Игорь Пленов: "Шёпот должен быть слышен"


На окраине столицы российского рока живёт и работает человек, день за днём спасающий историю нашей рок-музыки в самом главном её воплощении - в звуке.
Магнитофоны, виниловый проигрыватель, наушники, катушки магнитофонной ленты, ещё какие-то неизвестные предметы, компьютер и колонки, через которые льётся чудо возвращённой музыке жизни. И это особенное пространство рождает множество тем и вопросов...


Игорь Пленов Катерина Никитина: Расскажи, как называется твоё необычное музыкально-техническое ремесло и в чём его суть.
Игорь Пленов: Как это называется, мне сказать сложно. Вообще, это - реставрация старых фонограмм. Это записи, которые были сделаны много лет назад на плохих магнитофонах - не на студийных, а на бытовой плёнке, которая у нас в Советском Союзе (кроме того, что её было тяжело купить) была такого поганого качества, что и вообразить трудно. Записи сохранились отвратительно, испорчены совершенно по-разному, и с каждой записью всегда приходится работать индивидуально. На них провалы всякие, щелчки, скрипы, помятости плёнки. Бывает, что какие-то куски стёрты, и приходится голос натаскивать фрагментарно чуть ли не по буквам, или фрагменты музыкальные, ну, допустим, двадцать-тридцать секунд - даже такие вот вещи приходилось делать. Ну, и получается, что реставрируешь и звук, и саму фонограмму. Так что правильнее всего, наверное, это назвать - реставрация звукозаписи.
Особая, и очень тяжёлая работа - с концертниками. Тут главный подход в том, что надо привести запись в такое состояние, как будто присутствуешь на живом концерте. И я стараюсь всегда добиться такого звука, чтобы был эффект полного присутствия: закроешь глаза, и как будто на концерте сидишь. Вот основное, самое главное.
И к студийным записям, кстати говоря, у меня такой же подход, по большому счёту. Я люблю, чтобы запись звучала именно мощно, чтобы не как в спичечном коробочке, а как в огромном зале звук был.

КН: А разве это нужно всегда?
Игорь: А почему нет? Вот, например, приходишь на джаз-роковую команду или на какую-то авангардную, где присутствует много инструментов, допустим, духовые, скрипки, ну, всё что угодно - и ты должен их слышать. И даже если человек шепчет в микрофон - ты же его слышишь. А что у нас на студийных записях получается - если человек шепчет, то его только в наушниках услышишь. Я не говорю, что это должно быть громко, я объясняю, что этот шёпот должен быть слышен. Вот как, допустим, пишутся PINK FLOYD: там шёпот, шорохи тихие на фоне огромной тяжёлой громкой музыки - и всё это слышно. Так и должно быть в любой записи.

КН: Разъясни термин "провал".
Игорь: "Провал" включает в себя несколько понятий. Это когда либо нет какого-то звука по одному каналу, либо нет вообще куска звука, либо звук плавает - это тоже провал. Или, допустим, при перезаписи головка запачкалась, и получилось, что пропали, например, тарелки - это тоже своего рода провал. Вот это всё приходится подтягивать, что-то натаскивать с этой же записи... ну, как получается.

КН: Я так понимаю, что поскольку запись уже сведённая, это работа по частотам...
Игорь: Да, это работа именно по частотам, но, конечно, есть свои тонкости. Вот, допустим, записан плохо голос - надо его вытащить на общий фон. Делаешь файл, на котором вытаскиваешь один голос, на остальные инструменты не обращая внимания, а потом накладываешь на основную запись - и это уже почти как поканальная работа получается. Так же и со всем остальным: что с тарелками, что с басом, ну, с чем угодно...

