жестко. Этим нюансом и отличаются кабацкие команды от клубных, а тут еще и стилистика песен обостряет это отличие...
Но вернемся к "неровностям" в игре коллег. Если басист - ботан и скромняга, его сожрут своими насмешками коллеги. Надо найти в себе силы показать коллегам их неправоту и их собственную неровность и неаккуратность. И порой в весьма жесткой форме (в зависимости от диагноза и запущенности), поэтому плавно переходим к пункту №2.
Понятно, зачем бас-гитаристу сила и здоровье? Для убеждения сотоварищей. Главное, чтобы сам не косячил и с головой дружил. Хороший басист - хорошая группа.
С музыкальной памятью басиста все понятно, а вот своеобразный слух - это скорее привычка и опыт. Что на сцене слышит басист? Специфика такова, что основная звуковая информация находится в средних частотах: гитары, вокалы, клавиши, малые барабаны... А бас представлен каким-то низкочастотным гулом. Получается - тело слышит, а не уши. Если точное попадание с бочкой, то происходит какое-то весьма кайфовое звуковое явление. Вот так. Почти задницей слышит басист!
Басисты играют пальцами, играют медиаторами. Очень важен сам фактор звукоизвлечения. Когда мы играли быструю, агрессивную и жесткую музыку, я пользовался обыкновенным гитарным медиатором. Но к концу репетиции медиатор стачивался до пальцев... Я научился их изготавливать самостоятельно: находил в красных уголках старые советские бас-гитары типа "Тоника" - на них был толстый и замечательный пластик. Так я изготовил десяток медиаторов, которыми потом пользовался много-много лет.
Пол Маккартни, Джон Пол Джонс, Сан Саныч Пантыкин... композиторы, аранжировщики, гении. Они не только бас-гитаристы, но и замечательные клавишники-пианисты. Джон Пол Джонс, например, еще и ногами играл басовые партии. И если дети, мечтающие научится играть на электрогитаре, считают, что сначала проще освоить 4 струны, - они ошибаются. Это совершенно другой, параллельный мир, и совершенно иное мышление. Хороший бас-гитарист мыслит симфоническими формами.

Фото предоставлены музыкантами

Автор: Евгений Любомирский
опубликовано 27 июня 2017, 04:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002