Как это делается (фестиваль "InProg-2011" в Петербурге)


Владимир Поляков, ROZ VITALISПрогрессив, зародившись (наряду с другими рок-стилями) и обретя признание в Англии на рубеже 60-х-70-х, к нам попал традиционно десятилетием позже - разумеется, на пластинках. Тогда его, правда, называли не прогрессивом, а не вполне корректно арт-роком или же симфо-роком. Первое название, думаю, основывалось более на волшебном дизайне "фирменных" конвертов, чем на музыке, зато второе подразумевало, что играется музыка сложная, умная и слегка занудная, почти как в филармонии. И, хотя на пластиночных толкучках тех лет названия вроде YES, KING CRIMSON, ELP, GENESIS и GENTLE GIANT знал каждый уважающий себя меломан, не сказать, что все перечисленные (и тем более не перечисленные) группы были так уж массово любимы и популярны. И тем более не рвались играть прогрессив тогдашние отечественные рок-группы. Есть подозрение, что для того, чтоб любить и тем паче играть прогрессив-рок, требовалось какое-никакое музыкальное образование - как практическое, так и теоретическое. И если, поковыряв биографию каждого второго английского и каждого третьего американского рок-музыканта, обнаружишь пусть не консерваторию, то хотя бы долгий опыт пения или музицирования в местной церкви или в локальном любительском оркестре, у нас это было и во многом остается сравнительной редкостью. Парадокс: ведь кажется, что на скрипке, аккордеоне или фортепьяно обучались играть чуть ли не все советские дети, да и уроки музыки входили в число обязательных школьных предметов. Но в том-то всё и дело, что в школе и в кружках при ЖЭКах и ДК музыкальное образование было поставлено так, что интерес к классической музыке там отбивался не менее основательно, чем интерес к классической литературе - на уроках этой самой литературы. И предпосылки к массовой музыкальной грамотности оборачивались либо пожизненной нелюбовью к "серьезной" музыке, либо желанием играть что-то полностью другое. Рок-н-ролл, панк, новая волна, металл - да, симфо-рок - да вы что? Ну, а старательным мальчикам и девочкам, упиханным заботливыми родителями в консерваторию или хотя бы музучилище, было уже не до рока. Да и не учили там и тогда ничему подобному. Джазовое отделение, в лучшем/худшем случае эстрадное. Электрогитара? Бас? Роланды-Корги-Муги-Хаммонды? Извините, а это что такое?

Я, конечно, могу потыкать пальцем в достаточно известных наших рокеров, имеющих профессиональное музыкальное образование, но их все-таки не слишком много, да и рокерами они стали скорее вопреки, чем благодаря тому, чему учились. А прогрессив-роковых групп в самый бурный период формирования отечественной рок-сцены, то есть в 80-е, и вовсе образовывались считанные единицы. Дальше, правда, дела пошли получше, и сейчас народ куда более охотно впускает в голову мысль, что прежде чем начинать играть какую-то музыку, пусть даже и рок, стоит сначала где-то как-то научиться это делать, что в составе рок-группы классические инструменты могут присутствовать вовсе не ради экзотики, да и сами эти составы могут быть весьма нестандартными. Но прогрессив всё равно у нас не особо "идет". И, опять же: чтоб любить и играть прогрессив, надо любить и знать классическую музыку. Это не обязанность, но, в общем-то, база. А с этим по-прежнему некоторые проблемы. Много ли вы видели молодежи на концертах в любой филармонии? Не детей, которых за ручку привели туда родители, и не школьные классы, а добровольно пришедших послушать Бетховена или Генделя ребят лет этак 18-ти? Вот то-то и оно. И даже со знанием классики собственно прогрессива - всех вышеперечисленных как минимум - дела обстоят достаточно кисло.

