Маленький большой оркестрик VESPERCELLOS


Как учит нас психология, к трём годам ребёнок развивается в личность. Свой волшебный возраст виолончельный рок-квартет VESPERCELLOS отметил выпуском "нулевого" альбома "Cellorock", где тесно сожительствуют MUSE, ирландский фолк, KANSAS и танго. Такое разношерстие стилей отражается и в составе VESPERCELLOS. Музыканты собственным примером демонстрируют нам, что если виолончель находится в правильных руках, для неё нет ничего невозможного. Алексей Орлов - участник всем известной МЕЛЬНИЦЫ, Елена Коптева - приглашённая звезда из молодёжного ансамбля старинной музыки LA CAMPANELLA, а Ирина Львова не только играет на виолончели с разными альтернативщиками (например, с ТУТ КАК ТУТ), но и осваивает непростую профессию саундпродюсера (например, в фолк-группе ЖИВАЯ ВОДА). Четвёртая участница VESPERCELLOS, Наталья Котлова, также бывшая участница МЕЛЬНИЦЫ, покинула проект, и теперь музыканты играют в формате трио.

Но дело не только в арифметическом выражении 4 - 1. Внутренних изменений гораздо больше, чем внешних, и они важнее. "Трехлетняя личность недвусмысленно начинает заявлять о себе". Ребёнок вырос: VESPERCELLOS превратились из талантливых интерпретаторов в оригинальных авторов. Зная ребят ещё в начале пути, я чувствовал, что славы русской APOCALYPTICA им не нужно - им есть, что сказать самим. Мои надежды сбылись. Во втором отделении нынешних концертов VESPERCELLOS исполняют собственную программу "Девять снов Цинцинната". Это чудесный музыкальный спектакль, которому с равным интересом внимают матёрые металлисты, нежные фолкеры и классики неоакадемической ориентации. Но... здесь нужно быть осторожным. Отношения VESPERCELLOS с академизмом (без приставки "нео") - весьма и весьма напряжённые.

В ожидании музыки слабых долей

Алексей Анциферов: Расскажите о бытовании классической музыки среди современных студентов музыкальных ВУЗов.
Ирина Львова: Академистов очень сильно ломают их преподаватели. Ломают их способ мышления. Когда студент приходит в училище, ему немедленно начинают вдалбливать в голову, что классическая музыка - самая лучшая музыка в мире, и ничего больше не существует. И студенты начинают так думать, и ничего больше не умеют, кроме как играть классическую музыку. Если люди, имея только классическое образование, пытаются играть рок-музыку, это выглядит жалко и смешно.

АА: С тобой было то же самое?
Ирина: Меня пытаются сломать, но я отбиваюсь руками и ногами. Кричу: "Нет, я не академист!"
Алексей Орлов: Гибкость нужна, гибкость... Основная проблема в системе музыкального образования - она стала более совершенной, глубокой, более широкой, но, в общем, осталась такой же, как во времена Моцарта. Это весьма косная структура, которая не приемлет ничего нового и относится к музыке ХХ века - джазу, року - как к чему-то простому, распутному и, главное - несерьёзному.
Я более чем уверен, что многие серьёзные академические музыканты мечтали и мечтают играть музыку слабых долей, музыку, построенную на других законах, но не могут - в силу того, что их просто этому не учили. Потому что любая музыка - джаз, рок, классика - это мышца. Это орган, который можно тренировать. И если эту мышцу не тренировать, она атрофируется и отваливается. Импровизации и всему остальному прекрасно можно научить, чему есть масса примеров.

АА: Вы ведёте партизанскую деятельность среди однокашников?
Алексей: Да. Я регулярно всем рассказываю, что есть музыка и помимо классической. Если честно, уже давно накипело. Дети приходят в музыкальное училище в 14-15 лет. И им предлагают набор страстей, который вкладывали в музыку великие композиторы. Как человек в 15 лет может сыграть про любовь и смерть только за счёт техники? Это невозможно! Это глупость. В музыке такой пафос, а на сцене девочка играет писклявым звуком, фальшиво и неритмично великую музыку, ничего о ней не понимая.

АА: Ну, она же учится... Научится.
Алексей: Чему она научится? Она научится имитировать эти эмоции. Я не думаю, что человек в 15 лет может понять, что Бетховен имел в виду в своих поздних сонатах для виолончели. Почему нельзя начать с простого? На всё училище должен быть всего один преподаватель, который будет давать понятие о ритме. Будет говорить не только о том, как играть ту или иную мелодическую фигурацию, а о ритме как основе всего и вся. Я извиняюсь за, возможно, резкие слова в адрес современной системы...

