Открытое письмо Старому Пионэру по поводу его статьи "Вчера… в уездном городе S"


"В каморке, что за актовым залом
Репетировал школьный ансамбль.
Ударник, ритм, соло и бас
И, конечно, "Ионика"..."
С. Чиграков


Дорогой Пионэр!

С удовольствием прочитал твою статью в "Новом Городе", и, хотя на свой риторический вопрос ты, вроде бы, не ждешь ответа, дерзну ответить - вернее, продолжить тему и сказать пару слов в защиту "молодых дарований", которых ты (кстати, совершенно справедливо) мягко, по-отечески пожурил. Написать об этом давно чесалась рука, но как-то повода не было.

Итак, ответ на вопрос, почему большинство молодых провинциальных рок-музыкантов обращаются к панку или металлу, очевиден: при внешней эффектности и дерзости это стили, в которых не надо изобретать велосипед - всё уже давно придумано: и внешний вид, и темы песен, и гармонические построения, и приемы игры. При этом обладать хотя бы какой-то техникой игры совершенно не обязательно, достаточно знать несколько аккордов и матерных слов (английские эффектней, зато русских больше). Да! Чуть не забыл - неплохо бы ещё отрастить волосы и научиться правильно трясти головой.

Можно сколь угодно зубоскалить на тему "юных Джонни и Сидов", но положение дел от этого не изменится. А положение дел таково: большинство этих ребят не имеет ни малейшего опыта публичных выступлений, мало того, у большинства из них нет и намека на репетиционную базу. Знаю одну семью, приютившую в своей малогабаритной квартире бездомную рок-группу своего отпрыска. Каково! Как говорится: "А вам слабо?"

Проблема молодежного рок-движения существует столько же, сколько существует рок-музыка как таковая. В разное время, в разных местах решали эту проблему по-разному, в зависимости от мудрости (глупости) тех, кто решал. Решения принимались самые разные: от идиотского "запретить" до не менее идиотского "расширить и углубить".

Но самое мудрое решение по этому поводу было принято в 50-х годах (негласно) британскими властями: "Поскольку бороться с этим явлением глупо и бессмысленно, надобно использовать его для общественной пользы и потихоньку поощрять!" Мудрость "отцов нации" проявилась уже в ближайшее время - существенно сократилась молодежная преступность, но просто шоком для общества явился тот факт, что с середины 60-х рок-музыка составляет одну из важнейших статей британского экспорта (а ведь только 10 лет прошло)! А всего-то навсего государство обратило внимание на молодежные музыкальные клубы и стало их понемногу финансировать. Положение в послевоенной Британии было ничем не лучше нашего сегодняшнего: разруха, бедность, безработица, преступность. Однако власти средства нашли, за что всё человечество (особенно англичане) им благодарно.

Без клуба "Каверн" не было бы THE BEATLES, а без битлов Лондон не стал бы снова центром вселенной. Поэтому в каждой приличной английской пивной вы увидите на маленькой сцене четверку юных хулиганов, упоенно терзающих струны. Это никого не раздражает - пусть шумят, авось получатся из них новые THE ROLLING STONES.

Система молодежных музыкальных клубов существует сейчас наряду с системой танцевальных клубов во всех цивилизованных странах и решает много проблем: реализация творческого потенциала молодых музыкантов, повышение технической грамотности молодежи (аппаратура, знаете ли, компьютеры всякие), проблема молодежного досуга, что, в свою очередь, влечет снижение подростковой преступности (чем больше подростков находится "под крышей" клуба, тем меньше работы у полиции), наконец, это просто бизнес.

Вопреки устоявшемуся в последние годы мнению, что, мол, в Советском Союзе всё душилось и запрещалось (особенно рок-музыка), должен заявить, что в СССР существовала своя клубная система. Эта система была довольно убогой, но она работала и давала свои плоды. Большинство рок-групп старшего поколения родилось в заводской, школьной или институтской самодеятельности. Система, стремившаяся всё поставить под свой контроль, искушала молодых рокеров некоторой компромиссной формулой "ты - мне, я - тебе". Ты мне - план по мероприятиям и внешнюю лояльность, я тебе - инструменты, базу и возможность оттачивать мастерство на сцене (это самое главное).

Вот путь становления советского рок-профессионала: школьная самодеятельность (см. эпиграф) - подвал в Доме Культуры - танцевальные вечера - "гастроли" по общежитиям, ВУЗам, окрестным селам и пионерлагерям - конкурсы-фестивали - филармония или слава запрещенного гения. Обо всем этом знаю не понаслышке - сам эту школу проходил. Помню, как в 13 лет впервые мы выходили на сцену школьного актового зала с электрогитарами в трясущихся руках. Страшно было! Но ведь вышли и второй раз, и третий. А у нынешних ребят есть такая возможность? А их сразу на конкурс... В настоящее время старая "совковая" система практически разрушена, а новая создана только в столицах, да и то довольно уродливая с "золотозубым" новорусским оскалом.

Кстати, общение музыкантов и слушателей в клубах полезно и для тех, и для других. Музыканты учатся отдавать свое искусство и энергию, а слушатели учатся воспринимать (это тоже искусство). И никогда варящиеся в собственном соку молодые музыканты не смогут добиться прогресса, так же как смотрящие "MTV" никогда не узнают того кайфа, который дарит живой концерт. Это, знаете ли, культура. А культура как дерево - его не построишь, не купишь и приказом не проведешь, его вырастить надо.

Алле! Где вы, мудрые отцы наши, созидающие почву для произрастания русских THE BEATLES? Церкви, конечно, нужны, и спортивный комплекс, и театр... Кто спорит? Но представьте себе молодого человека, которому опостылела однообразная дискотечная пошлятина. Куда вы ему посоветуете пойти скоротать вечер и пообщаться с себе подобными? В театр? Неплохая мысль... На хоккей? Ну, разве что в следующую субботу... Так, остались церковь и дискотека... И вот он берет пиво, гитару и садится на лавочку под вашим окном. Приятного вам отдыха!

При всем моем глубоком уважении к г-ну Стаканову и ко всему, что он делает, "Эро-План" клубом пока назвать нельзя по многим причинам, разбор которых - тема для отдельной статьи, да и не по силам это простым смертным. Вот тебе, Старый Пионэр, риторический вопрос: доживем ли мы с тобой до открытия Саровского музыкального клуба? Ответ очевиден. Хотя, знаешь, может быть, кто-то из сильных мира сего дочитал это письмо хотя бы до середины.

Ну, размечтался! С тем и остаюсь, неизлечимый мечтатель,
JD Naftalin

Автор: Naftalin
опубликовано 24 января 2003, 00:21
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001