КН: А когда ты начал заниматься этим и почему?
Игорь: Заниматься этим я начал лет пять назад. А сподвиг меня на это интерес к творчеству группы ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, которую я всегда очень любил и слушал с огромным удовольствием. Но меня категорически не устраивало качество их записей. Когда слышишь, что потенциал у группы огромный, что её можно совершенно спокойно поставить на уровень любой западной команды, но при этом такая серенькая некачественная запись... Тем более по современным меркам. Если судить по древним меркам (наших 80-х годов), когда у всех даже западные команды были переписаны со скрипучих задолбанных пластинок, и, кроме того, запись была не первая, а, там, двадцатая-тридцатая, то, соответственно, и ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ на этом фоне звучал не хуже любых DEEP PURPLE... Но у наших-то музыкантов в то время просто и возможности не было записаться качественно. Вот я и решил засесть за компьютер, не зная даже, как его включать.

КН: То есть ещё пять лет назад ты не имел дела с компьютером вообще?
Игорь: Да, никакого совершенно. Ну, правда, меня выручал один человек, который занимается уже очень давно компьютерами и понимает от и до таких лохов, каким был я в компьютерном деле. И в основном благодаря ему я начал постигать компьютерные азы. Кроме того, он мне показал программу, в которой можно работать с реставрацией звука. Я засел за её изучение, и примерно через год у меня получилась первая реставрация - это альбом "Сельхозрок" ("Облачный Край II"). И Сергей Богаев (лидер группы ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - прим. К. Н.) сказал, послушав эту запись: "Вот если бы я сам не знал, на чём она писана и как она сделана вообще, насколько это было всё примитивно - смешно вспоминать - то я подумал бы, что эта запись сделана прямо сейчас на студии". Это его слова, я его повторяю практически один в один.
И, собирая материалы ОБЛАЧНОГО КРАЯ, я постепенно познакомился с кучей меломанов, хранителей нашего рока, которые меня познакомили с творчеством таких команд как, например, РОССИЯНЕ, МИФЫ, потом САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Владимира Рекшана, настоящие ЗЕМЛЯНЕ, которые потом стали называться АТЛАСОМ... То есть, короче говоря, я окунулся с головой в андеграундный рок, который действительно заслуживает внимания! Я понял, что у нас есть прекрасные команды, которые играют хороший рок, с хорошими текстами, но их практически никто не знает и не слышал. И мне, как сказал наш знаменитый киногерой, "за державу обидно" стало. И, конечно, я попутно стал их реставрировать тоже.

КН: В чём главная цель твоей работы?
Игорь: Основная цель работы, прежде всего, в том, чтобы наши люди могли слушать достойную музыку в соответствующем звучании, а не тот ушат помоев, который выливается на них с радио и телевидения каждый день. А записи тех лет действительно можно сделать качественно, если стремиться к этому, а не лишь бы выпустить. Как некоторые товарищи, выпуская какие-нибудь архивные альбомы или концертные записи, пишут: "Сохранено оригинальное звучание". Ну, и кому это нужно? Куча провалов, технического брака аппаратуры и плёнки - вот вам и всё оригинальное звучание.

КН: Тебе обидно больше за музыкантов, чьё творчество не может быть по достоинству оценено, или за слушателей, которые не имеют возможности в полной мере этим творчеством наслаждаться?
Игорь: Я могу сказать - так как я в большой степени и меломан - что мне и за тех, и за других очень обидно.

КН: То есть это работа на восстановление справедливости.
Игорь: Конечно, в первую очередь! Я не против различной музыки, и даже все музыканты, по большому счёту, говорят одно и то же: да пускай играют все, но самое главное, чтобы у людей была возможность выбрать.

ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - ''Свободы Захотели?''КН: Что сделано по ОБЛАЧНОМУ КРАЮ на данный момент?
Игорь: Отреставрированы все номерные альбомы и все концертники. И уже вышли первые четыре диска. Это "Художественная Самодеятельность" (1983), "Ублюжья Доля" (второй альбом за 1984 год), "Стремя И Люди" (1985) и "Свободы Захотели?" (1990). То есть уже в отреставрированном виде, с хорошим качеством звука, полностью одобренным Сергеем Богаевым, который сам живо участвовал в процессе реставрации, внося свои коррективы и высказывая пожелания по общему звучанию.