АА: Не-современной, как ты говорил раньше.
Алексей: Я даже порой думал попробовать как-то изменить эту систему, но это потребует больших энергетических и жизненных затрат.

АА: Вам случалось играть перед аудиторией, которая была не в курсе того, что вы исполняете переложенные для виолончели песни рок-групп?
Алексей: Да, у нас был один такой концерт. На концерте присутствовали приличные, разносторонне образованные люди. Я хочу сказать, что чем менее зритель подготовлен, тем более он благодарен. После концерта люди вспоминали Свиридова, Стравинского. Я говорю: "Господи, да что вы!" А мне: "Нет! Это всё было, было!"
Мы бы ещё в детском саду сыграли.

АА: Желаю вам этого!

Авторизация

АА: Ваш альбом "Cellorock" полон каверов на вещи западных групп, что делает проблематичным его официальное издание. Почему нельзя было облегчить себе участь и взять на диск вещи вашего авторства или авторства ваших знакомых?
Алексей: А вот такие мы мазохисты.
Ирина: На диске есть три композиции нашего друга Алексея Молчанова: "Тьма", "Смерти Нет" и "Каждому Свое".

АА: Алексей, те ваши произведения, которые сейчас играет VESPERCELLOS, как к ним попали? И при каких обстоятельствах были созданы - специально для них или отдельно от них?
Алексей Молчанов: В далёкие времена у меня был своя группа, мы начали сочинять, выступать и познакомились с Леной Коптевой. Мы подружились и решили сыграть пару квартирников. И на одном из них я был приятно удивлён: Лена играла нашу песню на виолончели. Мне очень понравилось, и я попросил, если возможно, чтоб она какие-то ещё вещи сыграла. Потом так получилось, что мы долго не общались. А недавно я узнал, что они записывают альбом, и они пригласили меня послушать, как они воплотили наши композиции, которые уже давно не игрались. Мне очень радостно слышать как автору, что VESPERCELLOS вдохнули в эти песни новую жизнь. Они стали более интересно восприниматься по сравнению с тем, что было раньше.

Алексей Орлов: Следующий диск будет полностью наш авторский - цикл из девяти снов Цинцинната. Это будет другая история - немножко трип-хоповая. Есть такой писатель Владимир Набоков, а у него есть роман "Приглашение на казнь". Главный герой Цинциннат сидит в башне, он не знает, когда будет казнь. И ему снятся сны.

АА: Вы так любите Набокова?
Алексей: Я просто оттолкнулся от этой прекрасной истории. А Набокова я люблю, да. Я видел балкон в Монтрё, куда он каждое утро выходил в течение последних 16 лет своей жизни. И я прекрасно его понимаю.

АА: Вы используете электровиолончели, совсем другой инструмент, нежели просто виолончель. Тем не менее, ваше звучание не обременено примочками, которые использует для своих виолончелей та же APOCALYPTICA. У них всё по-роковому, по-трэшевому, а у вас чистое звучание.
Ирина: Это наша цель - сыграть на академических виолончелях такую музыку. Можно взять кучу примочек, барабанщика и делать такие же рокешники, какие делают все. Это слишком просто.
Алексей: Сейчас мы этого не хотим. Потом - посмотрим.

АА: Вы собираетесь вводить вокал?
Алексей: Нет-нет. Всё будет так же: трио и, может быть, маленький симфонический оркестрик Большого театра, который мы сами же и сыграем.

Вся правда о VESPERCELLOS

АА: Молодые группы неустойчивы. Так часто бывает, что они по разным причинам распадаются. Что держит вас вместе?
Алексей: Я могу рассказать, что кого держит. Они мне не признавались, но я знаю.
Лена любит виолончель. Она любит играть. Поэтому она занимается и будет заниматься виолончелью всю жизнь. Она музыкант от Бога. А VESPERCELLOS - это место, где можно играть на виолончели то, что не предлагается в классическом сообществе. И это тоже её грань. Это тоже её интересует.
Ира - меркантильная кю, которая жаждет денег и славы. У неё есть ещё десять групп, в которых она играет на электровиолончели в короткой юбке, но при этом музыки там не очень много. И VESPERCELLOS - это просто один из путей, по которому она идёт к этим деньгам, славе и так далее.
А для меня VESPERCELLOS - это место, куда я прикладываю свою творческую активность, потому что в МЕЛЬНИЦЕ я на своём месте и там от меня ничего особенного не надо. А здесь я раскрываюсь как композитор, как идеолог и творческая боевая единица.

Фото: Николай УГОЛЬНИКОВ

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 09 марта 2010, 12:55
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 6 / 0.026