Александра ''Шурра'' Демьянова, KOSTAREV GROUPЭто я всё к тому, что устраивать в России фестивали прогрессив-рока - чистой воды безумие. Или подвижничество, если с другой стороны поглядеть. Потому что, хотя, несомненно, любители этого стиля у нас существуют, есть и группы, прогрессив играющие - более того, компетентные источники подсказывают, что в 90-х прог-рок вновь зацвел на Западе пышным цветом, да и сейчас пользуется довольно устойчивым спросом, ещё и оброс ответвлениями типа нео-прога, прог-фолка и т. д. и т. п., а значит, и до нас эти веяния и тенденции доходят, тем более что граница уже не на замке и Интернет способствует - но вот привычная неприязнь среднестатистического россиянина к классической и вообще умной, хитро заверченной музыке вряд ли куда-то делась. И если уж этот среднестатистический желает оторвать жопу от стула и сходить на фестиваль, ему надобно, чтоб там пиво рекой, дым коромыслом, бац-бац и гряк-гряк, "Я не вижу ваши руки!" и прочие простые радости плоти. А не среднестатистическому, который знает и любит прогрессив, фестиваль обычно нафиг не сдался, он будет дома пластинки слушать. Причем не факт, что CD - может, и винил на хай-эндовой аппаратуре. И зачем ему свою высокую медитацию прерывать и в какой-то там клуб тащиться?

Тем не менее, московский журнал "InRock", который, отчасти вопреки своему названию, упор изначально и до сих пор старается делать именно на прогрессив со всеми его отпочкованиями, фестиваль прог-рока (под как раз вполне логичным названием "InProg") проводит уже десять лет. История этого фестиваля конспективно излагалась посредством видеопроектора перед началом "ИнПрога-2011", более подробно ее можно изучить на сайте журнала - и прийти к выводу, что намерения организаторов всегда были прекрасны, а помыслы чисты, но вот реализация всего этого насчитывает обломов не меньше, чем достижений. Что, в общем-то, нормально для всех, кто идет не в ногу. Хорошо, иногда находились меценаты/спонсоры, позволяющие осуществлять то, что хочется, и даже нечто большее. Вот, скажем, в этом году при поддержке Фонда Алексея Козлова "ArtBeat" фестиваль в честь своего десятилетия прошел последовательно в трех городах: 11.11.2011 (красивая дата, чтоб сыграть в этот день свадьбу, люди во всем мире за год в очередь записывались) - ясное дело, в Москве, 12.11 - в Ярославле, где любителей прогрессива на удивление много, и, наконец, 13.11 - в Питере, в клубе "Jagger". Туда-то я и ходила.

ROZ VITALISТут надобно еще сказать, что я сама, в юности несколько лет проболтавшись на помянутых пластиночных толкучках, сохранив к тех самых пор нежнейшую любовь к YES и большое уважение к остальным коллективам из того же списка (и некоторым другим), современную прогрессив-сцену почти не знаю. И западную, и отечественную. Так уж вышло. Кроме того, я как раз из числа тех советских детей, которых обучали игре на фортепьяно и ежемесячно водили за ручку в филармонию. По итогу слух у меня есть, играть я ни на чем не умею, классическую музыку разумею в самых общих чертах, хотя отвращения к ней не испытываю, зато произведения для фортепьяно переношу с большим трудом, но при этом клавиши в составе рок-группы очень люблю. А еще из детства и до сих пор во мне сохранилось любопытство к тому, как музыка делается. Мне далеко не всегда интересны слова в рок-произведениях, но вот следить за сплетениями партий различных инструментов, за развитием темы, за игрой музыкантов обычно очень интересно (если это хорошие музыканты, разумеется). Я не скучала в филармонии, приходя туда школьницей, и мне там недоставало лишь одного: возможности как-то подвигаться, отреагировать телом на музыку (я имею в виду не танец, а любую другую реакцию, кроме чинных аплодисментов в финале), а главное - подойти поближе к исполнителям и рассмотреть, как они работают. И хотя я тоже считаю, что прогрессив удобнее воспринимать с пластинки, всё же концерт или фестиваль такой музыки дают прекрасный шанс именно что увидеть вблизи, как это делается. Тем паче что взаимодействие музыкантов в рок-группе куда более наглядно и зримо, чем в оркестре. Рокеры ведь играют-то своё, не чужое, поэтому и сотворчество там может быть спонтанным и проявляться самым неожиданным образом. Вот с такой примерно мотивацией я на "InProg" и шла. Не считая, конечно, симпатии к организаторам.

Подробного разбора выступления каждой из четырех групп от меня не ждите. Я ж говорю - не специалист и не знаток, и в основном мои впечатления похожи на впечатления ребенка, разобравшего с попущения взрослых какой-то агрегат: ух ты, как оно всё сложно вращается и красиво сверкает! Ух ты, как здорово оно всё друг к дружке пригнано и привинчено, как складно работает, не ломается - шестеренки, рычажки, колена и всякие другие непонятные детали! А если учесть, что три из четырех групп были довольно-таки густонаселенными, а все сеты сопровождались ассоциативными видеоиллюстрациями (от Александра Наймушина), то уловить какие-то тонкие и, возможно, важные нюансы мне так не удалось в связи с некоторым информационным перегрузом - я имею в виду информацию не как набор фактов и имен, а как комплекс ощущений.

