Александр Кириллов: "Некоторые мои песни вполне можно назвать рок-акустикой"


В 90-е годы Александр Кириллов успел поиграть на бас-гитаре в таких разных командах, как фолк-роковый БРОДЯЧИЙ ОРКЕСТР и рокабилльный BUOYANT BAND. Однако уже начале 2000-х стал выступать сольно со своими песнями. И, похоже, опыт басиста пригодился Александру в сочинительстве - очень многое в его песнях держится на ритмике. Сочетание упругих ритм-энд-блюзовых ходов с сильным вокалом, яркими мелодиями и философскими текстами, а также странным образом передаваемая питерская атмосфера - и вот песни Александра трудно пропустить мимо ушей.

Игорь Лунёв: Ты человек семейный и занятый работой в области медицины. Но и сочинительство, музыку не бросаешь. Более того, похоже, относишься к этому серьёзно. Почему?
Александр Кириллов: Сначала была музыка. И музыка была убежищем: учился в интернате, где было тяжко и эмоционально, и физически. Но была отдушина - кружок "Духовой оркестр", куда я сбегал, и чаще не ради музыки. Позже взялся за гитару, петь нравилось всё, к чему аккорды мог подобрать. А когда стал сам сочинять, опять же, больше сочинял для себя самого, выпевая свои недожитые чувства, обиды, влюблённость и прочее. Потом стали получаться и песни "на люди", для друзей, но долго ещё сочинительство оставалось как сокровенный мир, где я с упоением пел самому себе, преодолевая шаткие юношеские настроения (улыбается - И. Л.). Я стал более профессионально заниматься музыкой параллельно с работой и семейной жизнью. Но, как говорят, за тремя зайцами погонишься... Пришлось расставить приоритеты. Перестал выступать, определил для себя медицину как основную профессию и призвание, и семью старался не обделять собой. Теперь уже всё более или менее стабилизировалось, и я могу себе позволить иногда выступить. Качество песен изменилось: больше философии, житейских наблюдений, больше силы в словах. Понимаю, как надо играть, петь, но мне не хватает времени на занятия по вокалу и игре на инструментах, поэтому сам недоволен качеством своего исполнения и записей. Но, может, в дальнейшем всё сложится. Богу видней.

ИЛ: Семья-то твоя как терпит твоё творчество? Или с пониманием относится?
Александр: Семья - это сложное сочетание взаимоотношений, взаимочувств, взаимообязательств, ответственности и так далее. Идеальные обстоятельства для душевных подвигов - никакого самообмана, всё сразу (или почти сразу) вскрывается! Для жены и детей, конечно, лучше, чтобы я занимался только ими. Я и сам это понимаю, поэтому не злоупотребляю временем, занимаюсь музыкой минимально, только чтобы не потерять эту нить. Есть песни, есть навык исполнения, есть желание обращаться к людям - я никогда не смогу расстаться с этим! Приходится лавировать, всё делать не на ходу даже, а на лету! Потому и некоторые записи такие "сырые". Много есть идей по музыке...

ИЛ: Судя по твоим записям, в которых ты активно используешь наложения, аранжировки имеют для тебя некоторое значение. Команду хотел бы собрать?
Александр: Запись - это отдельная форма творчества. Дело не только в качестве записи, но и в продуманности каждой интонации, каждого музыкального штриха. Бывает, что и спонтанно получается, а бывает - долго ищешь тот самый звук или ноту, которая бы идеально просветила замысел. Поэтому аранжировки - это особый навык. И песня порой обретает не только новое звучание, но и новую глубину, смысл, настроение. Мне это очень интересно: мелодия и её оркестровые вариации. Хоть и хочется использовать настоящие инструменты (скрипки, виолончель, тромбон, ударные и другие), пока приходится играть их на синтезаторе. Время... Чтобы собрать единомышленников, да ещё отрепетировать... Играя в группах, я прочувствовал, каким трудом даётся сыгранность.

ИЛ: Ты когда-то играл на бас-гитаре, на бас-балалайке. Что тебе это даёт сейчас?
Александр: Бас гитара - это и мелодия, и ритм. Сначала мне нравилась именно мелодическая составляющая, когда не очень заметная басовая партия преображает композицию, дополняет, усиливает, а иногда и солирует. Но, репетируя с профессиональными музыкантами, я осознал ритмическую базу баса, основу его функции в ансамбле. Тогда-то я и опробовал контрабас-балалайку. Играть на контрабас-балалайке сложнее, поэтому упрощал партии. Но главное - это всё-таки ритм. Барабаны и бас - это один пульс, от которого отталкиваются все остальные (инструменты, вокал). Даже купил себе полуакустическую бас-гитару, чтобы подыгрывать на квартирниках. Но так и не довелось пока "побасить" с кем-нибудь. Так, иногда для себя прогоняю ходы, чтобы пальцы не отвыкли.

