Музыка кончилась! (Псков)


Музыка кончилась?

Всё началось с того, что, заговорив об угасании местной музыкальной жизни, мы с приятелем решили подсчитать, сколько же сегодня в Пскове всего существует музыкальных ансамблей. И, несмотря на то, что оба мы знакомы со многими псковскими музыкантами, реально существующих коллективов нам не удалось насчитать больше десятка. Если же вспомнить, что в 90-е годы число псковских поп- и рок-групп никогда не опускалось ниже 25 (а иногда превышало 40), и при этом зачастую количество обращалось в качество - то можно сказать, что псковская музыка сегодня находится в явном упадке. О причинах этого явления было решено узнать у людей компетентных.

Алекс Драйвер: За последние 7-8 лет музыкальная жизнь в нашем городе отмечалась двумя основными этапами: это фестиваль "Псковская Весна" и осеннее открытие музыкального сезона. В нынешнем году не произошло ни того, ни другого. Как вы считаете, почему?
Андрей Константинов (продюсер и музыкант): У кого-то не было желания заниматься концертами, а у меня просто не было времени. Хотя я делал один концерт в июне, был хороший состав участников... А на постоянной основе пусть берётся работать кто-нибудь помоложе. К тому же, мне перестала нравиться та музыка, что владеет сейчас умами...
Людмила Гуц (продюсер): Это произошло, потому что псковские музыканты немножко избаловались. Местная тусовка очень инертна; люди решили, что они всё знают, всё умеют и во всём разбираются. Можете мне поверить, что это далеко не так. У меня был опыт приглашения в Псков очень хороших групп, может быть, и не первого, и не второго дивизиона - но которые выступали на порядок выше, несмотря на навязываемую идею с экранов ЦТ - псковская публика даже не соизволила появиться на их выступлениях. Почему? Может быть, в силу своего богатого интеллекта?
Ну, а теперь по поводу музыкантов. Никогда не постесняюсь сказать, что в выступления рок-групп я вкладывала душу. Но почему наши рокеры решили, что они существуют для меня? Вот этого я понять никак не могу.
Владимир Данилович Куприн (председатель городского Комитета по делам молодёжи): Не соглашусь с тем, что ничего не происходит. "Студенческая Весна" идёт очень хорошо, в этом году она великолепно прошла. Были интересные, яркие выступления, которые заслуженно включались в программу празднования 1100-летия Пскова. Хотя, конечно, наш уровень отстаёт от общероссийского...
По поводу музыкального упадка сложно сказать. В плане эстрады - действительно, не так много имён можно вспомнить. Есть несколько ансамблей, которые по линии управления культуры и управления образования выступают. Но областные конкурсы показывают, что эстрада в районах посильнее... В плане рок-музыки - на мой взгляд, псковские рок-группы особых эмоций у слушателя не вызывают...
Константин Козловский (бас-гитарист и автор песен группы DESOLATE CASTLE): В прежние времена действовали остатки ещё советской административной системы, когда молодёжную музыку курировало государство. И были другие люди, которым самим всё это было интересно. Сейчас всё изменилось, и многое стали решать деньги. А чтобы сделать концерты прибыльными, нужны большие финансовые вложения, и желающих их сделать не нашлось...

АД: Должны ли поддержкой молодёжного музыкального творчества заниматься Комитеты по делам молодёжи (КДМы), другие государственные структуры, или же это дело исключительно частных лиц?
Андрей: Никто никому ничего не должен. И потом - кому помогать? Хотя сейчас, в частности, рок-музыка - это музыка уже настоящая, без кавычек, но у нас, в провинции, до сих пор считается, что рок - это нечто для отморозков. Это стереотип, конечно - но, я считаю, он имеет под собой какую-то почву. Тем более что современная музыка дегуманизирована. Правда, имеет место сейчас такая тенденция, как "блюз-revival", т.е. возвращение старого блюза. Подрастает новое поколение, открывает для себя эту музыку, пытается её играть, сделать шаг вперёд... И всё же - в большинстве мне всё это не нравится, и я этим не занимаюсь.
Людмила: Я считаю, государство не должно этим заниматься. И было бы лучше, если бы про нас вообще забыли. Потому что у меня создалось впечатление, что у городских властей прямо-таки застойная мания контроля, вплоть до худсоветов. Почему чиновники городской администрации решили, что они смыслят в вопросах молодёжной музыкальной культуры? Почему они решили, что должны только контролировать процесс музыкального творчества? Наверно, они забыли, что музыканты - люди, в общем-то, самодостаточные, обладающие определённым интеллектуальным уровнем, и проконтролировать их не получится.
Владимир Данилович: Обо всех Комитетах по делам молодёжи сказать нельзя - они все очень по-разному существуют, и вся проблема в том, что до сих пор нет Закона о молодёжи. Поэтому кто как понимает в регионах молодёжную политику, тот так её и реализует. С моей точки зрения, КДМы появились и нужны именно для того, чтобы закрывать те бреши, что образуются в межведомственной системе. Например, разные направления творчества, вроде рок-музыки или граффити - их не берёт ни художественная школа, ни музыкальная. По той причине, что они к этому не готовы, у них нет соответствующих нормативов, преподавателей и прочего. Наверно, этим и должны заниматься КДМы. Но брать на себя они должны именно то, что не охватили образование, культура и спорт.
Константин: Конечно, было бы хорошо, если бы госструктуры оказывали поддержку, но я думаю, что им это не нужно. А частные лица... ну, если найдётся энтузиаст, готовый вложить деньги - почему бы и нет?.. Самим же музыкантам концерты тяжело проводить, так как для этого необходимы какие-то административные навыки, которых у музыкантов зачастую нет.

