ОТАВА Ё: "Мы просто не сможем стать кабаком"


Жила-была группа ОТАВА Ё в славном городе Питере. И была она равной среди многих "кельтских" групп, количеством коих Русь Великая может потягаться с Ирландией и Шотландией. И вот вспомнили ребятушки о корнях своих, а корни те в Советском Союзе, корни - в СССР. И тогда порешили братки-музыканты записать альбом песен любимых и побить им всех врагов-супост... супост... супост...[cut]

То не присказка-наводка, то сказка-подводка. А правда такова:

На реке Фонтанке город Петроград
Там народ всё любит пить да выпивать
Как у Димы с Петей кончились рубли
Надо к финнам ехать, надо сейшенить, надо сейшенить, финнов веселить
Выпил Дима водки - Петя зарыдал
В Хельсинки как ехать, эх, в такую даль
На финляндской трассе - полюс холода
Не спасает Диму даже борода
Под аптекой ночью минус 46
Замерзают уши, руки не согреть, ноги не согреть, можно околеть
Дима Пете смыком в глаз чуть не попал, глаз бы пострадал, если б не очки
Петя барабан свой в двух местах порвал, в кейсе денег - только пятачки
Оказалось, дома всё ещё сидят, дома всё сидят, ехать не хотят
Отлегло от сердца, но как дальше жить, но как дальше быть, пить или не пить?
Собираем группу - Петя прошептал. Дима заплясал, скрипочку достал
Будем веселиться, песни распевать, песни распевать,
в Питере играть!


Извините, дорогие читатели, за длинноватую цитату. Зато всё правда и с подробностями. Я видел два концерта ОТАВЫ Ё - на фестивале "Дикая мята" и в московском клубе "Билингва". На "Дикой Мяте" участники группы были чистыми клоунами, а в клубе (в первом отделении, во всяком случае) на сцену вышли серьёзные фолк-музыканты с глубоко индивидуальным пониманием игры с фольклором. Теряясь в догадках, я решил прямо поинтересоваться у музыкантов, какой образ им ближе.

Скоморохи

Алексей Анциферов: Кто же вы на самом деле?
Алексей Белкин: Мы скоморохи.
Дмитрий Шихардин: А кто такие скоморохи? Скоморохи - это не клоуны, а умудрённые опытом люди, бродяги. За счёт того, что они много путешествуют, они видят много людей, много стран. Это очень полезно для того, чтобы приобретать какую-то мудрость человеческую. Недавно мы ездили в Мексику на гастроли. Для меня Мексика была другой планетой. Другой континент - другая планета. Для меня было удивительно, что там, оказывается... (задумался) тоже люди живут. Никакие они не инопланетяне и ничто человеческое им не чуждо.
Человеку нужен позитив, нужен смех. Ну, иногда нужно немножечко всплакнуть. Смех - это избавление от стрессов, оздоровление. Но и плач - избавление от стресса. Поэтому есть огромная гамма эмоций, которые нужно вытянуть из человека, пришедшего на концерт.

АА: Вы предпочитаете смеяться, а не плакать?
Дмитрий: Конечно. Чего нам плакать?
Алексей: Можно, смеясь, говорить о серьёзных вещах. У нас не всё хиханьки-хаханьки. Даже в песне "Про Диму С Петей" почти всё правда. Даже песня про козлика. Многие говорят: вот дурацкая песня!
Дмитрий: Никакая она не дурацкая! Бедный Августин!
Алексей: Нам музыканты из Австрии рассказывали, что это песня культовая. В ней рассказывается о человеке, который спас Вену. В Вене была эпидемия чумы. Один человек, которого звали Августин, напился, где-то в канаве уснул. Утром проснулся и вышел, распевая песни. И все подумали: "Человек выжил!" С этого момента началось оздоровление Вены.

