Татьяна Зыкина: Необыкновенная современная девушка


Татьяна Зыкина по праву считается наиболее ярким открытием отечественной музыкальной сцены в минувшем сезоне. Ее красивые мелодичные песни едва ли нуждаются в стилистической идентификации - в них отчетливо слышны отголоски самых разных жанров и направлений: от классического ритм-энд-блюза и джаз-рока до дрим-попа и трип-хопа. Эклектика. Можно танцевать, но интереснее все-таки слушать. Тексты - лирические монологи, сразу цепляющие своей неподдельной искренностью. Подача - эффектная, стильная, но без малейшего намека на заигрывание со слушателями.
О том, какова певица в повседневной жизни, пожалуй, можно составить представление из нижеследующего диалога. Необыкновенно обаятельная, улыбчивая, непосредственная. Интересная собеседница: иногда серьезная, вдумчивая, иногда - спонтанная и импульсивная. Обыкновенная современная девушка. Нет, все-таки - необыкновенная! Необычная, прежде всего, своим даром. Талантом и работоспособностью.


Настоящее

Александр Полищук: Татьяна, расскажите о вашем дебютном альбоме.
Татьяна Зыкина: Альбом "Ощущение Реальности" записывался на "Мосфильме" с июня 2008 года по март 2009-го. Самая новая песня - "Ты-То Кто?", она была написана за 3-4 месяца до выхода альбома, самая старая - "Чалый Год", это где-то 2002-й. Мы выпускали альбом-антологию, потому что за несколько лет в Интернете скопилось большое количество разных песен, записанных в разных студиях, в разном качестве, и мы решили причесать их под одну саунд-гребёнку и выпустить, наконец, под одной обложкой. Должен же у музыканта быть свой альбом. Первый он, второй, единственный - неважно. Он должен быть.

АП: В альбоме с вами играют достаточно известные музыканты. Как удалось собрать в студии столь внушительную команду?
Татьяна: В этом нет ничего сверхъестественного, это супер-профи, звёзды, но они не живут в недосягаемых загородных замках, а работают - как вы или я. Они приезжают в студию и записывают свои партии. И знаменитыми становятся именно потому, что делают это очень хорошо, лучше остальных, виртуозно. А с талантливыми людьми, которые, кроме всего прочего, ещё и способны проникнуться выполняемым делом, полюбить его, прочувствовать, с людьми, не практикующими ремесленный подход, работать одно удовольствие.

АП: Вам не кажется, что звук получился слишком "приглаженным", особенно по контрасту с импульсивной вокальной подачей и лирическими эмоциональными текстами?
Татьяна: Кажется. Я не воспринимаю альбом, для меня эта музыка оживает только на концертах.

АП: А клип "Водопадами" был снят еще до выхода пластинки?
Татьяна: Это первый клип, он получился своеобразным и спорным, но мы все работали по-честному. Режиссёр Ирина Миронова отдала под съёмочную площадку свой недостроенный загородный дом, мы все старались сделать по максимуму. Другой вопрос, что я сама не знала, как я хочу выглядеть, какую роль хочу играть, и поэтому получилась такая странная картина. Так или иначе, это первый клип, он меня многому научил, и я благодарна людям, которые вложили в него свой труд и свой креатив.

АП: Сейчас вы много выступаете - не тяжело?
Татьяна: Нет, я люблю свою жизнь, свою музыку, и я понимаю, что это не всегда легко даётся, но я наслаждаюсь концертами - это возможность немножко вырасти, попробовать что-то новое, в чём-то превозмочь себя и свои комплексы, в чём-то, наоборот, проявить характер и дать волю своей самобытности. Это интересно, если не позволять себе скатиться к конвейеру. Пять лет назад для меня это было бы чудом - возможность петь свои песни в сопровождении замечательных музыкантов, перед людьми, которые эти песни знают и ждут. И я сейчас стараюсь сохранить это ощущение.

АП: Чувствуете ли вы себя "популярным артистом"?
Татьяна: Музыкантам в России для настоящей популярности необходимо несколько обязательных моментов: тебя показывает "Первый канал", крутит "Русское радио", пародирует КВН, в любом караоке есть пара твоих песен, и, наконец, под них танцуют на дискотеках в Сочи. В моём сегодняшнем положении я не ощущаю себя популярным человеком, нет.