АД: Владимир Даниилович, организацией каких форм молодёжного досуга и жизни занимается городской Комитет по делам молодёжи?
Владимир Данилович: Это интеллектуально-творческое движение, то есть такие игры, как "Брейн-ринг", "Интеллект-Лига"; это КВН (правда, здесь тоже не хватает системы: есть талантливые ребята, но для выхода на российский уровень нужны ресурсы - деньги, костюмы, выступления в эфире, профессиональные режиссура и фонограммы). Это смоделированные на местности компьютерные игры - такие, как "Война Лордов". Это проект "Академия лидерства", где ребята играют в разные ролевые игры и получают новую сумму знаний. Это воспитательная работа со студенчеством - что связано с недостатком такой работы в ВУЗах и техникумах. Это помощь в организации студенческого правительства, имеющего ряд интересных проектов, которые - я уверен - будут заметны на городском и даже на областном уровнях. Это работа по трудоустройству молодёжи: из года в год мы участвуем в проведении ярмарок вакансий, а также пытаемся организовывать всё большее количество студенческих стройотрядов - а предпосылки востребованности таких отрядов складываются сейчас в экономике. И ещё целый ряд других проектов.

АД: И всё же, возвращаясь к музыкальной теме: что нужно (или кто нужен), чтобы в Пскове снова начали проходить постоянные концерты?
Андрей: Только одно: нужен такой человек, который согласился бы работать бесплатно, у которого было бы время и желание этим заниматься и которому бы вся эта музыка нравилась.
Людмила: Во-первых, нужно, чтобы никто не мешал. Во-вторых - чтобы сами музыканты начали серьёзно работать, всем интересоваться и немножко слетели со своих звёздных высот. Музыкантам города не мешало бы поднять свой уровень, чтобы продюсерам было кем заниматься. Концерты же могут проводить только частные лица, фанаты своего дела. Конечно, это должно оплачиваться - но в нашей стране всё равно невозможно поставить всё это на коммерческие рельсы.
Владимир Данилович: Для серьезного развития нужна база. У нас уже есть такие задумки - возродить псковскую музыку на серьёзном уровне. Существует целевая муниципальная программа "Организация работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства", рассчитанная на пять лет. Один из пунктов этой программы - организация Центра досуга молодёжи. Потому что после прекращения существования клуба "Молодёжный" (это было связано с тем, что нам было не решить проблемы приведения этого здания в надлежащее состояние) всё-таки всем понятно, что нужны какие-то специализированные учреждения. Причём Центр досуга молодёжи по разработанной концепции как раз и должен представлять собой Центр поддержки молодёжных субкультур.
Константин: В идеале нужно, чтобы нашёлся какой-нибудь человек, имеющий помещение для концертов и желание ими заниматься - например, владелец клуба или дискотеки, который хотя бы раз в месяц давал возможность выступать и командам, исполняющим "живую" музыку.

... Как известно, популярная, т.е. неакадемическая музыка в сегодняшнем виде существует в нашей стране уже лет сорок. Со времён первых ВИА на большой сцене успели засветиться тысячи музыкантов, большинство которых было выходцами из провинции, и лишь по достижении известности они становились столичными жителями. Но, как ни странно, среди всех этих имён как не было, так и нет ни одного псковича - и это при нашей географической близости к столицам... И дело тут не в отсутствии талантов, а, может быть, как раз в том, что, по большому счету, в нашем городе никогда не оказывалась реальная поддержка молодым музыкантам именно на начальном уровне.

