Парад планет (30-летие Ленинградского Рок-клуба, ДС "Юбилейный", Петербург, 5.11.2011)


Честно говоря, я думала, что времена, когда народ спрашивал "лишний билетик" на концерт русского рока, закончились давно и навсегда. Однако 5 ноября 2011 года ДС "Юбилейный" не смог вместить всех желающих: 30-летие Ленинградского Рок-клуба, событие, собравшее на одну сцену всех, кого ещё в принципе можно было собрать.

Константин Кинчев, АЛИСАВ четверть седьмого, без какой-либо предварительной речи, на экране замелькали отрывки из клипов и концертных съемок, и голос за кадром произнес: "На сцене - группа АЛИСА!". Зал взвыл, а Великий и Ужасный завел считалочку:

Раз.
Начинаем действие здесь и сейчас...
Два.
На премьеру вышли едва-едва...


И так далее до восьми и обратно. Нет, конечно же, по логике вещей, начинать такой концерт надо было с "Мы Вместе", но Кинчев остался верен себе: чем новей песня, тем она любимей, а проблемы индейцев, т. е. публики, шерифа не волнуют. "Мое Поколение" и "Красное На Черном" спеты все-таки были, но все то время, пока он был на сцене (семь песен, самый длинный сет) маэстро являл собой наглядную иллюстрацию к своим песням последних лет восьми-десяти, повествующих, главным образом, о том, как непросто живется д'Артаньяну в окружении сами знаете кого. С публикой не общался, сцену заплевал вдоль и поперек, чтобы уж, наконец, все уяснили, что

С теми, кто не в теме, нечего делить -
Наши тропы к разным полюсам.


Увы, увы, в "Юбилейном" даже при желании по полюсам особо не разойдешься. Юная алисомания уже на первой же песне испортила воздух в зале, и если Константин Евгеньевич, отпев положенное, удалился, как выразился наш шутник нацлидер, стуча копытами, на свежий воздух, то всем остальным, в том числе и тем, кто "не в теме", ничего не оставалось делать, как дышать вонючим дымом файеров. Ибо не АЛИСОЙ единой все-таки.

Вышедший следом Александр Семёнов (традиционный ведущий многих рок-клубовских мероприятий) поприветствовал собравшихся, обратил внимание публики на то, что осветительные фермы образуют собой три римские десятки, сказал, что на экране будет показано множество раритетных архивных съемок, и пригласил на сцену Фёдора Чистякова с его БЭНДОМ. И вот тут-то и начался рок-н-ролл.

Фёдор ЧистяковЧеловек и кошка
Плачут у окошка,
Серый дождик каплет
Прямо на стекло


- самозабвенно горланил весь зал вместе с дядей Фёдором. Те, кто сидел на битком набитых трибунах и балконах, наверное, отчаянно завидовали тем, кто отплясывал на битком же набитой арене, потому что не отплясывать под лихой баян, ей-богу, было просто невозможно.

Далее Семёнов вызвал Леонида Лейкина. "Я - дурак, - сказал Лейкин, подирижировав аплодисментами зала. - И все мы - хорошие, добрые дураки. И мы можем, конечно, отдать души дьяволу, но не отдадим, потому что мы давно их отдали рок-н-роллу!". Так была представлена группа АВИА.

АВИАВновь воссозданный в феврале этого года АНТИ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ во всей своей физкультурной красе предстал на сцене "Юбилейного".

Стоял он в степи,
Видать, караулил кого-то...


Раз-два, шире шаг, йо-хо-хо-хо, хо-хо, шала-лай-ла-ла! Большинство присутствовавших в зале наверняка видело это чумовое шоу с кордебалетом мощных девиц "белый верх - темный низ" впервые в своей недлинной ещё жизни, те же, кому "за", радостно подхватили и "Урок Русского Языка", и, конечно же, "Я Не Люблю Тебя". Все бы хорошо, но, как гласит народная мудрость, много хорошо - тоже плохо. Как ни роскошно выглядел Антон Адасинский сотоварищи, как ни органично смотрелась физкульт-команда на огромной сцене Дворца Спорта, пять песен АВИА для непривычного народа оказалось все-таки перебором, особенно на фоне сета из трех песен Фёдора Чистякова. И последующего, состоявшего всего из двух песен выступления Н.О.М., которые, хоть и заявляют о себе как о продолжателях дела АВИА, но все-таки - и непохоже, и не то же.

