Нашего панку прибыло?


Вроде бы еще недавно правил Совок, проезд в метро стоил 5 копеек, секс отсутствовал, а рок-музыка была под запретом. Сегодня уже невозможно представить себе подобное положение дел. Цены теперь подчиняются законам рыночной, а не плановой экономики. Секс стал одной из главных движущих сил карьеры, работы и отдыха. Рок разрешен, почитаем и вообще превратился в прибыльную сферу деятельности. Рок. Да не тот...

Экономическая цензура оказалась значительно действеннее, чем идеологическая. Выяснилось, что не надо пытаться уменьшить нежелательное, достаточно увеличить все подходящее до таких размеров, чтобы заслонить остальное. Пусть потребители СМИ думают, что рок - это Земфира и МУМИЙ ТРОЛЛЬ. Пусть знают, что русский рок имеет свою историю в лице МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и ЧАЙФА. Пусть слушают только то, что им скармливают, и даже не пытаются выбрать что-нибудь самостоятельно.

С роком-то все понятно, а что же делать с панками, которые не подчиняются никаким законам цивилизованного окультуривания? Именно панк принял на себя основной удар капитала. Здесь тактика немного другая: чтобы уничтожить панк, его надо изменить до неузнаваемости. И это логично: если мужчина забудет о существовании живых женщин, то что сможет его разубедить в том, что лучше резиновой бабы ничего на свете нет? Впрочем, прежде чем рассматривать российский панк наших дней, неплохо бы определиться с тем, что же такое есть этот самый "панк".

Панк - мусорная свалка рок-музыки. Подонки. Ублюдки. Гримаса самой отвратительной личины современного общества. Язва на теле культуры. Примерно так воспринимался панк. Его пытались припудрить, как это делает с нежданным прыщиком собирающаяся в кино курсистка. Все было тщетно. И это радовало. Почему? Да потому что панк - это прежде всего оппозиция. Оппозиция в космическом смысле. Правда, форма выражения вполне земная. И совсем не обязательно панк должен быть деструктивен - важно, чтобы созидательный вектор был противопоставлением общепринятому. То есть идея - это необходимая компонента явления под названием "панк". Но не единственная. Как ни банально, но три основных "кита" - музыка, тексты и антураж (все, что окружает непосредственно творчество: образ жизни, внешний вид etc.). И все три пропитаны Идеей. Были.

Панк - это Против. Против существующего государственного строя, где нищенствуют одни и держат домашних бегемотиков другие. Против правил этикета, которые за внешним лоском искусственно-учтивых фраз скрывают мерзкие мысли. Против "приличной" одежды, в которой люди похожи на сошедших с ленты конвейера манекенов. Против вот такой писанины, которая пытается разложить на кубики то, что находится у каждого внутри. Против.

Может быть, потому у Цоя не задалась карьера панка в группе ПАЛАТА №6, что он не умел быть против, а предпочитал скорее отстраненность?

Примерно лет десять после повсеместного появления панка на Западе потребовалось, чтобы эта музыка наконец-то укоренилась в нашей стране. Почему в СССР панк почти не существовал столь долгое время? Мне кажется, причина кроется в том, что функцию "против" в те годы с успехом осуществляла вся рок-музыка. Панк культивировался только отдельными личностями, которые заходили в своем отрицании общепринятого совсем уж далеко ("Я хочу сломать свою кровать, чтоб на ней мне больше не лежать" - Свин). Это было интересно, но не вызывало широкого резонанса в неформальной среде. К таким персонажам относились с легкой иронией и теплым юмором. Майк Науменко был одним из тех, кто очень иронично относился к "звездам панк-рока", но никогда не дистанцировался от них. В "Песне Для Свина" он очень точно описал советского панка того времени. Вот так в те времена звучала любовная лирика по-панковски:

У меня есть жаба - редкостная дура -
И я бу-бу ее каждый день.
И нам давно плевать друг на друга,
Я бы бросил ее, но бросать лень.


Из этой же песни можно почерпнуть еще одну характерную мысль: "Пофигизм" был практически одной из форм "Против":

А я не знаю, зачем я живу,
Ну и бу-бу-бу с ним.


Все изменилось в середине 80-х, когда "подули ветры перемен". Рок стал крениться в сторону пафоса, и это дало простор для выдвижения на роль главной оппозиции пункеров. Бритые виски и "ирокезы", булавки и Знак Анархии - вот что стало рубежом обороны от ханжества, лицемерия и "филармонической" гражданственности. Основным очагом распространения стал Новосибирск и наиболее заметная сибирская группа - ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. "Я всегда буду против!" - пел Егор Летов. И пусть время опровергло его слова, но на тот момент это было истинной правдой. Панк определялся тогда не по используемым риффам или музыкальному рисунку. Все, что резало слух не только обывателю, но даже активному "участнику преобразований" называлось панком. Поет МОНГОЛ ШУУДАН про анархистские знамена - панк. Зарядил Лаэртский свое ненормативное ВОЛОСАТОЕ СТЕКЛО - панк. И чуть ли не апологетом панка называют ДК с их фекальными темами.

А на Западе происходят весьма занимательные события. NIRVANA показывает возможность коммерческого успеха альтернативных музыкальных течений. И пусть все в один голос крикнут, что NIRVANA играла гранж, а не панк - неважно. Важно было то, что все увидели запланированную возможность заработать "море бабок". Не тот успех на волне гиперскандальности, который устами SEX PISTOLS возвестил о Пришествии Панка, а вполне предсказуемый - с реверансами в сторону Капитала и имиджем "грязных парней", осуществляющих Великую [Американскую] Мечту. Там "у них" это берется в оборот очень быстро - и полетели стройными рядами в теплые объятия Шоу-Бизнеса оффспринги и гриндеи.

В России медленно запрягают, но быстро едут. Кто был первопроходцем - НАИВ или ТАРАКАНЫ! - точно сказать не могу. Да и так ли это важно? Панк стал мимикрировать. Оторопелые слушатели уже перестали понимать что-либо в определениях. КОРОЛЬ И ШУТ объявлен панками. А ведь началось все с довольно безобидного (и каким-то местом даже адекватного) термина поп-панк. Панк начали делить на вменяемый (т.е. продаваемый) и глухой доморощенный (т.е. непродаваемый). АДАПТАЦИЯ или АЗЪ стали уделом небольшой части молодежи, которым повезло получить возможность слушать подобную музыку. ГО превратились в непубличный "КИНОтеатр ДДТ". А по прилавкам торжественно зашагали 812-порты, килограммы отличного пюре, бер-линны... Панки! Хой? Х&й!

Одна известная рок-журналистка очень точно охарактеризовала "стиль" множества современных популярных групп - одноклеточный пубертатный панк. В этой заметочке я не пытался идеализировать панков. Мне просто неприятно смотреть на то, что победу в очередной раз одерживает серый цвет.

Был бы черным, да пусть хоть самим чертом...

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 17 февраля 2003, 16:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001