Как будто в старом кинотеатре (ПЕРВЫЙ СНЕГ в клубе "Чукотка", Петербург, 3.12.2009)


Когда я читаю о так называемом британском или американском фолк-возрождении 50-х и 60-х годов, порой думаю: "А у нас в это время что было? КСП". И мне в очередной раз становится за державу обидно. Ну да, были и Высоцкий, и Галич, и Окуджава. Можно назвать ещё несколько имён. Но это единицы, а главное, это одиночки. Тогда как в Британии и Штатах это были мощные волны - огромное количество людей не только сочиняло песни, но и смело экспериментировало с разными музыкальными и поэтическими традициями. Опять же, там не было и болезни, которая теперь у нас именуется текстоцентричностью - не то чтобы поголовно все англоязычные авторы того времени плевали на содержание песенных текстов, просто не было в тех краях такого распространённого оправдания сентиментальному занудству и бедности музыкального мышления.

Это я к тому, что питерская команда ПЕРВЫЙ СНЕГ, вполне органично смотрящаяся со своим репертуаром на "бардовских" мероприятиях, почему-то напоминает мне британские поп-фолк-группы 60-х - только в нашем российском варианте. ПЕРВЫЙ СНЕГ - квартет, состоящий из вокалиста/гитариста Дениса Тверитина, вокалистки Натальи Русановой, вокалистки/флейтистки Марины Кормановской и скрипачки Ирины Эбелинг. Кроме своего материала, ПЕРВЫЙ СНЕГ исполняют версии песен Высоцкого, Никитина, Дольского, что-то из кинофильмов. И, надо сказать, производят яркое впечатление на самую разную публику - я лично наблюдал это летом на фестивале "Лампушка". Их "конёк" - трехголосье, украшенное звучанием акустических инструментов, плюс, возможно, незамысловатые, но порой неожиданные аранжировки.

Клуб "Чукотка" - небольшое и продолговатое подвальное помещение в том же дворе на улице Блохина, где находится и знаменитая "Камчатка". Сам концертный зал столь невелик, что для группы, играющей на акустических инструментах, и подзвучка-то необязательна. Чем и воспользовалась группа ПЕРВЫЙ СНЕГ - похоже, с удовольствием. И то верно - зачем усложнять жизнь себе и другим? Как только публика расселась, музыканты приступили к приобщению оной к высоким образцам мировой культуры: в ожидании опаздывающей флейтистки Ирина и Денис исполнили "Чардаш" В. Монти. Воспоминание об этом особенно отрадно потому, что весь последующий сет мне откровенно не хватало скрипки - для этого инструмента можно найти и побольше места в музыке СНЕГА. В игре Ирины слышится не только профессионализм, но и индивидуальная манера - лёгкая, темпераментная, но очень аккуратная. Каждую извлекаемую ею ноту она будто быстро-быстро лепит кончиками пальцев. Денис - хороший, добротный аккомпаниатор. Собственно, в ПЕРВОМ СНЕГЕ это его основная функция, кроме сочинительства и вокала. Вообще, интродукция к концерту получилась весьма развёрнутая - как только Ирина и Денис закончили разогрев инструментов, подоспела флейтистка Марина, и группа уже полным составом выдала сначала зарисовку, близкую как раз к английскому фолку (пропущенному через питерский рок 80-х), а потом - забавную ретро-стилизацию с цитатами из джазовых хитов, воссоздающую атмосферу фойе старого кинотеатра. Эти две песни Дениса Тверитина можно назвать визитной карточкой ПЕРВОГО СНЕГА, хотя стилистическая палитра группы гораздо шире. Далее музыканты удивили версией песни "Туман, Туман" из фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика". Трактовка оказалась не лучше и не хуже известных, она просто другая - нежное женское двухголосье, необычные для таких песен аранжировочные ходы (особенно в коде). И при этом ни надрыва, ни слащавости - оттого получилось особенно искренне. Затем ПЕРВЫЙ СНЕГ сыграли песню Сергея Никитина на стихи Юнны Мориц "За Невлюблёнными Людьми". Кстати, Никитин, похоже, близок Денису и как композитор, и как аккомпаниатор.

Большая часть собственных песен ПЕРВОГО СНЕГА сочинена Денисом Тверитиным. В "Чукотке" прозвучала и одна песня Марины Кормановской - "Пьедестал". Но когда ПЕРВЫЙ СНЕГ на сцене, трудно кого-то из них назвать лидером. Да и нужно ли? Звонкий тембр Натальи Русановой, более глубокий - Марины Кормановской, бархатный, переходящий на речитатив - Дениса Тверитина, мягкая, но чёткая гитарная подача, пассажи флейты и скрипки - из всего этого складывается общее звучание. Оно, возможно, не особо оригинальное - но участники группы вроде бы и не стремятся к какому-то новаторству, им достаточно того, что они сочиняют и исполняют красивые песни. Их музыка консервативна только на поверхностный взгляд, на самом же деле чувствуется, что они открыты разным влияниям. Это-то выгодно отличает ПЕРВЫЙ СНЕГ от многих их собратьев по "бардовским" тусовкам. Могу только предположить, в чём причина такой открытости. Вероятно, играет роль и рок-н-ролльная биография Дениса - когда-то он играл, например, в командах АКУЛЫ и ЗАПОВЕДНИК (московский). А ПЕРВЫЙ СНЕГ - это, в основном, городской романс с элементами джазового мэйнстрима и европейской поп-музыки.

Любая замкнутая на себя музыкальная субкультура становится раньше или позже весьма туповатым явлением - будь то хэви-метал, сайкобилли или кондовое КСП. Интересны бывают лишь те, кто выходит за рамки субкультуры. Другое дело - традиция. Вот как блюз, например...

А ПЕРВЫЙ СНЕГ завершили сет первой частью своего мюзикла "Мой Друг Музыкант". Музыкально он находится в той же стилистике, что и остальное творчество группы, а подробнее о нём говорить рановато - надо бы услышать его полностью.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 11 декабря 2009, 20:48
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007