Мифы в сознании питерских музыкантов


К написанию цикла статей о мифах в сознании питерских музыкантов меня сподвиг опыт собственной работы арт-директором клуба "Книги и Кофе" и опыт моих коллег по цеху. В частности, периодически возникающие конфликты между музыкантами и организаторами. Лично для меня было открытием, что многие исполнители как будто застыли в начале 90-х - не в смысле музыки, а в смысле понимания процессов, протекающих в музыкальной индустрии. Никаким другим словом, кроме слова "наивность", я их взгляды назвать не могу, и надеюсь, что эти заметки хоть как-то прояснят ситуацию, а обсуждение, возможно, кого-то подтолкнет к решению конкретных проблем.

Миф первый. Своя публика

По долгу службы очень много общаюсь с музыкантами самых разных течений. Как оказалось, у многих в голове застрял миф о том, что у большинства клубов есть своя публика. Практически это выливается в то, что музыкант "забивает" себе на месяц 3-4 концерта и сильно удивляется впоследствии при виде пустого зала. Он-то думал, что тем самым нарабатывает себе аудиторию, да ещё деньги дополнительные получит. Не стоит удивляться. Я расскажу вам, как обстоят дела на самом деле.

Что такое "своя публика"? Это значит, что люди ходят не на конкретного музыканта, а именно в сам клуб. Ради атмосферы, друзей, концепта и тому подобного. А когда русский рок ещё был жив, клубы были местом встречи людей субкультуры.

Но времена, когда у клубов была своя публика, давно миновали. В конце 90-х такими клубами в Питере были "Зоопарк", "Африка" и, с некоторыми оговорками, "Молоко". Сейчас таких мест практически нет. Разве что "JFC" - как за счёт чётко сформулированного формата заведения (джаз-клуб), так и за счёт его возраста. В основной же массе есть только первые попытки добиться чего-то похожего.

Из-за чего сложилась такая ситуация? Тому есть много причин. Во-первых, тяжело найти свою нишу, придумать оригинальную идею. Во-вторых, своя публика нарабатывается долго, не один год. Всё это время нужно быть на уровне - как минимум, жёстко отбирать музыкантов. Не ставить в программу хлам, не сдавать музыкантам низкого уровня зал в аренду, чётко следовать формату. Очень часто коммерческие причины не дают многим клубам сдвинуться в этом направлении. Нужно зарабатывать, и зарабатывают в ущерб качеству. В-третьих, у людей просто нет голода до таких мест. Общение плавно перетекло в Интернет, и местом сбора стали либо форумы, либо сообщества в социальных сетях. Ну, а выпить и закусить вообще можно на каждом углу - клуб для этого не нужен.

Да, безусловно, в городе полно баров и ресторанов, где люди едят, а музыканты играют фоном под дружное чавканье. Чем не своя публика? Однако я бы такой публики себе не хотел. А то вдруг ещё "Мурку" закажут...

Из-за этого мифа очень часто возникают конфликты. Музыкант забивает себе концерт в клубе "N" и через пару дней - в клубе "M". Когда об этом узнают арт-директора клубов, то частенько на какой-то из площадок концерт приходится отменять. Арт-директора-то знают, что к чему, и стараются такие вещи пресекать.

Касается это, кстати, не только питерских музыкантов, а вообще всех. Я сталкивался в своей практике много раз с ситуацией, когда музыкант из другого города забивает себе в течение трех дней три концерта в надежде отбить дорогу и представить своё творчество максимально большому количеству человек. Отбить, конечно, не получается, поскольку на каждое событие приходят три заслуженных посетителя.

Почему? Да потому что в новом тысячелетии в России ходят не в клуб, а на конкретных исполнителей. Во всяком случае, пока. И исходя из этой парадигмы имеет смысл строить свои выступления. Играть не чаще чем раз в месяц. Выбирать одну-две площадки, где вашим фанатам наиболее комфортно, и выступать там. Кстати, стабильные выступления в одном и том же месте с гораздо большей вероятностью привлекут новых слушателей, нежели непрерывное кочевание из одного клуба в другой. Чисто из рекламных соображений.

