Немного картинок и контрабас в кустах (фестиваль "Muz-Online-2011" в Томске)


На "Muz-Online" я ездила в третий раз, и в предыдущих отчетах - 2008-го и 2010 года - уже довольно подробно рассказывала о структуре фестиваля, так что повторяться не буду. Скажу лишь о нововведениях. Во-первых, в этом году "Muz-Online" окончательно превратился из городского фестиваля в региональный - не только по официальному статусу, но и по факту: заявки на него подали целых шесть групп из других сибирских городов плюс одна аж из Воронежской области (всего заявок было подано 85). В итоге три иногородних коллектива - из Абакана, Кемерово и Новокузнецка - попали в список 24 финалистов, которые и поднялись на сцену клуба "Метро" в течение четырёх основных дней фестиваля - 25 и 26 марта и 1 и 2 апреля. Лауреатами, правда, никому из гостей стать не удалось, и лоббирование местных интересов, если верить оргкомитету, тут ни при чем: просто первичный отбор приезжих производился на основе присланных ими видеороликов, а вживую эти группы не произвели должного впечатления ни на жюри, ни на зрителей. Хотя есть у меня все-таки подозрение, что к своим и те, и другие отнеслись более снисходительно, что и сыграло определенную роль в итоговом голосовании.

Во-вторых, в состав жюри в этом году вошли не только члены оргкомитета, авторитетные томские деятели культуры и делегаты от спонсоров, но и отдельные участники групп, ставших лауреатами предыдущих фестивалей. Кроме того, в нынешнем году группы были поделены на категории не только по жанрам (то есть на тяжелые и мейнстримовые разновидности рока), но и сообразно стажу и опыту (новички и матерые): Soft Line, Soft Line Junior, Hard Line и Hard Line Junior. Судить и выбирать стало легче и удобнее: на молодежь можно было смотреть не чересчур строго, оценивая не столько мастерство, сколько энтузиазм и потенциал; ну, а опытные музыканты должны были, по идее, взбодриться, глядя на новую поросль, и постараться доказать, что и у них есть еще порох в пороховницах и лыжи на антресолях. Честно говоря, не знаю, как оно всё происходило в реальности, поскольку меня традиционно позвали лишь на гала-концерты (8 и 9 апреля). Провести в Томске две недели - весь фестивальный цикл - я, к сожалению, никак не могу, не говоря уж о том, чтоб поучаствовать в деятельности жюри; хотя, конечно, любопытно было бы и то, и другое. Так что приведу лишь список лауреатов, отобранных во всех четырех категориях как членами жюри, так и посетителями концертов:

Лауреаты по версии зрителей: 2М (ДВА ЭМ) (Soft Line Junior), ТАНИША ВЕТЕЛЬ (Soft Line), METAMORPHIC (Hard Line Junior), ДУХИ ЦЕХА (Hard Line).
Лауреаты по версии жюри: SАЛЬТО-МОРТАЛЕ (Soft Line Junior), INTRINSIC OBSOLESCENCE (Soft Line), EPIC FAIL (Hard Line Junior), ASHTON STEWED (Hard Line).

Все эти группы - плюс пара специальных гостей - и выступили на гала-концертах фестиваля "Muz-Online". Напомню, что итоговые концерты уже не содержат никакой конкурсной составляющей. Это показательные выступления всех групп-лауреатов, практически как в фигурном катании, плюс просто возможность ещё раз подняться на сцену перед довольно большим количеством публики. Казалось бы, 8 и 9 апреля всем нам предстояло увидеть нечто незаурядное. На деле же, увы, вышло не совсем так, а по большей части совсем не так.