Иван Турист, Н.О.М.Н.О.М. вышли на сцену в далеко, увы, не полном составе. Ладно, Александру Ливеру особо из-за границы не наездишься, но не было Сергея Кагадеева, а ведь "Короли Санкт-Петербурга" - это братья Кагадеевы, Андрей и Сергей. Но, конечно же, был Иван Турист в серой майке-алкоголичке и лохматых штанах a la бурый медведь и Николай Копейкин, уже давно ставший полноправным членом глум-команды. И "Автомир", и "Насекомые" были приняты публикой на ура.

В Ленинградском Рок-клубе группа НАСТЯ не состояла, поэтому Настя Полева, много лет живущая и работающая в Санкт-Петербурге, поздравила ЛРК с юбилеем, так сказать, со стороны: от нашего, свердловского стола - вашему, ленинградскому.

Ты знаешь, в чем дело
Слышишь голоса
Не бойся, ты смелый
Это были голоса.


Да, и голоса, и лица тех, кого уже нет, неоднократно появлялись на экране в этот вечер. Майк Науменко, Виктор Цой, Александр Башлачёв, Сергей Курёхин, Андрей "Свин" Панов, Алекс "Оголтелый" Строгачев, Святослав Задерий и, увы, многие другие. До слез пробрало стихотворение Башлачёва, прочитанное хрупкой женщиной перед притихшей публикой. В какой-то совершенный космос вынесла исполненная залом "Группа Крови": экран погас, а многотысячная толпа продолжила песню. То, как поет без аккомпанемента и дирижера стадион, описанию не поддается, при этом надо присутствовать. Сказать можно только одно: никакой профессиональный хор и рядом с этим спонтанно сложившимся не стоял и никогда стоять не будет.

Коля Васин, человек с членским билетом ЛРК номер один, пригласил на сцену Бориса Гребенщикова. Борис Борисыч давно уже отказался от того, чтобы называть сопровождающих его музыкантов АКВАРИУМОМ. Можно, конечно, назвать это "звездной болезнью", но, с другой стороны, насколько Кинчев и Самойлов есть АЛИСА, а Шевчук и Шумайлов - ДДТ, тоже вопрос. Да и время ещё никого не делало моложе.

Борис ГребенщиковБГ лучезарно улыбнулся залу: "Спасибо, любимые!" - и спокойная радость и спокойная грусть воцарились в зале. И это, в общем-то, правильно, потому что вот эти самые спокойная радость и спокойная грусть и есть наиболее естественные состояния для человека. Все марши, бунты и революции, когда бы они ни происходили, конечной целью имели покой и радость, а не грядущие трудные годы и десятилетия. И, словно в подтверждение этого, во время исполнения "Железнодорожной Воды" на сцену вышли другие участники концерта: Настя Полева и Егор Белкин, Антон Адасинский и весь кордебалет АВИА, Олег Гаркуша, Леня Лейкин, может, кто-то ещё - всех я, находясь далеко от сцены, разглядеть не смогла, а мониторы показывали отнюдь не всю сцену целиком. Вышли, чтобы подпеть, похлопать, подыграть кто на чем, потанцевать... Черт возьми, "остановись, мгновенье", вот так надо было заканчивать этот фестиваль, - ну, или хотя бы объявить перерыв, чтобы как-то зафиксировать, пережить до конца этот момент, который иначе как катарсисом и не назовешь.

Но перерыв объявлять было категорически нельзя, и все это понимали: в проходах и фойе "Юбилейного" и во время выступлений-то было особо не протолкнуться. И Александр Семенов обратил внимание публики на экран: Зимний стадион, шестой рок-фестиваль. Тот самый, который запретили было в последний момент, но который отстояло шествие к Смольному двухтысячной толпы во главе с Михаилом Борзыкиным. "На сцене - группа ТЕЛЕВИЗОР!"

Михаил Борзыкин, ТЕЛЕВИЗОРБорзыкин все так же бодр, свеж и полон сил, и все так же рубит с плеча, невзирая на лица, время и место. На экране усиленно крестятся в разные стороны первые лица РФ:

Крысы в Мавзолее
Все наглее и злее.


И зал с этим, конечно же, согласен, - вернее, не согласен. Особо несогласные на рефрене

Ваш Путин - фашист!