Лев Ганкин, UPHILL WORKПри этом понятно, что все группы были разными и играли разное. Вот, например, питерцы ROZ VITALIS, открывавшие фестиваль (в Москве, кстати говоря, фест открывала московская группа, в Ярославле - ярославская, а три остальных проехались по всем трем городам): группа с десятилетней историей, большей частью студийной, двумя клавишниками, двумя гитаристами и еще кучкой музыкантов, сложносочиненными композициями, текстами на русском и английском, которые мне показались абсолютно необязательной частью происходящего, и ремарками вроде "А это осенняя вещь, посвящается цветку безвременнику и всему, что с ним связано". Прохладная (недоброжелатель, возможно, буркнул бы "отмороженная"), статичная, меланхоличная - со стороны наверняка очень типично питерская, хотя я бы так не сказала. А для человека, привыкшего ходить исключительно на тру-рок-концерты, видимо, открытием стало бы, что человек, поставленный в центре сцены и излагающий слова (вокалистом в данном случае его назвать трудно), может быть вовсе не лидером/создателем группы. Для прогрессива же это рядовой случай, хотя и не принципиальный. Тем более что в следующей команде, московской UPHILL WORK, поющий клавишник Лев Ганкин в центре - как раз таки лидер и движущая сила. А по совместительству - радиожурналист, который ведет несколько программ на "Радио Культура" (или лучше сказать "вел"? Ведь дела у радиостанции нынче весьма неважнецкие). Скорее всего, именно этой его специальностью объясняется живой и бодрый конферанс между композициями, лишенный, к счастью, малейших следов пошлости и затейничества. UPHILL WORK вообще не слишком-то образцовая прог-рок-группа - скорее, в ней проглядывает что-то битловское, хотя THE BEATLES там ночевали поздние, а не ранние. Ну, и соответственно, всякой кэрролловщины немало, что возвращает нас и к прогу тоже, хотя прогрессив - вовсе не исключительно английский стиль. Зато вот стильность (простите некий спонтанный каламбур, музыкой навеяло) UPHILL WORK, да и все эти абсурдноватые персонажи их песен - типично английские, не спутать. Ну и, конечно, как не вспомнить GENESIS или даже JETHRO TULL с бессмертным (даром что малоизвестным) произведением про зайца, который потерял очки... В общем, UPHILL WORK - группа ни на полпальца не занудная (да и вообще они "не любят зануд и перфекционистов"); хороший проводник в прогрессив для пугливых скептиков, даже при условии, что, повторю, не совсем-то и прог-роковый это бэнд, по большому счету.

KOSTAREV GROUPKOSTAREV GROUP, на мой дилетантский взгляд, тоже к образцовому прогрессиву не относятся. Конечно, прогрессив даже в самых хрестоматийных своих проявлениях допускает прогулки по стилям, в том числе и как здесь - от барокко-рока к почти академическому авангарду с заездами чуть ли не в хард, - но в целом он мне представляется несколько более ровным и чуть менее сумасшедшим. Могу, естественно, ошибаться. Сколь мне известно, состав группы текуч и переменчив; в нынешней своей инкарнации - с преобладанием женщин (флейтистка Татьяна Речная, скрипачка Александра Демьянова и неизменная клавишница Екатерина Морозова - плюс барабанщик Филипп Соха и сам Костарев), а инструментарий должен, наверно, определенным образом влиять на репертуар. Что они обычно играют - понятия не имею; в этот раз начали с нескольких небольших пьес, а затем разразились "Concerto Grosso" в пяти частях, где части звучали далеко не всегда так, как им положено по классической схеме. Ну, или мне так показалось. Весь визуальный ряд тоже взяли на себя девушки: готически раскрашенная Шурра и Татьяна в образе белой клоунессы-горничной (ближе к финалу она от этого образа избавилась, яростно орудуя ножницами). Это если не считать Александра Костарева, который сам по себе производит сильное впечатление, никак не гримируясь и даже не вставая с места. Надеюсь, никого не обижу, если скажу, что "старец с электрогитарой" - порою просто трюк вроде циркового, не несущий никакой внятной музыкальной нагрузки. К Костареву это не имеет никакого отношения, потому что его игра на гитаре хоть и экономна, даже местами интонационно скуповата, но исключительно мощна и высокопрофессиональна. Дай бог каждому (Запад не исключаю), тем более в соответствующем возрасте.