Прошлое

АП: Немного биографии. Вы родом из Ижевска...
Татьяна: Я родилась и прожила 27 лет в Ижевске. Музыкального образования у меня нет, но я всегда слушала много-много разной музыки - от Элтона Джона и Сила до CLAWFINGER и NINE INCH NAILS. Потом самой захотелось попробовать написать что-то, и пошло-поехало. Мне было лет 18, я точно не помню, не зафиксировала день, месяц или хотя бы год, когда написала первую песню. Мне казалось, что это просто эксперимент, который не стоит особого внимания.

АП: Откуда появился псевдоним Баграмян, который вы использовали?
Татьяна: Я начала работать на радио, и мне показалось, что настоящая фамилия для эфиров простовата.

АП: Первая ваша запись - "Под Бельем". Что это был за альбом? Будет ли он издан?
Татьяна: Эта запись была сделана в Екатеринбурге. Десять песен, и только одна из них - "Весёлые Старты" - перекочевала в "Ощущение Реальности". "Под Бельём" не был издан официально. Я считаю его сборником демо. Аранжировки делал виртуозный свердловский джазовый пианист и тромбонист Виталий Владимиров. Издавать эти песни сейчас не имеет никакого смысла - впрочем, это теперь касается и альбомов как таковых вообще. Мы и первый альбом выпустили не как артефакт, а как сувенир для тех, кто хочет иметь именно диск Татьяны Зыкиной, а не просто 30 песен на болванке и в аудиозаписях Вконтакте. Сейчас же все качают из Сети, и альбомы на самом деле "издаются" и "презентуются" именно там, в тот момент, когда блок новых песен оказывается слит в Сеть. Если смотреть на это дело так, "Под Бельём" уже сто раз издан.

АП: Одно время вы играли с музыкантами из Екатеринбурга - как и когда сложился этот состав?
Татьяна: Не было состава как такового, мы просто сыграли пять или шесть концертов. Был замечательный Женя Юдин, которые делал и, полагаю, до сих пор делает очень интересные аранжировки. Это был странный период, когда ничего особого не происходило, мы лениво пробовали что-то записывать... И хотя никаких конкретных результатов не было - я считаю, что с этого всё и началось. Именно с этим составом я вышла на сцену первый раз в жизни, парни были добры и терпеливы, и если бы их не было, я не знаю, как бы сейчас всё сложилось. Лежала бы у меня дома где-то между книжками болванка с записью "Под Бельём", и всё.

АП: А когда и где происходили первые концерты?
Татьяна: Первый раз я вышла на сцену на фестивале "Урал-Рок", то ли в 2003-м, то ли в 2004-м. Перед сценой танцевали 4 человека, а мы играли какой-то странный сет из песен "Чалый Год", "Весёлые Старты", "Рафинад", "Бретельки" - было очень весело.

На Москву!

АП: Почему, когда вы перебрались в Москву, группа была сформирована заново? По какому принципу подбирались музыканты?
Татьяна: Перерыв между Екатеринбургом и Москвой был довольно большой, и когда меня пригласили в столицу, у меня как у Тани Баграмян где-то полтора года не было концертов, а значит, не было и группы. Естественно, мы стали собирать музыкантов на новом месте, и я сама не смогла бы это сделать, потому что никого тут не знала. После нескольких довольно тяжёлых пертурбаций собрался хороший состав, который меня полностью устраивал. Мы проработали вместе год, потом снова пришлось принимать какие-то решения... Эти болезненные кадровые перестановки происходят, как правило, не по музыкальным причинам, а по человеческим. Когда возникают проблемы с "понятиями", с дисциплиной... Это самое парадоксальное.

АП: Ваша группа не имеет названия. Певица и аккомпанирующий состав. Это принципиально?
Татьяна: Что значит "принципиально"?.. Это же не чья-то прихоть. Группы обычно называются группами, когда они играют вместе с младых ногтей, пишут песни вместе, на студии записываются вместе. В моём случае образ жизни несколько иной.

АП: Как вам дался переезд в Москву?
Татьяна: Относительно легко. Я ехала не на пустое место, меня здесь ждала интересная работа, поэтому я просто ощутила, что перехожу на новый уровень игры, он круче, чем предыдущий, хоть и более захватывающий и сложный. В Москве я занимаюсь своим делом, имею возможность работать с потрясающе талантливыми музыкантами, и ради этого можно пожертвовать многим.