КН: Я знаю, что есть и какие-то видеоматериалы ОБЛАЧНОГО КРАЯ...
Игорь: Да, есть. Во-первых, знаменитый рок-фестиваль в Подольске (1987 год - прим. К. Н.), где Серёжа в конце концерта гитару свою ломал об аппаратуру - очень забавно наблюдать. Видео там отреставрировано довольно неплохо Сергеем Супаловым, получилась вполне качественная картинка, хотя снималось это на бытовую камеру того времени. А по звуку качество записи было жуткое просто, но его первоначально отровнял, чуть-чуть подчистил и подтянул, опять же, Сергей Супалов, сделал стереозвук - очень серьёзно так подошёл к этому вопросу. А когда она попалась в мои цепкие лапы, я из неё уже сделал достаточно серьёзно приемлемую запись по звуку. Так что этот DVD уже готов, но пока не издан.
Ещё у нас сохранились на 8-миллиметровой киноплёнке съёмки сейшена 1982 года "Сельхозрок". Картинка будет отреставрирована Сергеем Супаловым. И потом мы сделаем туда наложение с альбома 1982 года "Сельхозрок".
Также сохранилась съемка к десятилетию ОБЛАЧНОГО КРАЯ (1991 год - прим. К. Н.), где про группу рассказывают Юрий Морозов, Андрей Тропилло, Андрей Бурлака, ещё, по-моему, кто-то, но я не помню точно сейчас... И, кроме того, есть несколько клипов. Опять-таки, картинку подтянут, а звук - так как звук там студийный - мы туда, соответственно, поставим уже отреставрированный.

Оформление кассеты с записью альбома группы ПАУТИНА ''Крах'' 1989 года. Художник Вадим Новиков (КОРПУС-2)КН: Расскажи немного о других группах, с материалами которых приходилось работать.
Игорь: Ну, всё вспомнить я, конечно, не смогу, потому что материала очень много. Ну, вот основное, навскидку.
Идёт серьёзная работа по реставрации записей РОССИЯН из материалов, которые сохранил на плёнках Гена Зайцев. Многое уже отреставрировано, но ещё не всё. Где-то в пределах, наверное, десяти концертов сделано. И звук, конечно, там шикарный получился, несмотря на все очень серьёзные трудности в реставрации этого материала. А всего, я думаю, где-то под двадцать релизов получится.
И ещё осталось, по-моему, три или четыре песни студийных, а также репетиция - там тоже запись почти как студийная. То есть можно наскрести с огромным трудом на один альбом неконцертного материала, скажем так. Но за него я ещё не брался.
Реставрировал первый альбом группы ПАУТИНА с магнитофонной кассеты, сохранившейся у Вячеслава Шамаева (руководитель группы - прим. К. Н.), так как оригинальной записи не сохранилось, несмотря на то, что она делалась на фирме "Мелодия" Юрием Морозовым. Потом, значит, ЗЕМЛЯН я реставрировал мясниковских (не путать с киселёвскими!), реставрировал МИФЫ. Совсем недавно отреставрировал альбом Николая Корзинина "Камни Санкт-Петербурга" - кстати, весьма интересный, многогранный альбом, занимающий достойное место в нашем роке.
ОРКЕСТР А отреставрировал, НОВЫЙ РЕАЛИЗМ - такая арт-роковая команда очень сильная, ЗАРОК, большое количество материалов группы КОРПУС-2, в том числе жутко некачественный альбом (в смысле качества сохранившейся записи) "Ласточка" 1987 года, который был записан на куче разных плёнок. Там приходилось некоторые песни из двух-трёх кусков составлять...