Вообще, как мне представляется, концерт - а особенно концерт показательный, статусный, в отличие от репетиции и даже каких-то "рабочих" выступлений - любая группа должна играть с расчетом вовсе не на близких друзей и знакомых, которым эти музыканты нравятся всегда, везде и в каком угодно виде, и которые наизусть знают все достоинства и недостатки своих любимцев. Ориентироваться стоит на такого вот залетного зрителя как я, который видит/слышит группу первый и, вполне возможно, последний раз в жизни, понятия не имеет, что это за музыканты, какова их история, как они играют в лучшем и в худшем случае и что там у них за обстоятельства внутри и снаружи. Подобного зрителя надо постараться увлечь, заинтересовать, поразить, сделать так, чтоб именно это конкретное выступление он запомнил надолго, взахлеб рассказал о нем друзьям (тоже в глаза не видевшим данную группу), написал пост в блоге, накидал ссылок, нашел и скачал записи данной группы в Интернете... Не обязательно данный сферический зритель - журналист или продюсер, от которого тем или иным образом зависит будущность группы, хотя это, конечно, не исключено, и некоторые успешные музыкантские карьеры начинались как раз с таких историй (услышал на концерте неведомую фигню - приторчал - написал статью/заключил контракт). Нет, это, как правило, совершенно обычный человек, более или менее интересующийся музыкой и забредший на концерт из чистого любопытства. Но если он не выйдет из зала как минимум приятно удивленным (а как максимум потрясенным до глубины души) - зачем всё это было? Ребята, для чего вы собрались, купили инструменты, сочинили какую-то музыку и положили на нее какие-то слова? Чтоб потусоваться, чем-то время занять? Тогда зачем лезть на сцену - сидели бы по квартирам или подвалам, дрочили бы год-другой на то, что вы - банда, и всё тут. Да и девочки нынче западают не только и не столько на красивые гитарки, времена не те. А если уж вы добрались на сцены, будьте любезны не только решать там свои досуговые и гормональные проблемы, и старайтесь быть интересными не только своим наилепшим друзьям. В том числе и визуально - тем более что яркий, оригинальный сценический образ зачастую скрадывает недостатки техники, аранжировок и текстов. Вот почему, хотелось бы мне знать, абсолютное большинство отечественных музыкантов выступает, как кажется, ровно в том же прикиде, в коем обретается у себя на кухне, и тем паче не заморачивается выглядеть на сцене как группа, а не как сборище случайно попавших сюда людей? Я не призываю надевать одинаковые костюмчики - чай не 50-е годы на дворе - но какого-то минимального единообразия (хотя бы цветового) и соответствия тому посылу, который группа несет, можно ведь добиться? Доходит даже до того, что команды, играющие, условно говоря, завязанную на субкультуры музыку - панки, металлисты, готы - выглядят куда более серо, чем пришедшая на их концерт публика. О драматургии сета и сценическом движении я и вовсе печально промолчу.

В принципе, если воссоздавать в памяти любой фестиваль, прежде всего вспоминается картинка, визуальные образы выступавших там групп. Костюмы, какие-то фишки, жесты, подача - в общем, имидж. И если, скажем, воспоминания о прошлогоднем пермском фестивале "Rock-Line" (куда, правда, съехались группы со всей страны, но тоже ведь на конкурсной основе) радуют меня щедрой россыпью разнообразнейших сценических имиджей, то от трех (!) фестивалей "Muz-Online" таких картинок в сознании осталось - кот наплакал: MOJO BAG BLUES BAND, где красочно и жанрово достоверно выглядели все участники, Иван Казаков из OTHER NOISES, который имеет обыкновение не только переодеваться, но и гримироваться для выхода на сцену, и явно думает о сценической пластике, плюс Наталья Волкова - вокалистка SАЛЬТО-МОРТАЛЕ, да еще, наверно, Саша Клокова из TEDDY'S BAND (ныне TE DISBAND). И всё. Томские рокеры настолько суровы, что привлекать к себе внимание чем-то, кроме непосредственно творчества, категорически не хотят. Стало быть, надо теперь поговорить о творчестве.

Первый день фестиваля был отдан на откуп группам из тяжелых категорий. Сначала слух зрителей терзала (это не упрек и не похвала, а всего лишь описание) группа METAMORPHIC из областного Северска, которая, если верить пресс-релизу, играет в стиле technical death и "создана для того, чтоб показать реальность с потайной, темной стороны" нам, то есть слушателям. Видимо, я к их целевой аудитории не принадлежу, поскольку не могу о них вспомнить совершенно ничего. В записной книжке два слова: "молотилово" и "нормально". Зато о хард-юниорах EPIC FAIL там написано довольно много. В частности, что если поскрести ногтем их металкор и дать вокалисту попеть чистым голосом, обнаружатся вполне классические представители NWOBHM (Новой Волны Британского Хэви-Метала, если кто не в курсе): где-то ранние IRON MAIDEN, а где-то еще того пуще - JUDAS PRIEST. Ровненькие, энергичные и уверенные, как паровоз, даже гитарные партии у них по-хорошему старомодны. Если учесть, что я как-то исторически предпочитаю старое британское железо всем остальным металлам, эти парни, пожалуй, мне даже понравились.

