Привычный позор или "Заслуженные рок-артисты" хотят спеть для Аллы


Новость, претендующая на некоторую сногсшибательность: знаменитые российские рок-музыканты записывают композиции для трибьюта Алле Пугачёвой. Проект "Песни Для Аллы" готовится ко дню рождения Аллы Борисовны. Поучаствовать в нём решили такие рок-звёзды как МАШИНА ВРЕМЕНИ, ЧАЙФ, БИ-2, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, УНДЕРВУД, UMA2RMAN, СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, Гарик Сукачёв, Сергей Галанин, Максим Леонидов, Вячеслав Петкун, Сергей Шнуров и др. Что ж, Алла Борисовна давно уже говорила, что на самом деле она - рокерша, только всю жизнь поёт попсу. Вот и рокеры российские подтянулись, решили почтить свою приму. Новость действительно ныне уже не особо шокирующая. Особенно если учесть, что прецеденты были и раньше: Ольга Арефьева поучаствовала в давних "Рождественских встречах Аллы Пугачёвой", а Гарик Сукачёв снимался у Аллы Борисовны в клипе.

Вообще лично у меня большинство новостей, касающихся так называемой "российской рок-культуры", давно уже вызывают ощущения стыда, жалости и брезгливости. Уверен, что я такой не один. Почему я так реагирую именно на "Песни Для Аллы", а не, скажем, на участие некоторых российских рокеров в мероприятиях партии "Единая Россия"? Думаю, всё это - звенья одной цепи. Предполагаю, что многие из данных рокеров втайне мечтали быть посаженными на эту цепь ещё тогда, когда играли на гитарах марки "Урал" по подвалам. Рискну даже предположить, что если бы организаторы трибьюта Алле Борисовне решили пойти в своём начинании дальше и привлечь к проекту не только знаменитостей, но и деятелей нашего современного андеграунда, они нашли бы в этом самом андеграунде немало желающих таким образом засветиться.

Что до наших рок-знаменитостей, то даже из интервью с действительно значимыми фигурами (например, с Борисом Гребенщиковым) можно понять, что, при всех их несомненных дарованиях, мало кто из этих людей в советское время серьёзно задумывался о своей действительной независимости. Просто ребята хотели играть в свои игрушки - чтоб гитары хорошие, чтоб пластинки выходили, чтоб в больших залах выступать и на дорогих автомобилях ездить, что было у них, как на Западе, как в заграничных рок-журналах написано. "Совок" им таких возможностей не предоставлял, вот они и казались "крутыми оппозиционерами" - причём казались даже сами себе, оттого многие их песни тех времён до сих пор звучат убедительно. Нынешняя власть, хоть и является преемницей именно "совковой" власти, эти возможности нашим рок-артистам даёт. Теперь ребята могут себе позволить, чтоб у них было, как на Западе. Так что в целом они довольны. Всё это я к тому, что было бы поменьше претензий на нечто более важное в песнях и высказываниях этих "столпов русского рока", и у меня бы к ним таких претензий не возникло. Скажем, когда я вижу Катю Лель, мне хоть и досадно, что человек может добровольно вот такое с собой сделать, но у меня нет ощущения, что кто-то не оправдал моих надежд. Да, оговорюсь, есть исключения - Шевчук, Борзыкин, Мамонов...

"Песни Для Аллы" - проект символический. Что же он символизирует? Для кого-то он вполне может выглядеть демонстрацией широты мышления наших рок-музыкантов - "вот они, творческие личности, выше всяких условностей, главное, чтобы смогли нестандартно подойти к работе над музыкальным материалом". Но дабы понять, что это проект символизирует на самом деле, надо ещё раз проговорить хорошо известное: сама Алла Борисовна Пугачёва для России - не просто очень популярная певица, она фигура знаковая. Сама по себе символ. Символ чего? Давайте рассмотрим вкратце всю её карьеру поп-артистки. Перед нами человек, несомненно, очень талантливый, обладающий незаурядными вокальными данными (хотя это, скорее всего, уже в прошлом) и необычной манерой исполнения, то есть умеющий этими вокальными данными пользоваться. Певица, умевшая подбирать себе репертуар так, что в 70-е она была на несколько голов выше большинства тогдашних советских поп-исполнителей. Некоторые её песни... Ну, сами знаете, дорогие россияне. Все эти достижения для Аллы Борисовны оказались способом в последующие десятилетия стать не только образцом, но и "двигателем в массы" чудовищной пошлости, именно того, что мы называем уже не поп-музыкой, а "попсой" (подразумевая под этим уничижительным термином уже не столько музыкальное, сколько социальное, этическое явление). Надо ли вам, дорогие россияне, описывать в подробностях, что я имею в виду? Репертуар и сценический облик Пугачёвой 90-х, 2000-х, опять-таки, растиражированы. Плюс побочные проекты с её участием - та же "Фабрика звёзд". То есть Алла Борисовна - одна из тех людей, кто принимает деятельное участие в оболванивании населения России. Вносит в это дело посильную лепту, так сказать.

А рокеры... Если бы затея была эпатажем, это было бы глупо, но всё-таки не так отвратительно. Но нет. Дело в том, что Алла Пугачёва - явление! И вот люди сознательно или бессознательно прогибаются перед мощью этого явления, не задумываясь о смысле оного. Следуя подобной логике, некоторые, отнюдь не симпатизируя коммунистам, произносят: "Однако Ленин был великим человеком...". И потому абсолютно неважно, какую именно песню из репертуара Пугачёвой выберет тот или иной музыкант. Всё это преклонение перед символом. Если бы кто-то хотел отдать дань уважения таланту певицы Аллы Пугачёвой, выразившемуся в конкретной хорошей песне, он мог бы включить эту песню в свой альбом. Но официальный трибьют в данном случае - это трибьют явлению. Что же стоит за эти явлением? Да я сказал уже - масштабное тиражирование пошлости.

Печально, что подобные новости становятся привычным фоном. Господа российские рок-артисты! Кто следующий на очереди? Иосиф Давыдович Кобзон?

P. S. Эта статья не о противостоянии "рока" и "попсы". Она о другом.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 23 апреля 2010, 09:08
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (264) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002