Люди в черном - там же, тогда же (фестиваль "Дети Ночи: Чорна Рада-2010" в Киеве)


Вот и отгремело 10-летие самого крупного портала украинской готической музыки (да, наверное, и одного из самых значимых на просторах СНГ), отмеченное международным фестивалем "Дети ночи: Чорна Рада 2010". Все эти 10 лет фестиваль проводится благодаря усилиям бессменного (а может, и бессмертного - кто этих готов разберет?) организатора Виталия Стренджера. Фестиваль 2010 года - седьмой по счету, прошел 18 сентября в ночном клубе "Бинго". К счастью, ни экономические кризисы, ни прочие потрясения не помешали его проведению, однако, глядя на список приглашенных групп, посетители чувствовали легкое недоумение: все участники фестиваля - представители пост-советского пространства. Не было полюбившихся в прошлые годы финнов, горячих испанцев или экзотических японцев. Почему? Стренджер объяснил это так: "Действительно, я делал событие в формате "свои для своих". Не секрет, что собственные команды считаются у нас второсортными по сравнению с представителями зарубежной готик-сцены, вот я и решил сломать этот стереотип. Преклонение перед зарубежным творчеством идет еще со времен Тараса Шевченко, но все-таки надо потихоньку учиться ценить собственных артистов".

Поддержка отечественного производителя готики - это прекрасно, но самим творцам не мешало бы, в свою очередь, поучиться организованности и ответственному подходу у зарубежных коллег, потому что "Дети ночи" в последний момент остались без обоих хедлайнеров. И если участию в фестивале корифеев готик-сцены КОМУ ВНИЗ помешал свирепствующий в Украине грипп, то отсутствие других звезд - российских OTTO DIX - нельзя объяснить ничем, кроме их собственного головотяпства. По словам Стренджера, сначала группа опоздала на поезд, а на следующий день не пожелала лететь самолетом (притом что организаторы фестиваля выполнили все договорные обязательства - проще говоря, "деньги вечером" перечислены были, а вот со "стульями утром" как-то не сложилось).

Фестивальную программу открыла одесская команда AQUARELLE, играющая, по словам самих музыкантов, в стиле future pop и dark wave. Возможно, из-за того, что группа существует совсем недавно, их творчество не отличается разнообразием - композиции похожи одна на другую, а вокалист поет неразборчиво не только на иностранных языках, но и на своем родном. Также нельзя не заметить заимствование AQUARELLE имиджа знаменитых THE CURE и того, что вся работа на одном только вокалисте и держится - когда клавишница играла (вернее, стояла за клавишами), это было еще ничего, но при попытке петь она элементарно не попадала в ноты. Так что, дабы со временем превратиться в future pop, музыкантам надо еще работать и работать.

Грузинская группа ADYTA, впервые участвовавшая в фестивале - представитель редкого sympho-gothic-metal стиля. Прекрасный, сильный женский вокал сочетается с волной качественного плотного металла, и... все было бы просто здорово, если б не напоминало старый добрый NIGHTWISH - с Тарьей, конечно. И, как в AQUARELLE, у вокалистки большие проблемы с произношением - я с удивлением обнаружила, что тексты песен здесь на немецком языке, когда группа анонсировала свою единственную песню на родном грузинском - балладу "Adyta". Но, несмотря на недочеты с произношением и некоторую невнятность имиджа, команда может добиться успеха. Не в последнюю очередь благодаря вокалистке Софи, сумевшей заполнить неожиданно возникшую в выступлении паузу (у гитариста порвалась струна) пением а капелла. Публика приняла ADYTA прекрасно - я не припомню, чтобы впервые выступающую команду не просто просили, а требовали выйти на бис.

В кулуарах фестиваля у меня состоялся небольшой разговор с Софи:

Валерия Соколовская: Грузинская метал-сцена не очень известна в Украине. Не могли бы вы рассказать о своей группе?
Софи Лакрима: Мы существуем 2,5 года, сейчас записываем свой первый полноценный альбом.

ВС: Чего вы ждете от участия в фестивале?
Софи: В первую очередь, знакомства с украинской готик-сценой и, конечно же, с публикой. Также свое участие в "Детях ночи" мы рассматриваем как своеобразный трамплин на европейские фестивали.

ВС: Как грузинские власти относятся к такому явлению как альтернативная музыка? Они терпят ее существование, препятствуют развитию или наоборот, помогают?
Софи: К счастью, в последнее время развитие метал-сцены - а готическая музыка существует в Грузии в ее составе - находит поддержку у власть предержащих, правительство даже идет на некоторую поддержку организации и проведения концертов.