АП: Какой вам показалась столичная тусовка, "закулисье"?
Татьяна: Примерно такой, как я и думала. Каждый работает своей командой, есть общие знакомые, коллеги, можно пересечься на одной репетиционной базе, но в целом каждый сам по себе, никто не тусует. Я увидела, что знаменитые люди чаще всего бывают вменяемыми, умными, доброжелательными - несмотря на их образ на сцене. Из последних личных открытий - Павел Воля, который оказался харизматичным и очень приятным человеком. Есть люди с большой звездой во лбу, но это всегда очень весело созерцать, я люблю наблюдать за такими персонажами... Ну, и самое удивительное, что можно дружить с человеком, чья музыка тебе принципиально не нравится. Раньше мне казалось, что это непримиримое разногласие, а оказалось, вполне можно с этим сжиться.

АП: Удалось ли обустроить быт? Насколько для вас значимы такие понятия как "дом", "семья"?
Татьяна: Значимы, я очень переживаю от того, что с понятием "дом" в Москве дела обстоят в десятки раз сложнее, чем в родном Ижевске.

АП: "Женский" вопрос: любите готовить? Или предпочитаете блюда, приготовленные профессионалами?
Татьяна: Очень люблю и изнываю от того, что некому это всё скармливать, а сама я столько не ем. Я раньше любила пробовать то, что готовят в ресторанах, но сейчас у меня такой режим питания, что почти нет мест, которые ему бы соответствовали. Поэтому я всегда ем дома, а в ресторанах могу только выпить. В основном бываю там только "по работе".

АП: Передвигаетесь по Москве на автомобиле?
Татьяна: Когда как. Я сама не вожу, и раньше любила метро, а в последнее время как-то не рвусь спускаться под землю, стараюсь или ездить на машине, или на трамвае-троллейбусе. Это чудесные виды транспорта, тем более что у меня всё это ходит рядом с домом.

Музыка прошлого века

АП: На днях вы участвовали в концерте памяти Ильи Кормильцева - это значимо? Что для вас вообще значит "русский рок"? Или это всего лишь термин?
Татьяна: Некоторые называют этим всё, что не является эстрадой. Я русским роком называю музыку молодёжи прошлого века с посылом гневного протеста и характерным незамысловатым звучанием. Сейчас это анахронизм, и когда я слышу словосочетание "русский рок", я вижу опухшие лица стареющих дядек в тельняшках или кожанках. У них уже и дети, и внуки, и дача, и медицинская карта толщиной с том Пушкина, а они всё поют и поют свои песни свободы.
Есть музыканты, которые начинали в русском роке, но переросли его, и сейчас уже существуют вне времени и стилей - как БГ, например. Разве БГ - русский рок? Сам по себе этот стиль замёрз как мамонт в 80-90-х годах, и его невозможно реанимировать, это музыка того поколения. Но молодые группы, которые сейчас играют подобие русского рока, чудовищно безыскусны, этих групп в каждом городе по 20 штук - они мне кажутся далёкими от музыки как таковой. Это, скорее, особая форма социальной активности, работающая на нерастраченной юношеской энергии и амбициях. Там нет посыла, есть желание просто как-то проявить себя. А быть рокером - это круто, плюс, на такой материал всегда находится спрос, молодёжь в чёрных растянутых футболках, с пивом, желающая попрыгать, потрясти руками в воздухе и поорать песни вместе со своими кумирами. Имеет ли это отношение к музыке, к красоте - вопрос очень спорный.

Медиа

АП: Если есть свободное время, как вы его проводите? Что читаете, какие фильмы смотрите? Телевизор? Компьютер? Общаетесь в чатах, блогах, социальных сетях?
Татьяна: Я постоянно в Интернете, в livejournal, Вконтакте. Читаю немного, в основном не художественную литературу, но всё равно пытаюсь быть в курсе того, что сейчас выпускают, что становится культовым. Смотрю всякие программы, ту же "Школу злословия". Вообще предпочитаю максимальное количество дел делать через Интернет. Как интроверта меня удручает необходимость ехать на личную беседу с кем-то, если есть аська и Скайп.