- даже немножечко в знак солидарности пожгли файеров. Но, тем не менее, истинное отношение народа ко всей этой предвыборной канители, ко всем этим со всех сторон несущимся одинаковым обещаниям златых гор на ровном месте, ко всему этому "мы наш, мы новый" и "кто был ничем, тот станет всем" было выражено в этом зале, и произошло это, можно сказать, случайно. На экране Майк Науменко на вопрос "В чем разница между политикой, проституцией и плюрализмом?" ответил: "Не знаю. По-моему, это вообще одно и то же", и зал взорвался такими аплодисментами, что Левада-центр, в принципе, может сворачивать свою деятельность. Власть занимается своими делами, народ - своими, друг на друга внимания не обращая, и такую позицию поддержало даже табло "Юбилейного", упрямо демонстрируя время на час раньше установленного президентом РФ.

Театр альтернативной моды MADEShИ снова вспоминали прошлое, и среди всех заговорили о группе КОЛИБРИ. Но вот номер, представленный как дань памяти Наталье Пивоваровой, был, пожалуй, единственным за весь этот более чем пятичасовой концерт, вызвавшим тяжелое недоумение. Группа дамочек в боевой раскраске и маленьких черных платьях с тряпичными розанами на подолах выбежала на сцену со стульями наперевес, и под фонограмму был исполнен, очевидно, тот самый "Танец сидя", про который я еще в детстве своем слышала из передачи "Радионяня": "Руки на пояс поставьте вначале, влево и вправо качайте плечами, вы дотянитесь мизинцем до пятки, если сумели - все в полном порядке". Кто все эти люди? Театр альтернативной моды MADESh, однако...

А вот заполоскались флаги в синюю и белую полоску: "Братишки! Ну что вам сказать? Дык елы-палы!!!" Кого вызывал Дмитрий Шагин? - ну, конечно же, главного рок-братишку, Юрия Шевчука. Правда, Юрий Юлианович категорически не согласился с тем, чтобы его представляли отдельно: "Есть только группа ДДТ, и всё".

На концерте к 25-летию Рок-клуба ДДТ сыграли россыпь старых хитов, чем поставили весь зал на уши, и в этот раз экспериментов тоже было решено не проводить: "Мы споем те песни, за которые нас, сибирских парней, и приняли в Ленинградский Рок-клуб", - и были спеты "Не Стреляй", "Хипаны" и "Ленинград". Ну, а на закуску - "Песня О Свободе" с последнего альбома "Иначе".

Юрий Шевчук, ДДТСвобода, свобода,
Так много, так мало,
Ты нам рассказала,
Какого мы рода.


Что там с родом, это еще бабушка надвое сказала, но то, что отсутствие воспитания отождествляет свободу со вседозволенностью и неуважением к другим - очевидно. На обоих припевах заполыхало столько файеров, что алисоманы, наверное, заплакали от зависти, а всем прочим столб огня и дыма перекрыл не только сцену, но даже и мониторы, спастись же от густо концентрированной удушливой вони можно было, только продравшись в фойе.

Очередное поздравление "от нашего стола вашему" преподнесли РАЗНЫЕ ЛЮДИ. "Пусть Сегодня Никто Не Умрет" - и в первый раз в этот вечер зал осветился огоньками зажигалок.

Кирилл Миллер, представляя АУКЦЫОН, малость промахнулся со своей загадкой: "Эта группа всегда стремилась быть непохожей на других. Ну, кто это?" То ли поклонники Леонида Фёдорова и Олега Гаркуши мало каши ели, то ли это народ, сдержанный в эмоциях, так или иначе, но ответом художнику послужил громкий и дружный рев: "АЛИСА-А-А-А!!!" Таки нет, не угадали.

Леонид Лейкин, Анвар Либабов и АУКЦЫОНАУКЦЫОН порадовали публику десятиминутной "Фа-Фа", клавишником в зеленой форме медбрата (рядом с Гаркушей это смотрелось очень органично) и Леней Лейкиным, таскавшим по сцене Анвара Либабова, своего коллегу из "Лицедеев".

Пять лет назад группа ПИКНИК наотрез отказалась участвовать в концерте, посвященном четвертьвековому юбилею Рок-клуба, но на сей раз организаторам удалось их уговорить. И, быть может, оттого, что всего лишь месяц назад в Ледовом Дворце шоу "30 световых лет" собрало 8.000 зрителей, а может, по какой-то иной причине кукол, клоунов и шаманов в сете ПИКНИКА не было. Но шоу - это шоу, а любимые песни - это любимые песни, и, хотя прошло уже почти пять часов с начала концерта и казалось, что уже не то что стоять, а даже и сидеть невмоготу, голос сорван на ноль и ладони отбиты напрочь, силы петь, танцевать и аплодировать нашлись у всех.

