Русские не сдаются!


Рок-н-ролл мертв?Без долгих вступлений сразу же обозначу свое отношение к статье Екатерины Борисовой: статья мне не понравилась. Совсем. И вот почему. Что есть данная статья? Попытка по формальным признакам обозначить музыкальный жанр "Русский Рок". Попытка пойти на поводу у неграмотной (в данной области) части публики, которая для простоты восприятия делит музыку на "классику", "джаз", "современную музыку", "Запад" и "русский рок". Являясь в области рок-музыки человеком образованным, Екатерина Сергеевна пробует выделить мелкую ячейку отечественного рока и прицепить на нее бирку "Русский Рок". Но, во-первых, ее язык для тех, кто пользуется данным определением в качестве понятийного определения - китайская грамота (и уж тем более им ничего не говорят названия РОССИЯНЕ, НОЛЬ, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ и прочие), а тем, для кого "русский рок" - это ругательство, тоже никакого толка от объяснения, кого именно надо называть мудаком (все равно они будут называть тех, кого захотят). Во-вторых...

В мои школьные годы одноклассники очень пристально относились к определению стилей. Особенно много споров шло вокруг слова рок. Вот характерные определения:

- это когда нет духовых, ритм-гитары и клавиш;
- это если не поют про любовь;
- это если используется фузз;
- это музыканты с длинными волосами и громко кричащий вокалист;
Особенно меня растрогала моя одноклассница, которая сделала открытие и спешно поделилась им со мной: "Я поняла! Рок - это когда в конце песни музыка плавно затихает!"

Чего стоят такие определения - сами понимаете. Разумеется, что просто роком дело не ограничилось, и появился термин "советский рок". Им обозначались те коллективы, которые "рок" и обязательно "made in USSR".

В силу объективных причин - отсутствие денег, нормальных инструментов, возможности регулярных (и нормальных) выступлений и репетиций, а так же еще очень многого - рок в СССР не мог по своему мастерству конкурировать с зарубежными исполнителями. Отсюда и сложилась распространенная точка зрения, что "советский рок" - жалкое подобие левой руки. Однако разделяли подобный взгляд далеко не все. И прежде всего - музыканты. Да, гитары "Урал" более походили на "элегантное средство самообороны" (ВОДОПАД ИМ. В. КИКАБИДЗЕ), чем на музыкальные инструменты. Да, усилители дымились и хрипели, микрофоны свистели, а барабаны издавали звуки, достойные столовой общепита. От этого музыка, безусловно, страдала, но оставалась музыкой. И тот, кто хотел, тот ее слышал. А вот стихи и вовсе никак не зависели от всяческих технических приспособлений (если только, конечно, их - слова - можно было разобрать!). Может быть, поэтому в отечественной рок-музыке столь пристальное внимание слушатели уделяли именно поэтической составляющей песни?

С тех пор уничижительное значение перекинулось и на "русский рок". Инкриминируется все, что угодно: примитивность музыки, грубость текстов (жупел последних лет - социальность!), депрессивность, неумение петь и играть. Все по старым наезженным штампам с добавлением новых штрихов. Только вот времена изменились. Появились новые кумиры. Появилась массовая музыка для "продвинутой молодежи". И разве мог позволить любитель какой-нибудь Земфиры называть ее "ругательным" определением? (К слову о Земфире. Ее первый альбом был сделан в добрых традициях русского рока - с простецкими аранжировками, брутальными текстами, рядовым исполнительским мастерством и... с драйвом) Вот и отгораживаются стадионные толпы от всего "старого" или же не столь популярного барьером с липкой надписью "русский рок". Якобы наша музыка и "Наше Радио" - современные и умелые, а все остальное...