Что ж, разговор состоялся - но выводы из него достаточно неутешительны. И всё же хочется надеяться, что когда-нибудь наступят времена, когда поддержка любительских музыкальных коллективов будет осуществляться на должном высоком уровне, когда станут возможными постоянные концерты и гастрольные поездки, когда иногородние группы получат возможность выступать в нашем городе не от случая к случаю и - наконец - когда в Пскове появится, наконец, свой клуб с регулярными концертами живой музыки - мечта, лелеемая псковскими музыкантами только на моей памяти ещё с конца 80-х годов...
C надеждой на лучшее -
Алекс Драйвер



Проверки на Центральном рынке

В целях защиты прав интеллектуальной собственности, пресечения распространения фальсифицированных и контрафактных аудиовизуальных произведений, а также соблюдения Правил продажи с учетом изменений и дополнений, внесенных Правительством РФ (Постановление №421 от 12 июля 2003 г.), Государственная Торговая Инспекция совместно с органами УВД провела ряд проверок на Центральном рынке города Пскова. В ходе этих проверок был выявлен ряд нарушений.
В частности, некоторые предприниматели производили торговлю аудио-видеопродукцией с лотков или палаток, что противоречит новой редакции Правил продажи данного вида товара.
Также в нескольких проверенных предприятиях мелкорозничной торговой сети производилась продажа аудиовизуальных произведений, не соответствующих новому Положению. На экземплярах товара не было сведений о наименовании лицензиата, местонахождения изготовителя и номера лицензионного соглашения, присутствовали также и другие нарушения. Например, в одной из торговых точек находилась в продаже аудиокассета "Час живой музыки от Андрея Константинова", которая не имела упаковки, обложка кассеты была выполнена с использованием ксерокса, на самой кассете не были указаны: наименование и местонахождение изготовителя аудиопроизведения, номер лицензии на деятельность по его изготовлению, технические данные как фонограммы, так и её носителя и сведения об обладателе авторских прав. В то же время на корпусе кассеты присутствовала надпись: "Произведено по лицензии. Все права защищены".
На других торговых точках были выявлены предлагавшиеся к продаже видеокассеты с фильмами, на которых так же не было информации о наименовании и местонахождении изготовителя и номеров прокатных удостоверений. В продаже находились экземпляры фильмов, выпуск которых российскими видеодистрибутерами планируется только в ноябре месяце.
По результатам проведённых проверок были выданы предписания о запрете продажи аудиовизуальных произведений с использованием лотков или палаток. Также были изъяты из оборота около пятидесяти экземпляров аудио-видеопродукции, которые направлены на экспертизу. Кроме того, ОБППР МОБ г. Пскова и ранее изымались из оборота более сорока аудиовизуальных произведений, что было сделано по причине отсутствия сведений о номере лицензии, о правообладателе на данное произведение и другим нарушениям. По заключению экспертизы, весь этот товар был признан контрафактным.

По материалам Государственной Торговой Инспекции


Музыка кончилась - 2

Как известно, регулярные концерты псковских музыкантов давно уже не проводятся. Единственным способом в этой ситуации как-то знакомить слушателя с плодами творчества местных групп до последнего времени являлась продажа кассет и дисков на псковском рынке и - изредка - на концертах. Но с недавних пор и это стало невозможным в связи с изменениями и дополнениями, внесенными Правительством РФ в Правила продажи отдельных видов товаров (в частности - аудио-видеопродукции) и в Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению и изготовлению аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей (постановление Правительства РФ №421 от 12 июля 2003 года). В чем же состоят изменения?

Первое из них - в том, что с момента вступления постановления в силу запрещается торговля аудиовизуальным товаром с лотков и палаток, т.е. торговать такой продукцией можно теперь лишь в магазинах и специальных киосках. Комментировать здесь вроде бы и нечего - за исключением разве что того, что данное изменение не учитывает интересов тех представителей малого бизнеса, которые не в состоянии повысить свой статус, переведя торговлю с лотка в магазин, что требует определенных затрат. Эти затраты не все могут себе позволить, в результате чего часть предпринимателей находятся фактически под угрозой разорения. Если же учесть, что некоторые из этих людей давно уже внесли деньги в строительство торгового центра на Рижском проспекте (на месте бывшего мини-рынка), открытие которого переносится уже второй год (о чём не раз рассказывали многие псковские СМИ), то разорение это можно считать уже неоднократным...

Второе изменение касается информации, которая должна быть представлена на каждом экземпляре продаваемой кассеты или диска. Согласно постановлению, там должны быть указаны следующие данные:
- Наименование, местонахождение изготовителя экземпляра аудиовизуального произведения или фонограммы, номер лицензии на деятельность по воспроизведению (изготовлению) фонограмм.
- Технические характеристики аудио или видеоносителя, а также записи.
- Сведения об обладателе авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения и фонограммы.
В отношении экземпляров фильмов также должна быть указана следующая информация:
- Номер и дата прокатного удостоверения, наименование фильма, страны и студии, на которой снят фильм, год его выпуска, основные данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей и др.), продолжительность фильма в минутах, рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории.