Что на фестивале (вспомним, что это конкурс) делали ДУХИ ЦЕХА, я поняла не совсем. Панки с 20-летним стажем и бурной историей, имеющие в анамнезе всё, что положено - от заигрывания с фашизмом до смертей до передоза, - катающие вполне успешные и регулярные туры по всей стране и (о, вершина!) разогревавшие THE EXPLOITED, смотрелись в музонлайновской обойме, с одной стороны, солидно, но с другой стороны - слегка архаично и неуместно, вроде динозавров в зоопарке. Откровений от них ждать не приходилось, да и ирокезы уже давно никого не шокируют, но какая-никакая картинка таки в сознании отложилась. Ну, и самоопределение стиля - "ангидридный шансон".

ASHTON STEWED, называвшиеся раньше не менее неудобоваримо ARTIFICIAL INTELLIGENCE (я-то английский знаю, но среднестатистический слушатель вряд ли произнесет сходу и без запинки оба названия), являют собой каплю в море так называемой "альтернативы", однако пытаются быть разноплановыми, а один из гитаристов (на глаз не вспомню, который из двух, но, видимо, Руслан Латыпов, раз ему выдали диплом "Лучшего гитариста фестиваля") даже претендовал на некоторую виртуозность. Однако играть что-то прямое и ритмичное у них получается куда лучше. Визуально - никакие.

Специально приглашенными на первый гала-концерт гостями оказались лауреаты "Muz-Online-2010" DEHYDRATED - те самые, со страшно рычащей вокалисткой. Выступили, наверно, хорошо, но к моим прошлогодним впечатлениям не добавили ни грамма новых.

Второй, "софтлайновый" день оказался предсказуемо более милосердным к ушам аудитории. Открыла гала-концерт юная полудевичья группа SАЛЬТО-МОРТАЛЕ (кроме вокалистки, присутствует еще барабанщица и клавишница; гитарист и басист, соответственно, мальчики), которая, как я уже сказала, запомнилась именно визуально. Голос у Натальи не очень интересный, да и поёт она часто мимо, но зато милая и стильная девочка, не только пытающаяся приплясывать под собственную музыку, но и очень дружелюбно работающая с публикой. За это ей жирный плюс, а над всем прочим, конечно, надо потрудиться.

Играют ска-панк - точнее, что-то наподобие - и имеют заполошного, но, похоже, искренне озабоченного их продвижением директора. Что тоже неплохо.

2М (ДВА ЭМ) получили почетный диплом "Прорыв года", а их барабанщик Иван Легушев был объявлен лучшим на фестивале. Ну, допустим. Имеют в составе трубача, из чего делают вывод, что в своей музыке "соединяют воедино мощь рока и непредсказуемость джаза". На практике получается что-то отчасти героическое, отчасти трехаккордное, складное, но банальное, с доходчивыми, где можно разобрать, текстами, и с тусклым невыразительным вокалом (можно я не буду употреблять словосочетание "русский рок"?). Зато прыгать под их песенки чрезвычайно удобно, что народ сполна и оценил.

При этом на своей странице Вконтакте они высказывают абсолютно правильную и редкую (в свете всего сказанного ранее) мысль: "Мы стремимся создать что-то действительно зажигательное, заставляющее людей прыгать в такт нашей музыке, петь и кричать вместе с нами! Ведь чем больше вас ликует на наших концертах и выступлениях, тем ярче становимся мы и наши песни!" Не знаю, насколько это искренне, но за понимание необходимости обратной связи, за поиск своего зрителя им большое человеческое спасибо.

Специальные гости второго гала-концерта выступили не в конце, а ровно посередине - ими оказалась группа BRITANNICA, у которой довольно любопытная история. Собственно, это побочный и, как предполагалось, чисто студийный проект Ивана Казакова и частично сменившихся музыкантов OTHER NOISES - захотелось отойти от образа "томских RHCP", поиграть со стилями, развернуться к слушателю какой-то новой стороной, для чего было придумано и другое название. Однако запись BRITANNICA заняла третье место на виртуальном этапе фестивального конкурса (он проводился зимой), да и на "Muz-Online" в этом составе группа ни разу не выступала. Таким образом случился неожиданный сценический дебют, и он, несмотря на естественную сыроватость материала, все же удался - музыканты-то опытные. И это, конечно, всё еще американская музыка, но уже без однозначных привязок к какому-то определенному источнику вдохновения, что хорошо. И по группе по-прежнему плачут большие площадки, что Иван, к счастью, понимает (честолюбие для рокера - весьма похвальное качество) и совершает в этом направлении разнообразные шаги. Искренне желаю им удачи.