Прекрасная и удивительная "Ё"

АА: Сколько лет существует группа?
Алексей: Мы начали играть полноценно на улице в Петербурге, но группой ещё не назывались. Мы не засекли этот момент, но однажды решили, что уже получается, что мы группа.
Дмитрий: Собрался определённый репертуар, выбрано направление. В 2006 году мы выпустили первый альбом. Мы очень долго его продавали, чтобы накопить денег на второй! (смеётся)

АА: Сейчас задам вопрос, который никогда никакой другой группе не задавал. Но соблазняет меня ваше название. Чудится мне там какой-то матерный загиб. Скажите, почему вы так назвались, и что символизирует ваше название?
Дмитрий: Неправда, никакого матерного загиба не было. "Ё" - прекрасная буква в русском алфавите. Красавица!
Алексей: Без шуток.
Дмитрий: Посмотрите на японские иероглифы - они все красивые. И, по сути, что-то такое есть в букве "Ё", в начертании её есть что-то прекрасное и удивительное.
Алексей: У "Ё" есть эмоциональный посыл.

АА: Идут обсуждения того, чтобы сделать написание буквы "Ё" обязательным во всех документах и печатных изданиях. Как вы к этому относитесь?
Алексей и Дмитрий: Обеими руками за!
Дмитрий: У нас есть пострадавший от буквы "Ё" - барабанщик Пётр Сергеев. По паспорту он теперь Петр, и ничего с этим уже не поделаешь. Я согласен, что какие-то вещи надо упрощать, но так можно "Й" упростить, "Ь", "Ъ". Что тогда получится?! "Ё" - фишка нашего языка. Не так много есть букв, которые отличают нас от других языков. Это будет не язык, а мычание!
Алексей: В "отаве" тоже есть скрытый смысл. Отава - это трава, которая выросла на месте скошенной. Мы не то чтобы конкретно к себе применяем это слово: нас косят, а мы растём, но если говорить про фолк-музыкантов - у них очень тяжёлая жизнь в плане материальном. Играть фольклор - это отчасти путь отрешения от материальных благ. Так было, во всяком случае, до недавнего времени. Не то чтобы мы святые, но если бы мы хотели заработать много денег, то занимались бы чем-то другим.

Manic street preachers

АА: На концерте вы шутили над тем, что вам пришлось ночевать в Хельсинки под мостом. Шутки шутками, но тяжела жизнь уличных музыкантов. Как вам удалось пережить зиму, и не одну?
Алексей: Во-первых, нам не приходилось жить под мостом. Ну да, несколько раз переночевали. Игра на улице - это хэппенинг, определённое испытание для человека. Тот, кто не хотел, не ездил. Но это достаточно быстро надоедает, это тяжело, конечно.

АА: Ваш переход с улиц в клубы был обусловлен тем, что, наконец, появилось достаточное количество клубов, где можно выступать? Или вы что-то в себе осознали и решили "хватит на улице играть"?
Алексей: Я скажу так: мне на улице в Петербурге очень нравится, и вообще в России. В Хельсинки, чтобы привлечь внимание на улице, надо делать шоу. То есть, если бы мы сейчас приехали туда с группой, мы бы имели успех, но это нам не очень интересно уже. А в России - это просто чудо какое-то! - собираются толпы 300-400 человек. Для нас это было откровением. Мы играли не только ради денег. Это было миссионерство какое-то. Жаль, что сейчас нам не дают играть на улице.

АА: Никто из вас не увлекался хэви-металом? От вас со сцены идёт такой напор, что сама METALLICA позавидовала бы. А песню "Во Кузнице" вы играете как пародию на дэт-метал...
Дмитрий: Хэви-металом никто не увлекался, а роком - да. Напор - это не хэви-метал, это драйв. А драйв - это рок. "Во Кузнице" - такой прикол, который почему-то вырос в песню. Все песни и аранжировки выросли в процессе жизни группы. Нельзя сказать, что кто-то придумал сделать тяжёлый рок. Оно выросло и выросло.
Алексей: Мы много играли на улице. А на улице волей-неволей начинаешь играть всё напористей и мясней. Концепция группы - мощное и драйвовое звучание.