При этом в какой-то момент зритель неподалеку от меня отчетливо сказал: "Прекрасно играют, но нет идеи никакой". И я с ним согласна, потому что, действительно, никакой отчетливой идеи в данной программе KOSTAREV GROUP мне уловить не удалось. Другое дело, что в этой фразе звучал вроде как упрек, а я вовсе не считаю, что эта самая идея непременно должна быть - и в текстах, и тем более в музыке (KOSTAREV GROUP играли чистый инструментал, если непонятно). В принципе, процесс музицирования, извлечение и переплетение звуков - сам по себе идея, разве нет?

Энди Тиллисон, THE TANGENTЕсть еще один аспект, который тут, коли я уж взялась рассуждать о музыках в общем виде, хочется отметить. Многие наши артисты, особенно играющие какую-то более или менее сложную музыку, настойчиво и неизменно подают её слушателю под соусом "большого искусства". Мы тут, типа, не фигней занимаемся, а Творим, извольте относиться к нам с почтением и благоговейно внимать. А вот западные артисты, даже играющие какую-то более или менее сложную музыку, часто откровенно радуются и кайфуют на сцене, и очень отчетливо хотят, чтобы публика радовалась вместе с ними. Возможно, эта разница проистекает всё из того же: у нас Искусство - это непременно что-то смертельно серьезное, на что и реагировать надо подобающим образом, а если несерьезное - это уже и не искусство никакое, а так, дрыгоножество-рукомашество, попса голимая. В то время как, например, LED ZEPPELIN спокойно называли себя поп-группой, а Плант до сих пор утверждает, что "быть музыкантом - значит развлекать публику, облегчать людям их порой тяжелую жизнь". Встречаются, конечно, и в западном роке зануды и снобы, не без того, но в общей массе им как-то не зазорно развлекаться на сцене самим и радовать своим творчеством народ. Надо думать, именно поэтому самой живой и теплой группой на "ИнПроге" оказались все-таки иностранцы - англичане THE TANGENT. Нет, Ганкина из UPHILL WORK я не забыла, но он отдувался практически один за всех, а в THE TANGENT ощущалась именно что коллективное удовольствие от того, что, вот, они все вместе собрались (да еще в таком экзотическом для них месте как русский музыкальный клуб!) и опять музыку играют. И еще: наши демонстрировали плоды трудов, конечный, тщательно отрепетированный результат - англичане же создавали явственную иллюзию того, что всё с колес, всё сочинено только что, прямо здесь и сейчас. Умом я понимаю, что это вовсе не так, импровизаций наверняка было немного, да и некоторые песни - например, о том, как Энди Тиллисон заблудился в Париже - точно старые и многажды игранные, но ощущение было именно такое. Тиллисон, кстати, тоже поющий клавишник и при этом лидер группы, но стоял сбоку, что не мешало ему, впрочем, генерировать основную волну. Однако молодые гитарист и басист - эльфоподобный Люк Мэчин и смуглый крепкий Дэн Мэш - эту волну теплоты и радости охотно поддерживали и развивали.

Что до музыки, то даже не зная, что Тиллисон с детства крепко ушиблен классическими альбомами YES, это можно было безошибочно вычислить по строению композиций, в целом достаточно спокойных, но внезапно и несколько взвинченно взрезаемых яркими и точными гитарными соло (Мэчин мне вообще напомнил молодого Хау, хотя манера звукоизвлечения все-таки другая), и еще по разным мелким деталям. Но вокал и клавишный тембр иные, да и в целом подражанием YES или кому-то ещё из грандов это не назвать ни в коем случае. Просто хорошая проговая группа - не слишком, как мне показалось, оригинальная и далеко не самая известная, но очень удачно ответившая моему личному желанию в подробностях рассмотреть, как эта музыка делается вживую. За что им исключительное спасибо. Ну, и тем, кто их привез и вообще всё это устроил, конечно, тоже.

Фото автора

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 23 ноября 2011, 13:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.026