Таким образом получается, что термин "русский рок" - скорее общее социально-культурное (или акультурное?) понятие, нежели обозначение какого-то определенного музыкального жанра. Любопытно было бы почитать статьи на темы: "отличие бельгийского рока от голландского", "влияние малазийского рока на таиландский" или "американский рок - всемирный дирижер". Выражение "русский рок" обозначает лишь то, что обозначает - рок-музыка на русском языке. Сюда относятся и ЗООПАРК, и КИНО, и Башлачев, и АЛИСА, и АКВАРИУМ, и СПЛИН, и КС, и КАЛИНОВ МОСТ, и К.О.Т., и КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА, и АРИЯ, и СЕКТОР ГАЗА... Список неисчислим. Даже поп-рок в лице нелюбимых мною МТ, СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ, ЗВЕРЕЙ, 7Б (список тоже можно продолжать очень долго) - тоже, как ни странно, одна из ветвей русского рока.

Это то, что я хотел сказать, обобщая впечатления от проблемы, поднятой в статье. Теперь же по "персоналиям".

1. "...приоритета слова над музыкой быть не могло по факту, и текстовые (и музыкальные) достижения, скажем, МИФОВ, РОССИЯН или САНКТ-ПЕТЕРБУРГА расценивались лишь по критериям их похожести на заокеанские образцы";

Вряд ли можно принять на веру данный тезис. Если вспомнить успех СКОМОРОХОВ, то придется признать, что отношение к слову уже в самом начале 70-х было очень серьезным. И по факту, и по впечатлению их творчество привлекало отнюдь не только зафуззованной гитарой или использованием знакомых риффов. Использование классической зарубежной поэзии и собственные (отнюдь не простецкие) тексты, безусловно, привлекали внимание и являлись одной из причин успеха. Ну, а уж популярность МАШИНЫ ВРЕМЕНИ (вовремя отказавшейся от написания стихов на английском языке) в середине 70-х и вовсе большей частью обусловлена именно поэзией Андрея Макаревича. (Еще одно отступление. Макаревичу постоянно пытались присвоить титул борца с существующим строем. Про песни "Бал Марионеток", "Черно-Белый Цвет", "Два Замка" и другие в народе ходили "достоверные слухи", что он, де, писал конкретно про Х..й съезд Партии, про Генсека, про Совок. Однако до сих пор сам Андрей Макаревич ни разу в своих интервью не подтвердил данных предположений. Более того - он их отрицал.) А РОССИЯНЕ... Группа была популярна еще до прихода в нее Ордановского. И популярность основывалась вовсе не на внешнем сходстве вокалиста с "зарубежным аналогом". Что же до девочек, которые заходились от восторга при взгляде на эффектный облик Георгия (появившегося в группе позже), то такие "поклонницы" были всегда и будут всегда.

2. "...И тут вдруг вспомнилось, что "поэт в России больше, чем поэт", а "глаголом жечь сердца людей" - его прямая обязанность. Андрей Макаревич с его дидактикой, бардовской манерой письма и эзоповым, в традициях эпохи, языком..."

Это "вдруг" было вовсе и не вдруг. Это национальная традиция русской поэзии. И упоминавшиеся СКОМОРОХИ уже потихоньку "жгли". Ну и, естественно, не будем забывать о "шестидесятниках", Галиче, Высоцком... Кроме того мне не очень понятен термин "бардовская манера письма". Совершенно надуманный термин, направленный исключительно на то, чтобы передать оттенок пренебрежения. Не самый красивый прием, по моему мнению.

3. "...вспомним и статьи в журналах и газетах того времени... МАШИНУ ВРЕМЕНИ клеймили за безыдейность..."

А вот это уж и вовсе не соответствует действительности. МАШИНУ клеймили (перечитайте знаменитое "Рагу..." или большую статью в "Литературной Газете") определенно за идейность. Только не вообще, а за "неправильную" идейность, воспевающую идеалы, не соответствующие достойному строителю коммунистического общества. За это же был "клеймен" (читайте "Менестрель...") и Юрий Шевчук.