ИЛ: Огромное количество своих записей ты просто выложил в Интернете, не структурировав песни по каким-то циклам, альбомам. Это из-за нехватки времени?
Александр: Собирать песни в альбомы - занятие увлекательное! Но одно дело, когда сначала родилась концепция, а потом под неё песни пишутся, а другое дело, когда написанные уже песни пытаешься объединить под одним названием (чаще ведь так и происходит). И во втором варианте в альбоме зачастую появляются песни, которые подходят туда с натяжкой. Меня это самого раздражает, поэтому альбомы компоновать не хочу. Мне ближе - тематические сборники. Я выделил в своём творчестве три основных направления: песни друзьям - как бы разговор, песни настроений - лирика, песни-"революции" - на грани чувств, крик души и что-то подобное. Именно по этому принципу я и разделяю свои песни. Поэтому у меня всегда будет только три "альбома" с изменяющимся списком песен. Ну, может, придумаю как-нибудь четвёртое направление, тогда буду делить на четыре "кучки".

ИЛ: А если бы тебе предложили выпустить альбом на CD?
Александр: Если бы кто-то взялся за запись и выпуск моих песен на диске, я бы не отказался! Если бы предложивший нашёл студию, звукорежиссёра. А название альбома было бы соответствующим тому, что я уже говорил: "Друзьям", "На Грани" или "Настроения".

ИЛ: Почему-то хочется тебя спросить... Ты на виниловой пластинке хотел бы свои песни издать?
Александр: К виниловой пластинке я отношусь с особым трепетом, мне даже кажется, что это более ответственно. Поэтому согласился бы, если было бы время на тщательную подготовку, на репетиции.

ИЛ: В текстах песен ты порой весьма прямолинеен. А политическую песню ты мог бы написать?
Александр: Гражданская позиция у меня смутная. Догадываясь, какое в политике творится лукавство, я понимаю необходимость власти как таковой, на разных уровнях. И, хотя у меня есть своё видение государственного устройства, я сторонюсь активных действий, высказываний и тому подобного. Главная причина - плохо в этом разбираюсь. Я увлечённо занимаюсь медициной, и в этой области очень активен: и по действиям, и по высказываниям. Да и в музыке не считаю себя последним человеком! А в песнях у меня в основном философская позиция. Есть только одна, чудом появившаяся на свет патриотическая песня "Пейте Какао Ван Гутена!". Здесь я уже высказался о нашем государстве, о прошлом и настоящем, проявив конкретику. Спонтанно она из меня выскочила, накипело где-то внутри. Может, ещё что-нибудь подобное родится потом...

ИЛ: Многие авторы-исполнители твоего поколения, использующие такие же стилистические приёмы, причисляют себя к так называемой рок-культуре. А ты? Это вообще важно для тебя?
Александр: Рок-культура... Звучит некорректно, по-моему. Рок - это, скорее, манера исполнения, яркая, нарочитая, имеющая свои музыкальные и исполнительские законы, можно даже сказать, штампы. А вот о чём "кричать" - это, получается, и не важно. Потому и о культуре говорить как-то неуместно. Когда говорят "рок-бард" или "акустический рок", речь идёт об исполнении песен под акустическую гитару в рок-манере. Я так это понимаю. Иногда подразумевают не манеру игры, а жёсткость текстов при вполне спокойном исполнении. Что ж, стихи тоже могут быть с "рок-начинкой", то есть с конкретным драйвом и всем тем, что характерно для рока. Некоторые мои песни вполне можно назвать рок-акустикой. Но сам этот стиль для меня - только "инструмент" для донесения слушателю своих идей.

ИЛ: Ты знаешь о существовании автора-исполнителя из бардовской среды - твоего тёзки и однофамильца? Не думаешь ли ты как-то себя обозначить, чтобы вас не путали?
Александр: Да, встречал в записях даже несколько однофамильцев и одноимёнцев. Надо бы как-то себя выделить, да пока не решусь на псевдоним. Когда-то я называл себя "Ветер", и песня была такая "Меня Зовут Ветер", но сейчас всё это наносным кажется, искусственным. Может, народ как-нибудь меня "обзовёт", вот и приклеится.

ИЛ: Грядёт лето. Собираешься ли ты выступить на каких-то фестивалях? Будешь выступать один или всё-таки соберёшь хотя бы минимальный состав из сессионных музыкантов?
Александр: На "Лампушку" поеду обязательно, это уже традиция, хоть и нет уже той остроты, что пять лет назад. Там стало выступать много групп, активно концертирующих по клубам. Фестиваль авторов-исполнителей стал слётом всех музыкантов. В принципе, это хорошо... У костров попою. Может, и на другие подобные фесты выберусь, но работа и семья не отменяются даже летом, поэтому - как Бог даст. А музыкантов для совместной игры, конечно, хочется собрать. Точнее, одного кого-нибудь - с несколькими сложнее сыграться. Может, по ходу дела подойду к кому-нибудь, попробуем наиграть, если получится, выступим. Ну, а если сам господин сессионный музыкант мне предложит свои музыкальные услуги, так я соглашусь безоглядно! (улыбается - И. Л.)

Фото из архива Александра Кириллова

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 19 мая 2010, 08:55
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.007