На первый взгляд, ничего страшного в этих требованиях нет - за исключением двух противоречий, первое из которых напрямую отразилось на предпринимателях, торгующих данным видом товара. Дело в том, что, несмотря на вступление постановления в силу ещё в июле, фирмы-производители вплоть до недавнего времени продолжали выпускать продукцию по старым правилам, т.е. на кассетах и дисках не указывались номера лицензионных соглашений, зачастую не было адреса производителя товара и т.д. Разумеется, предприниматели были вынуждены закупать такой товар, так как товара, выпущенного с соблюдением всех сегодняшних требований, просто не существовало. И лишь буквально в последние недели в продажу начали поступать кассеты и диски, оформленные по всем правилам.

В результате предприниматели оказались в ситуации, когда оказавшийся в запасе товар стало невозможно реализовать. И это обидно вдвойне - потому, что, во-первых, предприниматели не являются производителями товара и продают тот товар, что есть в наличии у фирм-изготовителей, а во-вторых, причина противоречий здесь ещё и в нерасторопности системы прохождения закона. По словам некоторых владельцев торговых точек, об изменениях в правилах торговли не были своевременно оповещены ни торговцы, ни производители товара.

Кто виноват в этом - сказать трудно, да, наверное, и не нужно. И вряд ли правомерными могут быть претензии к представителям Государственной Торговой Инспекции - ведь они являются лишь исполнителями не ими принятых постановлений, и избирательное применение положений закона не является их компетенцией. И всё же наиболее приемлемым для всех выходом из сложившейся ситуации было бы разрешение - в порядке исключения - реализации произведённого по старым правилам товара и продление переходного периода хотя бы до конца года...

Второе противоречие впрямую касается музыкантов. Если раньше, допустим, псковской группе, которая записывала альбом, для попадания этого альбома на прилавок достаточно было лишь договорённости с владельцем торговой точки, то сейчас этот процесс во многом усложнился. Что же нужно для законного распространения записи?
Во-первых, необходимо определить авторские права на фонограмму. По словам представителя в Пскове Российского Авторского Общества С. Т. Ефремовой, в этом случае заключается договор, определяющий как обладателя авторских прав, так и процентное соотношение доходов от продажи, а также порядок уплаты налогов государству.
Во-вторых, необходимо заключить лицензионное соглашение, т.е. получить официальное разрешение на продажу. Такие соглашения заключить можно только в Москве, о порядке же заключения соглашений и стоимости получения лицензий остаётся только гадать, так как московский отдел механической записи предоставить информацию по телефону отказался. Как было сообщено, для решения таких вопросов необходима личная беседа обладателя авторских прав на фонограмму с представителем отдела...

...Что ж, на первый взгляд, постановление хорошее и своевременное, так как направлено оно на защиту прав владельцев интеллектуальной собственности, попросту говоря - на борьбу с производством и продажей "пиратских" кассет и дисков. Но, зная российскую действительность, можно предположить следующее.

Вряд ли после претворения в жизнь вышеописанных нововведений существенно вырастут гонорары тех музыкантов, что выпускают свои альбомы по контракту с фирмами. И вряд ли сильно уменьшится количество "пиратского" продукта на прилавках - хотя бы потому, что разместить на кассетах и дисках соответствующую требованиям закона информацию до смешного легко, а проверить её истинность - при объёмах производства в нашей стране аудио-видеопродукции - не так-то просто. Скорее всего, производство такой продукции будет просто обходиться дороже, и, как производители товара, так и его продавцы будут вынуждены традиционно компенсировать повысившиеся расходы за счёт покупателя.

И последнее. Удорожание производства автоматически отразится и на распространении всех видов элитарной музыки во всём её спектре - от классики до рок-н-ролла. Небольшие тиражи кассет и дисков, которыми до последнего времени издавали эту музыку, вряд ли будут теперь делом рентабельным. В результате прилавки музыкальных магазинов могут быть окончательно заполнены "интеллектуальными шедеврами", вроде альбомов групп РУКИ ВВЕРХ, ТАТУ и им подобных. Ну, а развитие псковской музыки с помощью тиражирования записей местных групп выглядит и вообще делом малореальным - ведь если и раньше фирмы-производители не слишком торопились выпускать альбомы даже по-настоящему талантливых псковских музыкантов, то теперь путь к успеху и известности может оказаться и вовсе закрытым.

Очень бы хотелось оказаться в данном случае неправым...

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 28 октября 2003, 14:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.009