За дружеской беседой я чуть не пропустила начало выступления белорусской группы TETANIA - и вот тут-то началась готика. Если первые две команды к готическим можно отнести с натяжкой, то TETANIA - целиком и полностью готическая группа. Она разыграла целое представление о сложности человеческих взаимоотношений, зависти, предательстве (когда "друг оказался вдруг" совсем даже недругом), сопровождаемое неожиданно низким мужским вокалом и игрой на скрипке. Лидер-вокалист группы прекрасно взаимодействует с залом, в прямом смысле завораживая не только пением, но и взмахами рук, поворотом головы... Да, если белорусская земля не только рождает, но и развивает, и продвигает такие таланты, не все там плохо со свободой мысли, как нам малюют - TETANIA можно смело выставлять на любой европейский фестиваль, за державу обидно не будет.

Философия и размышления о жизни - это конечно, замечательно, но люди приходят на фестиваль еще и потанцевать, поорать, попрыгать, короче говоря - оторваться. Что публика и сделала во время выступления российской группы FETISH'IST. Женские команды - вообще редкость, а хорошая женская группа - брильянт чистой воды. Эти девушки играют в стиле dark electro, который неожиданно, но органично сочетается с скриминг-вокалом, и называют это сочетание "демоническим". Для демонической сущности в FETISH'IST слишком много задора и драйва, а для dark electro многовато скорости, но спорить о принадлежности к стилю - все равно, что спорить о вкусах: каждый останется при своем мнении. Что интересно - группа существует совсем недавно и еще не успела записать полноценный альбом, зато удачно выступила на российском фестивале "Dark Entries".

После FETISH'IST танцевально-прыгательную эстафету принял проект NITEMARE MACHINE, минималистичный до самого предела. То есть группа состоит из одного человека - российского музыканта Дмитрия Андронова. Он также считает себя представителем стиля dark electro, хотя его живым (несмотря на сугубо электронное звучание) и энергичным композициям больше подходит определение gothic trance. NITEMARE MACHINE завлек на танцпол тех немногих, кто до сих пор отсиживался в чилл-ауте или фланировал по фойе (фестиваль - повод не только людей посмотреть, но и себя показать), так что его выступление проходило под лозунгом "танцуют все!". К слову, проект также находится в процессе записи полноценного альбома, а пока активно концертирует - как и FETISH'IST, он участвовал в "Dark Entries". Так что, может, и неважно, сколько людей в группе - лишь бы публика была довольна.

Потанцевали - и хватит, на сцену выходит российская команда с труднопроизносимым названием HAPALOCHLAENA MACULOSA, играющая deathrock. Несмотря на то, что некоторые относят HAPALOCHLAENA MACULOSA (команду, а не печально известную "голубую смерть" - самого опасного осьминога на Земле) к представителям старой готической школы, фестивальная публика выступление не то чтобы не оценила, а несколько не восприняла. Оно и объяснимо - похожие на скрип несмазанной двери, постоянно повторяющиеся звуки и холодно-отстраненная манера исполнения (в которой опять-таки проскальзывают заигрывания с THE CURE, чьего влияния команда и не отрицает) - нечто очень уж специфическое. Композиция закончилась или всё еще продолжается? В свое время такие команды как CHRISTIAN DEATH, SPECIMEN и BAUHAUS были новаторской, свежей волной на альтернативной сцене, но к чему повторение уже пройденного, когда можно создавать нечто свое? Видимо, и вокалист HAPALOCHLAENA MACULOSA понял, что выступление не удалось, поскольку в конце по-английски ушел со сцены, предоставив музыкантам самим доигрывать последнюю композицию - весьма занудную, надо сказать.

А между тем, перед организаторами стояла весьма нетривиальная задача - в максимально сжатые сроки найти достойную замену отсутствующим хедлайнерам, дабы не потерять лицо. И вот на фестиваль в режиме "полундра!" летят спасатели в лице ERROR:GENESIS. Этот рожденный постапокалиптическими видениями DJ Gargarroth проект, сочетающий лирику dark electro с музыкой в стиле industrial, давно и, надеюсь, надолго занял свое место на готической сцене, а потому в особых представлениях не нуждается. Несмотря на то, что атмосфера в клубе "Бинго" была горячей в прямом смысле этого слова, участники ERROR:GENESIS не изменили своему имиджу и вышли на сцену в костюмах, напоминающих защитную антирадиационную одежду. Программа ERROR:GENESIS состояла из давно полюбившихся хитов - "Declaration Of Truth", "Final Distraction" и кавер-версию известной "Das Boot" и т. д. Чтобы остудить разгоряченных готов, вокалист ERROR:GENESIS даже пожертвовал собственной бутылкой воды, вылив ее на танцующую публику - вот это настоящая забота о благе человечества!