АА: Кстати, о звучании. Общая беда всех наших групп в том, что им трудно реализовать своё концертное звучание в студии. Вы довольны тем, что получается на ваших пластинках?
Алексей и Дмитрий: Да.

АА: !!!!!
Алексей: Первый альбом мы записали вживую. Он получился не очень качественным в смысле студийного звучания.
Дмитрий: В той ситуации это было удовлетворительно и даже хорошо. Мы действительно записали альбом живьём. И использовали студию, где это можно сделать. Альбом получился малобюджетным, может быть, там есть шероховатости...
Алексей: Но он был честным.
Дмитрий: Это самое главное. Это было наше состояние на тот момент. Мы долго вынашивали второй альбом.
Алексей: И долго спорили, как его записывать. Три года точно. И новый альбом мы записали, приложив максимум усилий и использовав максимум технических возможностей. Мы сводили его в Латвии, у группы IGLI, они знают, как записывать фольклор. Мастеринг делался в Германии. Мы использовали много наложений при записи. В "Рио-Рите" звучит 18 партий скрипок. Их не слышно, эти 18 скрипок, но это шло на общее дело. Мы пытались достигнуть определённого состояния и звучания, оно получилось живым.
Дмитрий: Альбом есть альбом. Того, что не сделаешь на концерте, можно сделать в студии. И мы не поскупились, и на студии провели достаточное количество времени. Мы довольны результатом.

Алмазная и чудесная "Ё"

АА: Отличие содержания второго альбома от репертуара ваших основных проектов (СКАЗЫ ЛЕСА, REELROADЪ) очевидно. А как с первым альбомом? Он ведь более традиционный, фолковый?
Алексей: Первый альбом вырос из REELROADЪ. Мелодии, которые мы все знали, мы знали по REELROADЪ. В своё время Дима с Петей играли с нами в первом составе REELROADЪ, и они эти мелодии тоже знали. REELROADЪ в какой-то момент стал заниматься русской музыкой. Кельтские мелодии почти не играли. А мы, будущие участники ОТАВА Ё, очень хотели играть на улице, и пригласили Диму и Петю.
REELROADЪ - громоздкая группа, там много народа, на улице играть невозможно, и не все готовы играть на улице. Мы собрались сначала просто как люди, без названия. Я позвонил Диме. Дима спросил: "А что будем играть?" - "Да ты всё знаешь".
Дмитрий: Собирались на улице ради сейшена. Собрался коллектив музыкантов, которые знали популярные европейские мелодии, но у каждого было своё видение. Иногда приглашались новые музыканты, наконец, собралась такая критическая масса, что ничего не оставалось, кроме как сформировать группу, придумать название. И созданное живёт до сих пор.
Алексей: Я ещё помню, как всё это переросло в группу. Я почувствовал, что материал, который мы все знаем, мы играем как сейшн, но хочется чего-то ещё. И я говорю: "Давайте, ребята, соберёмся, порепетируем". Для джем-сейшена - это безумие. Обычно никто не репетирует. С этого момента пошёл процесс формирования группы
Дмитрий: Вы знаете, как возникают алмазы? Это длительнейший процесс, нужны особые условия, чтобы алмазы выкристаллизовались. Можно сказать, что группа ОТАВА Ё - это чудо. Самородок это!
Алексей: Сначала репертуар был кельтский, потом появилась концепция шуточно-скоморошья. И появились эти песни ("Лезгинка", "Кадриль" - все песни со второго альбома). Развлекательные - не развлекательные, я не знаю, но у нас они пошли хорошо. Это не значит, что мы будем работать только в таком направлении. У нас другие сейчас мысли.

Big bada-boom

АА: То, что записано во втором альбоме, если оперировать народоведческми терминами, можно определить как низовой фольклор, бытовой фольклор, советский фольклор.
Дмитрий: Фольклор - он и в Африке фольклор.
Алексей: В нашем случае он не имеет отношения к условиям бытования, во всяком случае, не прямое.