АП: Какую музыку любите? И какой звук вам ближе: традиционный гитарный или синтетический электронный?
Татьяна: Если выбирать из этих двух, то электронный. Если смотреть шире - люблю клавиши, живую этническую перкуссию, люблю всё, в чём есть жизнь, тепло, не железная прохлада, а именно тепло. С другой стороны, электро, транс, дрим, хаус, лаунж - это всё тоже по мне. Бенасси, Окенфольд, Тиесто, БиТи - вроде бы, там вообще тепла ноль, зато куча мелодий, тем более, когда с отличным женским вокалом... В общем, сложно определиться, к какому лагерю я принадлежу, слишком много всего слушаю. Вчера с утра я провозгласила для себя лучшей группой в мире LAMB, а сегодня наслаждаюсь Стивеном Тин-Тин Даффи.

АП: Есть какие-то особые поэтические предпочтения?
Татьяна: Нет, я очень редко воспринимаю стихи отдельно от музыки. Но могу попробовать судить с холодным сердцем: самые талантливые и близкие мне современные поэты - это Яшка Казанова и Вера Полозкова.

АП: Как появилась идея спеть с Ильей Лагутенко? И как она была реализована?
Татьяна: Мы познакомились на фестивале "Старый Новый Рок", потом обменялись материалом, я спела для Ильи одну его песню, а он выбрал из моих песен "Нору", и сначала мы думали, что Илья просто "впоёт" припевы. А получилось, что всю аранжировку продюсировал сам Илья, он хотел сделать эту песню именно так, как она ему слышится. DJ Ram помог ему реализовать идею, и в итоге получилось, что это я "впевала" куплеты. "Нора" с Лагутенко - это именно версия Ильи, поэтому она не вошла в основной трек-лист пластинки. Хотя для ротации выбрали именно её.

АП: Действуют ли на нервы сравнения с Земфирой? Не кажутся ли они притянутыми за уши?
Татьяна: Действуют, кажутся.

Будущее

АП: Какие планы на грядущий сезон? Предполагаете ли участвовать в каких-то новых проектах? Быть может, будут новые дуэты? Клипы?
Татьяна: В планах концерты и, главное, работа над новым материалом. Новый клип на "Ты-То Кто?" у нас уже готов, осталось его запустить на телеканалы. Не думаю, что будем снимать ещё видео на песни из альбома "Ощущение Реальности". Про дуэты еще с кем-нибудь пока не думается. Всё же, пишу я для себя и под себя, и такие вещи происходят всегда спонтанно.

АП: Не испытываете ли страха перед записью - не пугает "синдром второго альбома"? В себе уверены?
Татьяна: Нельзя бояться того, во что не веришь. Я не верю в альбомы - сейчас это просто формальность, музыка, сложенная в прозрачную коробочку. Конечно, есть, навскидку, тот же проект RECOIL, у которого в этой формализованности столько смысла - но для моей музыки это не подходит. Она существует на концертах, в воздухе. Или в плеерах - пусть это и скачанное из Интернета ужасное демо в качестве 92 kbps. У меня трижды случалось так, что мои домашние демо, записанные под расстроенную гитару, с заложенным носом, или одной левой на клавишах, на которых я вообще играть не умею, сливались в Сеть народными умельцами, и я начинала было страдать, трястись от гнева и стыда, обещать больше ничего никому не слать на почту под грифом "супер-секретно"... Но со временем я поняла, что пусть будет так, как будет. В демке иногда больше жизни, чем в выхолощенной студийной аранжировке, соблюдающей все ГОСТы одновременно.

АП: Когда будет записан новый альбом и когда стоит ждать его выхода?
Татьяна: Пока не знаю, мы ещё на до-студийной стадии. На репетициях ищем новый звук, форму, идеи. Очень хочу, чтобы эта музыка воплотилась на второй пластинке. Я верю в сакральные смыслы и знаю, как легко ускользает из песни магия. Энергию легко уничтожить неправильным вторжением. Сейчас я очень трепетно отношусь к новым песням: помня о том, сколько всего мы упустили в первом альбоме, я намерена впредь биться за каждую ноту, пока не почувствую, что получается именно то, что я хочу. Именно то, что нужно моей музыке.

Сольный концерт Татьяны Зыкиной в Петербурге - 24 октября в ДК им. Горького.

Фотографии из личного архива Татьяны ЗЫКИНОЙ

Автор: Александр Полищук
опубликовано 19 октября 2009, 18:58
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (4) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.013