Вторым полу-хедлайнером фестиваля неожиданно для себя оказалась киевская группа MYSTERYA, выступающая в жанре sympho-gothic-metal. Начав с кавера NIGHTWISH, команда продолжила выступление собственными композициями, среди которых оказалась на удивление лиричная песня "Незнакомец" и вещь под странным названием "104". Выяснилось, что это всего лишь условное название их 104-й песни, которая, возможно, попадет в выходящий в ближайшее время альбом. Выступление группы на "Чорной Раде 2010" можно считать более чем удачным началом концертной деятельности, но вот чрезмерно увлекаться каверами им все-таки не стоит. И уж тем более сомнительным было их прочтение хита RAMMSTEIN "Mein Herz Brennt" - не потому что это было плохое исполнение, вовсе нет, но слишком уж пародийно оно смотрелось.

После выступления MYSTERYA мне удалось пообщаться с их вокалисткой Анири:

ВС: Трудно ли было вам, пока что не очень известной группе, попасть на фестиваль?
Анири: Совсем не трудно, мы просто подали заявку, прошли отбор и даже участвовали в озвучивании рекламного ролика к фестивалю. Это не первое наше масштабное выступление, мы участвовали в праздновании Вальпургиевой ночи здесь же, в "Бинго", и тогда публика тоже оказала нам теплый прием.

ВС: Вас не удивляет интерес готического сообщества к вашему творчеству?
Анири: Классификация команд по стилям очень условна, я думаю, публика сама выбирает музыку, независимо от того, к какому направлению ее бы отнесли эксперты или критики. Мы сами изначально планировали играть классический, если можно так выразиться, симфонический метал, но постепенно в него добавились готические мотивы. Вот такая вот мистерия (смеется).

ВС: Что дают вам концертные выступление?
Анири: Вдохновение, новых поклонников и, конечно, знакомство с новой интересной музыкой и людьми, ее создающими.

Выступление групп было разбавлено танцевальными номерами в стиле gothic tribal. Чрезвычайно модный на европейских готических фестивалях стиль сочетает в себе элементы восточного танца живота и заимствования из народных танцев диких племен (как их представляют себе хореографы и постановщики, конечно). Увы, но выступавшая на фестивале танцовщица Злата не произвела фурора - девушка умеет двигаться и неплохо владеет техникой пантомимы, но этого мало для успешного танцевального номера. Возможно, дело в изначальной невнятности самого стиля, пытающегося впихать невпихуемое и сочетать несочетаемое, или же в отсутствии нужной подготовки у данной исполнительницы - право слово, среди танцующей публики попадались и более профессионально двигающиеся персонажи.

Своеобразным подарком посетителям стало не заявленное в афише выступление оперной певицы Натали Орли. Будучи давней подругой Стренджера, она участвовала в самом первом фестивале серии "Дети Ночи", и вот, спустя столько лет вновь пришла в "Бинго", как бы подтверждая слоган фестиваля: "Осень. Киев. Тысячи людей в черном. Все как обычно". Хотя справедливости ради стоит отметить, что число посетителей составило чуть более одной тысячи человек.

Официальным хедлайнером фестиваля были объявлены российские шок-рокеры - команда NONSONS. По словам самих участников - фетиш-модели Кэтрин Ди и человека под псевдонимом нихил нонсенс (так и пишется) - они играют в стиле fuckin' rock, хотя со стороны их выступление больше всего напоминает старый добрый панк. Что же, возможно, пройдя в своем развитии полный круг, готика вернулась туда, откуда и начиналась - к грязному гаражному панку, но публика была явно не в восторге от сценического образа исполнителей. Что весьма странно, потому что готы - одно из самых толерантных неформальных сообществ: косметика и женские наряды на мужчинах - прекрасно; женщины во фраках, различные фетиши и оголения - замечательно; адаптированные под средневековье наряды и костюмы из возможного космического будущего - восторг и восхищение; главное - знать меру. Но вот этого чувства меры и спинным мозгом ощущаемого стиля и его границ как раз не хватает участникам NONSONS. Тот же Мэрилин Мэнсон, последователями которого NONSONS себя считают, прекрасно осознает, в какой момент стиль становится кичем и пошлостью, а потому никогда не переходит грань. Если бы хедлайнерами были объявлены ERROR:GENESIS и MYSTERYA, фестиваль можно было бы считать полностью удавшимся, но выбор NONSONS в качестве хедлайнеров явно не соответствовал настроениям публики, которая медленно, но уверенно потянулась к выходу.

В качестве послесловия. Фестиваль "Дети ночи: Чорна Рада 2010" представил весь спектр современной готической сцены - от того, что называют gothic old school, до модных sympho-gothic-metal и dark electro. Обращает на себя внимание и неиссякаемое воображение посетителей фестиваля - многие пришли в самобытных, оригинальных нарядах. Ведь что такое готика? Готика - это в первую очередь готы.

Фото автора, кроме MYSTERYA - фотограф Дмитрий ТРУШ

Автор: Валерия Соколовская
опубликовано 27 сентября 2010, 16:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (8) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 14 / 0.021