4. "Возможно, именно в этом одна из трагедий Башлачева, в первую очередь поэта, и в самую последнюю - публициста..."

Башлачеву социальная тематика (и публицистика в определенной мере тоже) была очень близка (куда дальше от этого был собирающий одно время полные стадионы Гребенщиков). И речь не только о таких "конкретных" песнях, как "Слет-Симпозиум..." или "Лихо". Даже в "Ванюше" рядом с основной личностной линией идет социальность: портреты посетителей трактира - характеристика нашего, "воспитанного" народа, частушки - моментальные снимки "неофициальной" жизни современного общества. А вот о причинах трагического финала Башлачева - написано об этом очень много - можно спорить до Второго Ушествия.

5. Об эмигрантах

Почему бы тогда не вспомнить эмиграцию Варшавского или отъезд в Америку Белова-Носкова? А сколько музыкантов уехало в Европу? На мой взгляд, к истинной причине гораздо ближе Чиж в своей "Она Не Вышла Замуж": "Да, конечно, там Рай. Да, конечно, здесь Ад".

6. "Идея снова оказалась сильнее эстетики, язык - важнее искусства. В тот же период MILITARY JANE стали ПИЛОТОМ..."

Илья Черт, рассказывая об этом, говорил, что ему захотелось играть другую музыку. И разве плохо, если музыкант поет на родном языке? Чем RAMMSTEIN хуже SCORPIONS?

Я гордо вхожу с билетом в руке
А мне поют песни на родном языке...
(М. Науменко)


7. Пять пунктов для определения "русского рока"

Это самый большой "минус" статьи. Поскольку эти 5 пунктов регулярно вступают в противоречие с утверждениями Екатерины Борисовой (хотя она же сама все и формулировала).

а) "Однако ж, совершенно очевидно, что помянутые АКВАРИУМ, ЗООПАРК, КИНО к "русскому року" имеют, в общем-то, такое же отношение, как и напрочь лишенные мессианства полистилистичный АУКЦЫОН, мистический ПИКНИК или откровенно замкнутое на личные проблемы ВОСКРЕСЕНИЕ..."

Совершенно очевидно, что АКВАРИУМ полностью удовлетворяет всем пяти пунктам во многих своих альбомах (из последнего слушайте "Сестра Хаос", из раннего - "Табу", из среднего - "Равноденствие").
ЗООПАРК. Русский рок по всем пяти пунктам в альбоме "Белая Полоса".
КИНО - "Группа Крови".
ПИКНИК - "Дым"
ВОСКРЕСЕНИЕ (хм, если уж и ВОСКРЕСЕНИЕ не русский рок...) - "Солдат Вселенной", "В Моей Душе Осадок Зла", "Кто Виноват", "Все Сначала"...

б) "а вот почти образцовому ВИСОКОСНОМУ ГОДУ не хватает показательного лидера и гнева в вокале..."

Очень странный вывод. По п. 1 они подходят, но где у ВГ соблюдается п. 2? А как соотнести с п. 3 их неплохой ремикс на свою же песню "Метро"? И где у них для образца вырисовываются п. 4 и п. 5?! Нету. Эти пять пунктов больше похожи на капкан для тех, кто решил определить русский рок как музыкальный жанр, а потом всех расставить по полочкам.

в) "Никому, кажется, не придет в голову называть "русским роком" БИ-2, но и СПЛИН..."

Ну, это только кажется. Подозреваю, что подобное приходит в голову не только мне...

Можно было бы подробно разобрать и остальных упомянутых (и не упомянутых) музыкантов, да только надо ли? Надо ли заниматься вивисекцией химеры? Стоит ли идти на поводу публики, смешивая и путая понятия, подгоняя и видоизменяя факты?

Коли генерал сказал, что летают, значит, летают! Только нызэнько-нызэнько...

Статья Е. Борисовой "Рашн деревяшн"

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 15 августа 2003, 16:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001