АА: Ну почему? Мой дед включал тарелку, которая висела в квартире в 40-х годах, и оттуда звучала как раз та самая "Рио-Рита". Я, когда мне было 5 лет, включал приемник трехпрограммный, на меня уже "Кадриль" лилась.
Алексей: Это скоморошество в современном его проявлении. Я не могу сказать, что у нас задача играть традиционную музыку, но нельзя сказать, что это эксперимент и авангард. Я бы назвал это фолк-музыкой для танцев, отдыха, позитивного времяпрепровождения. Наша музыка идеально подходит для свадеб. Узнаваемые мелодии - сознательный ход, чтобы зацепить простых людей, которые не разбираются в жанрах. Они слышат знакомую песню и их это радует. А наша задача сделать так, чтобы это звучало свежо и интересно.

АА: Это не авангардный эксперимент. Это эксперимент, но он какой-то другой.
Алексей: Это на современном языке сыгранные...
Дмитрий: ...забытые мелодии.

АА: Как долго вам удастся играть музыку, которая всеми узнаваема?
Алексей: Мы записали первый альбом - все мелодии были кельтские. Одна мелодия была - шутка - "Вальс" Андрея Петрова. Потом мы начали делать новую программу: "А давайте сделаем песню "Кадриль", которую пел Эдуард Хиль?", - "Давайте". Сделали ещё одну, другую, третью - мелодии, которые нравятся. Мы не берём всё подряд. Стараемся не переступить зыбкую грань и не стать кабаком.

АА: Вы можете обозначить то, что отличает вас от кабака, от караоке-бара?
Дмитрий: Это вряд ли можно описать. Это вы нам опишите! (смеются) Есть какое-то внутреннее чутьё или чувство вкуса. Мы просто не сможем стать кабаком, вот в чём дело. Мы не так воспитаны.
Алексей: Это всё равно народные песни. Даже если они и авторские, они стали народными.
Дмитрий: Где-то в каждом человеке дремлет "Кадриль".
Алексей: Этот период уже заканчивается, и мы пойдём дальше. А термины... Пост-фольклор - нет, world-music - тоже нет. Мы для себя придумали "рашн бит", "русский бит". Большой барабан, танцевальный драйв - танцуйте, пожалуйста.

АА: Этот период вы переживёте, а у вас есть какой-то задел на третий альбом?
Алексей: Звук будет, как сейчас, плотный, богатый. Но песни не такие "общечеловеческие", общеизвестные.
Дмитрий: У нас со временем опять-таки выкристаллизовались три направления. Первое: песни нашего детства, ретро. От этого мы не собираемся отказываться. Второе: инструментальные композиции народов мира.
Алексей: И третье: у нас есть мысли чуть больше реализовывать авторский наш потенциал. Это авторские песни и мелодии, сочинённые нами в фольклорной традиции. Человек, который разбирается, поймёт, что это не высосанная из пальца мелодия.
Дмитрий: Влияние скандинавской музыки на нас чувствуется. Рядом Финляндия, Швеция. В смысле фольклора нам повезло. Мы живём в хорошем регионе. У нас две скрипки в ансамбле. Скрипичный грув, на котором держится наше звучание, идёт оттуда, из Скандинавии.

АА: Группы СКАЗЫ ЛЕСА REELROADЪ не страдают от того, что вы заняты в ОТАВА Ё?
Дмитрий: Артиста, как и волка, кормят ноги. Чем больше ты бегаешь, чем больше твоего участия в различных музыкальных проектах (всё же интересно), тем более твой - не побоюсь этого слова - профессионализм возрастает, разносторонность. Это идёт на пользу всем нам: расширяется кругозор. Что не пригодилось в той группе - здесь пошло. У нас не всё известные мелодии, есть несколько своих песен. Мы будем стараться делать музыку, которая, может быть, не сильно узнаваема - делать её в таком виде, чтобы она нравилась, и казалось, что как будто ты её уже где-то слышал.


Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля "Дикая Мята"

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 11 сентября 2009, 10:06
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005