Чему вовсе не быть, так того не сгубить,
А чего не сгубить, тому нету конца на Земле.
Тонких улиц иглу
Пальцем переломлю.
Будь свободна, душа,
Но меня не лишай
Легких крыльев,
Ведь кажется мне,
Будто я - египтянин,
И со мною и Солнце, и зной,
И царапает небо когтями
Легкий Сфинкс,
Что стоит за спиной.


Геннадий Барихновский, МИФЫ5 ноября 2011 года концертное агентство "NCA" сотворило невозможное. Ну, или почти невозможное. Никакой звук, демонстративная настройка по полчаса, задержка концерта минимум минут на сорок и т. д. и т. п. - обычное явление на рок-концертах и рок-фестивалях, проходящих во всех городах и весях нашей страны. На 30-летии же ЛРК организация просто поразила. Минимальная задержка, обусловленная ограниченной пропускной способностью входных дверей, а не стремлением снять максимум кассы на продаже пива, прекрасный звук, тут же выправляемый после малейшего сбоя, практически полное отсутствие проблем с настройкой: вышли, воткнулись, заиграли. Великолепная идея подачи видеоархивов на экран - чтобы помнили. О том, что удалось вот так всех собрать на одной сцене, выстроить очередность, согласовать временные рамки выступлений, да еще с учетом того, что у каждого свои амбиции, свои принципы, свои заслуги и т. д., даже и говорить не приходится. Пять лет назад, повторюсь, такого блестящего состава и близко не собрали. Так что остается только пожалеть о том, что закрывали фестиваль МИФЫ, а не ПИКНИК (хвала богам, что не АЛИСА - скорбные вопли опоздавших на сет своих любимцев и так время от времени раздавались в зале, а закрывай эта группа концерт, так ни зрителям, ни другим музыкантам жизни бы не было). И, не дожидаясь окончания концерта, народ массово хлынул на выход. На ПИКНИК бы остались, на основательно забытых МИФОВ - нет. Музыкантов, конечно, дико жаль, но и публику понять можно. Одно дело - опен-эйр, где можно в случае усталости посидеть-полежать на травке, и совсем другое - Дворец Спорта, где отползать в принципе некуда. Плюс "Спортивную", конечно же, опять закроют, топать до "Петроградской" или "Чкаловской" совсем не близко, и метро в Питере - до полуночи, а уже двадцать минут двенадцатого.

афишаМожно долго спорить "за русский рок", обсуждать музыкальную и художественную ценность песен, сравнивать группы между собой или с западными командами, да неблагодарное это занятие - глотки драть и копья ломать. Ленинградский Рок-клуб - это целая эпоха. Плохая ли, хорошая - не суть. Группы - члены ЛРК были очень разными, и вот это и есть главная ценность той эпохи. Членские билеты Рок-клуба были и у игравших рок-н-ролл и блюз, и у битников, и у панков, и у новой волны, и у металлистов, и вообще у черт-те кого, и всем находилось место, и никто не мерялся, кто тут труЪ, а кто не труЪ. И эта эпоха закончилась. "Наверное, это последняя возможность собрать всех на одной сцене", - сказал Александр Семенов. Второго Ленинградского Рок-клуба не будет никогда, хотя бы потому, что нет больше Ленинграда. Это не повод посыпать голову пеплом: все эпохи когда-нибудь проходят, и нет смысла в их повторении. Историю и культуру какого-нибудь Древнего Рима интересно изучать, но нужен ли вживую второй Древний Рим? Несколько лет назад была предпринята попытка возродить Рок-клуб, но дела, насколько я знаю, там очень плохи, и проблема, на мой взгляд, не только в отсутствии денег. Новому Рок-клубу не стать "институтом генетики и селекции", в лучшем случае это будет всего лишь ботанический сад, и не потому, что талантов нет, а всего лишь потому, что тридцать лет назад не читали рэп, а R'n'B означало "ритм-энд-блюз", а вовсе не "reach and beautiful". Рок как явление в любом случае не умрет - новые оперы и джазовые композиции пишутся и сегодня, - но из массового явления он со временем превратится в элитарное, и это не хорошо и не плохо. Это - жизнь с ее неизбежной сменой поколений. Ну, а нам, тем, кто волею судеб оказался свидетелем или участником эпохи Ленинградского Рок-клуба, важно очень ценить и не забывать и тех, кто и сегодня радует нас своим творчеством, и тех, кто уже никогда не выйдет на сцену.

Фото: Светлана БОБРОВА (svetlanabobrova.ru)

Автор: Jolly
опубликовано 16 ноября 2011, 16:59
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (22) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002