Песни для бездомных ("НочлежкаFest-2013" в Санкт-Петербурге)


Теперь я редко хожу на рок-концерты. Но 2 ноября появился серьезный повод - "НочлежкаFest", фестиваль в поддержку самой крупной питерской благотворительной общественной организации, помогающей бездомным. Организация так и называется - "Ночлежка". Приют на 52 места плюс в зимнее время палатка - пункт обогрева, мобильный пункт раздачи горячей пищи "Ночной автобус". Плюс бесплатные юридические консультации, помощь социальных работников в восстановлении документов, устройстве на работу, в медицинские учреждения. И да, для города, в котором только по официальным данным более 30.000 бездомных, всё это - капля в море. Но люди помогают людям, порой просто-таки спасают кому-то жизнь. И существует "Ночлежка" на пожертвования, причем на каждый проект средства собираются ежегодно и с большим трудом. Предыдущий "НочлежкаFest" собрал 640.000 рублей - это два месяца работы приюта. Надо отдать должное музыкантам, выразившим готовность поддержать "Ночлежку" и на этот раз. Кто-то из них знаком с ситуацией, когда нет крыши над головой, на собственном опыте, кому-то повезло, и он знает об этом лишь понаслышке - но все они без промедления согласились выступить, получив приглашения от организаторов концерта.

Организация самого фестиваля, кстати, была на высоте. Концерт начался с небольшой задержкой, и за это время публика успела погулять по фойе клуба "А2", где можно было не только выпить и потусоваться, но и узнать кое-что о "Ночлежке".

Но вот на сцену вышла хрупкая темноволосая юная леди с акустической гитарой и запела что-то лирическое. На следующей песне к ней присоединились музыканты, среди которых оказался и экс-гитарист СПЛИНА Стас Березовский... Женя Любич - ещё не "звезда", но уже готова стать "звёздочкой" российской поп-музыки. Как уж там дальше у неё пойдёт дело, не могу знать. Но пока что Женя и её группа исполняют немного рафинированный поп-рок с очень такими "женьщинскими" текстами не только на русском, но и на иных языках. Всё чётко и гладко, и такие простые, в общем-то, песенки без особых изысков (ну, не считать же изысками использование французского и английского языков или элементы шансона в некоторых песнях). Женя - девушка скромная, на сцене ведёт себя в меру эмоционально, не переигрывает, но может и про водку спеть.

Потом вышли НОГУ СВЕЛО!. Этих заслуженных уже деятелей развлекательного жанра я увидел на сцене впервые. К впечатлению от их записей (только не подумайте, что у меня есть их альбомы! Просто иногда я слышу эти песни по радио у кого-то в гостях...) могу добавить только то, что на концерте у них гораздо более гитарное звучание, что меня не могло не порадовать. В принципе, они могут производить приятное впечатление: простые, но иногда не совсем обычные мелодии, вкрапления сёрфа от гитариста. Одна беда: туповатый юмор в текстах. Может, потому у них лучше всего звучат песни, в которых вообще нет слов, только имитации оных. Ну да, "Хару Мамбуру" - ею и закончили.

ZORGE - новый проект Евгения "Ай-Ай-Ая" Фёдорова, экс-лидера TEQUILAJAZZZ. В каком-то смысле ZORGE - продолжение музыки предыдущей группы Евгения. Ведь о чём бы ни пел Фёдоров, его музыка - всегда пейзажи. В нынешнем проекте Фёдорова я с немалым интересом обнаружил Митю Гольцмана, когда-то игравшего в интереснейшей команде КЛЕВЕР на духовых, а в ZORGE отвечающего за лэптронику и терменвокс. Правда, Митя, как и многие другие, использует терменвокс только как шумовой инструмент. Но и вообще, при всех интересных ходах, которыми полна музыка ZORGE, главный недостаток группы - это недостаток почти всей так называемой "новой альтернативной музыки" (уже, понятно, этак четверть века как новой и альтернативной): песням не хватает мелодичности. Уж простите меня, ретрограда, но если в песне нет мелодии, она теряется. А то, что сочиняет Евгений Фёдоров - это именно песни, а не декламация под звуковой фон. И всякий раз, когда мелодия появляется, музыкальные краски обретают новый смысл. Так было и в этот раз, когда ZORGE играли старую песню TEQUILAJAZZZ "Звери"...

И "гвоздь программы" - Борис Борисович Гребенщиков в сопровождении ансамбля: неизменные уже многие годы клавишник Борис Рубекин и барабанщик Олег Шар, а также давно не игравший с БГ гитарист Алексей Зубарев. Кому как, а мне приятно, что в этот раз Борис Борисович не назвал сопровождающий его бэнд АКВАРИУМ. Ибо это, конечно, не АКВАРИУМ. Совсем другой подход к звуку, даже когда исполняются песни 80-х годов. И звук-то хороший, удивительно упругий, но не лишённый психоделичности. Однако... Как это ни прискорбно, Гребенщиков как автор уже лет 20 занимается жалкими самопародиями. Исключения редки - отдельные песни. Огромный багаж песен, написанных в 90-х, 2000-х - и большая их часть написана будто по одному нехитрому и легко читаемому рецепту. Если не вслушиваться в тексты, то вот - играет хорошая группа не очень молодых, но бодрых людей, играет при этом интересную музыку на основе британского и американского фолка с элементами фолка русского. Но мне интересно, слышат ли подростки, которые нынче подпевают Гребенщикову из зала, вот эту разницу между его песнями времён настоящего АКВАРИУМА и более поздними опусами? БГ спел "Рок-н-Ролл Мёртв" и "Небо Становится Ближе", каждая из этих песен - до сих пор событие. И "Бурлак" из удивительного "Русского Альбома", которым БГ закончил своё выступление. А остальное... В давние времена Борис Борисович тоже использовал термины из разных культур, к месту или нет - другой вопрос. Но тогда у него была какая-то бережность, осторожность, свойственная искреннему поиску (в том числе и духовному). Ныне же прославленный мэтр жонглирует именами и символами, будто ярмарочный шарлатан, к тому же не стесняется в рамках одной не очень длинной программы исполнять песни с практически идентичными мотивами.

В зале я видел Всеволода Гаккеля, экс-виолончелиста АКВАРИУМА, который работает с клубом "А2" в качестве промоутера. И, пожалуй, мне не хватает той самой группы АКВАРИУМ, музыка которой, несмотря на далеко не виртуозную игру на инструментах многих её участников, была увлекательным путешествием. Вместо неё мы можем услышать (и чаще всего под этим же названием) некий сектантский балаган, пусть даже очень профессионально звучащий.

В качестве постскриптума: думаю, не только известные и не очень музыканты, но и каждый из нас может помочь "Ночлежке". Разные, в том числе самые необременительные способы сделать это изложены на соответствующей странице сайта благотворительной организации "Ночлежка".

Фото автора

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 06 ноября 2013, 05:39
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002