Однако именно на выступлении BRITANNICA я окончательно поняла, что это не у меня в ухе банан, и не у вокалистов во рту каша, а что-то неладное творится со звуком. Ладно, другие группы я не знаю, но OTHER NOISES-то слышала и живьем, и в записи, и если совершенно не разобрать, что поет человек с выразительным и сильным голосом, значит... А значит это, как выяснилось, что оба дня за пультом сидел человек, который имеет милую привычку не выводить вокал вообще, и переубедить его так никто и не смог. И это при том, что хорошие звукачи в Томске есть, я их даже лично знаю, но рулить звуком на фестивале они по разным причинам не смогли. Так что, вполне вероятно, кому-то из групп не удалось потрясти сферического слушателя отчасти по этой причине, и тут уж ничего не поделаешь: не у всех столичных-то групп есть свой звукооператор, не переполненный чувством собственного величия, и возможность нормально отстроиться в условиях фестиваля. Увы.

Может быть, в том числе из-за этого на меня не произвела особого впечатления игравшая следом фолк-группа ТАНИША ВЕТЕЛЬ - приятная, с неплохими женскими голосами, но какая-то вялая и до изумления предсказуемая, с периодически лажающим гитаристом и, опять-таки, полным отсутствием внятного сценического имиджа. Знаю, что я практически одинока в своем мнении - все, с кем я разговаривала на фестивале, от ТАНИШИ в восторге - но, уж простите, другого не имею.

Закрывавшая "Muz-Online" группа запомнилась немыслимым (опять) для русскоязычного человека названием INTRINSIC OBSOLESCENCE. Это, как выяснилось, "экономический термин, обозначающий дефект, изначально присутствующий в продукте, и рано или поздно приводящий его в негодность". И я даже скажу, как называется дефект, присутствующий в их собственном продукте - NIRVANA. Они, конечно, говорят, что на них повлияли совсем другие артисты, но исходник-то на поверхность все равно лезет...

В целом фестиваль оставил какие-то мутноватые впечатления, и впервые поводов для критики оказалось больше, чем для похвалы. Разговоры об этом начались сразу, на пост-фестивальной пресс-конференции, так что все вышесказанное не будет сюрпризом для организаторов и ряда участников "Muz-Online", да и не только я высказывалась в подобном духе. И хотелось бы, что всё это было не простым сотрясением воздуха. Я понимаю, что есть объективные обстоятельства, которые преодолеть или вовсе невозможно, или очень трудно, и что большая часть людей, имеющих отношение к "Muz-Online", болеет за свое дело и не жалеет сил, времени и средств на его развитие. Я сама люблю этот фестиваль, и буду рада чем-то ему помочь. И, может быть, мое мнение хоть кому-то пригодится и что-то изменит к лучшему.

А чтоб не заканчивать так вот невесело, опишу самую яркую картинку, которая осталась во мне после этого посещения Томска. Вечер после фестиваля. Маленькое afterparty в кафе "Underground", где в соседнем зале что-то такое поется и играется "живьем". Нам никакой музыки уже не хочется, а хочется отдохнуть и поболтать. Но, тем не менее, когда по соседству всё стихает, а затем мимо нашего стола проходит долговязый парень в черном берете, его немедленно окликают, и сразу же звучит предложение: "Вова, тащи сюда контрабас!" Вова (я потом отдельно узнала, что - Владимир Миронов, известный в городе контрабасист и бас-гитарист, играющий только в отборных коллективах) приносит контрабас - и, вроде бы, что может быть дальше? Но тут из-за стола непринужденно встает ужинающая с нами Лена Мазина (она же Hima, она же солистка тех самых MOJO BAG BLUES BAND, а ныне MAZY PPL, обладательница прекрасного блюзового голоса) - и вот уже они исполняют не что-нибудь, а джексоновскую "Billie Jean". Вокал плюс контрабас, да - и это одна из лучших версий этой песни, что я слышала вообще. Далее подряд следуют "Я То, Что Надо", "Summertime" и "Rape Me" (авторов я уж не стану указывать), после чего Лена столь же непринужденно садится доедать свой ужин, а Вова подхватывает контрабас и уходит по своим делам. И сеанс магии на этом заканчивается. Но даже этих пятнадцати или скольки там минут мне вполне хватило, чтоб поверить снова и в фестиваль, и в томский рок, и вообще во всё хорошее. Потому что люди, которые способны вот так спонтанно и естественно доставать из воздуха музыку, которые могут свободно импровизировать в самых странных сочетаниях, знают стандарты и умеют выражать себя в звуке там и тогда, где и когда им того захочется - эти люди как раз и несут в себе искру, без которой ничего не получится ни в роке, ни в ролле, ни в жизни как таковой.

Фото: Кристина "re-miss" ВОЙТКЕВИЧ

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 12 мая 2011, 11:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 7 / 0.019