Миф второй. Музыканты играют, клубы организовывают

Ещё один распространенный миф. Формулируется он вкратце так: "Моя задача как музыканта - прийти и сыграть, а задача клуба - обеспечить мне зрителей и заплатить за выступление. Я не пиарщик, и не должен заниматься рекламой собственных концертов". В первую очередь, этот миф прочно засел в сознании неизвестных никому исполнителей.

На первый взгляд, позиция вполне правильная. Действительно, каждый должен заниматься своим делом, тут нечего возразить. Правильная - но, к сожалению, далёкая от реальности. Я несколько раз задавал вполне конкретный вопрос музыкантам: "Что я должен сделать как арт-директор и пиарщик для продвижения вашего концерта? Я сделаю, предлагайте". Конечно же, ничего вразумительного мне ответить не смогли, и понятно, почему: люди просто не представляют, как реклама работает. И самое главное, какие вложения в эту рекламу нужны.

Современная ситуация такова, что вы можете увешать афишами весь город, но на концерт никто не придет. Кроме друзей, которые на вас пришли бы в любом случае, без всяких афиш. Но денег при этом вы потратите изрядно.

У моих друзей был конкретный опыт. Концерт одного очень хорошего музыканта в КЗ у Финляндского вокзала. Нашлись спонсоры и сделали много афиш формата А1. Центр города был ими увешан. Билеты распространялись через кассы. Итог: 35 зрителей в зале на 800 мест. Просто в Питере этого музыканта никто не знал...

Да, кроме афиш, есть ещё куча возможностей. Но суть от этого не меняется, эффективность примерно такая же. Сделайте тысячи приглашений на встречу Вконтакте, раскидайте флаеры по всем возможным местам, отправьте информацию на все крупнейшие Интернет порталы (а на многих информацию принимают бесплатно) - эффект будет нулевой, если имя не на слуху.

Что же делать? Если вас никто не знает, то для начала звать на концерт своих друзей. Причём как можно активнее. Если ваш материал достоин прослушивания, это начнет работать - у друзей тоже есть друзья. Либо надо вкладывать в собственное продвижение большие деньги на протяжении длительного времени. Подчеркиваю, не один раз потратить много денег, а делать это регулярно. Только тогда реклама даст эффект. И это только если ваш материал действительно интересен. При этом продвижение вашей музыки должно идти мало того что под каждый концерт, но и между ними.

Ещё один вариант: организовывать выступление только тогда, когда ваша популярность хотя бы в Интернете достигла нужных высот. Запишите, например, хорошее вирусное видео, выложите его на YouTube - вполне вероятно, что оно сработает. Первые выступления весьма известных ныне поэтесс Веры Полозковой (aka vero4ka) и Али Кудряшевой (aka izubr) произошли тогда, когда собрать 150-200 человек можно было с помощью одного анонса в ЖЖ.

Вернемся к клубам. Практически в любом клубе происходит от пятнадцати до тридцати концертов в месяц. Если клуб будет регулярно вкладывать много денег в концерт каждого автора, он просто обанкротится. Да, большинство площадок размещает свои сводные афиши на целевых порталах, делает анонсы на собственном сайте и в группе Вконтакте, транслирует информацию через твиттер, печатают строчную рекламу в журналах "Афиша", "Таймаут", "Ваш досуг". Но, как показывает практика, для целевой аудитории это пустой звук. Поэтому если сам музыкант (или его менеджер, если таковой найдётся) не приложит усилия к собственному пиару, пустой зал ему гарантирован. Увы...

Продолжение следует

Автор: Дмитрий Румянцев
опубликовано 29 ноября 2010, 16:45
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.017