КН: Отреставрированные альбомы КОРПУСА-2 уже выходили...
Игорь: Да, мы уже выпустили после реставрации альбомы "Рис" и "Горох". Сейчас готовятся к выпуску "Ласточка" и "Хочешь Ничего Не Хотеть" (это их первый и второй альбомы). "Хочешь Ничего Не Хотеть" - обалденно красивый альбом, который, кстати, писался в пустой душевой какого-то завода на бытовой магнитофон, так что у него интересная история. Вообще, КОРПУС-2 - это великая группа наша питерская, очень профессиональная. То есть там ребята играют так, что многим до них, как до Луны, хотя полный андеграунд, в общем-то, по большому счёту.
С некоторой долей реставрации я ремастировал альбом группы САНКТ-ПЕТЕРБУРГ "Лучшие годы". То есть это была, конечно, не совсем реставрация, а очень серьёзный ремастеринг. Потому что записывался он в разное время, разными звукорежиссёрами... Итог хороший - Рекшану очень понравилось (альбом вышел в начале 2009 года - прим. К. Н.).
Потом отреставрировал совершенно жуткий по качеству концертник САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1972 года - это была просто жуткая по качеству запись. Всего, что я с ней делал, даже не рассказать! А ещё крайне редкую демо-запись 1985 года САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, которая сохранилась у Лёши Крюкова (это коллекционер и хранитель нашего рока) и только благодаря ему "выжила". Кому ни ставил эту запись - никто её не слышал. Рекшан сказал, что он думал, что этой записи уже давно нет, потому что сами они плёнку в итоге выбросили.

КН: Можешь как-то описать реакцию музыкантов, когда они первый раз слушают отреставрированную запись?
Игорь: Ну, например, когда ко мне приехал Володя Ермолин - ему нужно было очень срочно сделать демо-диск группы ЗАРОК - он привёз мне, как всегда, такие плёнки, на которые смотреть страшно. И надо было сделать пятнадцать песен. Мы с ним сделали их за четыре часа. И он сказал: "Знаешь, я, побывав за свои годы на целой куче студий звукозаписи в разных странах, первый раз встречаю человека, который из такого материала за четыре часа пятнадцать вещей заделал так, что их можно качественно слушать". Хотя это - демка, я её так и не дорабатывал пока, руки не дошли. Вот это его впечатления.
Могу еще сказать про Рекшана. Когда он ко мне приехал слушать отреставрированный концерт 1972 года, он мне сам сказал: "Я, когда ехал, думал, что фигня тут..." И за ним так забавно было наблюдать со стороны. Когда я ему поставил отреставрированную запись, смотрю, у него глаза так округляются, округляются... То есть у него было полушоковое состояние. Ну, он был крайне рад, и сразу же заговорили о том, что это обязательно надо издавать.

КН: Как ты объясняешь, что чудом сохранившиеся и неизвестно где находящиеся материалы в итоге попадают именно к тебе?
Игорь: Это, видно, как провидение какое-то... У меня вообще такие чудеса часто происходят - когда я очень сильно чего-то хочу, оно постепенно материализуется, не в смысле фантастически, а приходит от каких-то людей...

КН: Может быть, приходят потому, что ты их не просто на полку кладёшь, а даёшь им новую жизнь?
Игорь: Конечно, именно! Ведь люди потихоньку узнают, что есть человек, который может это делать, общаются между собой - и ко мне эти плёнки приходят.

КН: Как ты относишься к общепринятому мнению, что записаться по-настоящему хорошо можно только на Западе?
Игорь: На самом деле это - полная чушь. Допустим, ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК (современный) - там Дима Борисенков. Он, во-первых, сам музыкант группы, во-вторых, звукоинженер - и все альбомы ЧЁРНОГО ОБЕЛИСКА им записаны великолепно. Еще группу КРЮГЕР он записывает - это воронежская команда металлическая, такая ядерная группа - вообще супер записано. Вот спели бы они на английском - я бы никогда не подумал, что это наша команда, настолько это здорово.
Или я недавно послушал альбом Вадика Курылёва "Тонкая Игра" - альбом прекрасно записан, просто вопросов никаких нет, и отмастерён он, конечно, тоже отлично. Да и вообще диск, кстати, интересный, и мне там некоторые композиции очень серьёзно понравились.
Что ещё... Последние альбомы Юрия Морозова и почти все его концертные диски, которые я слышал, начиная аж с 1976 года, у него просто офигенно записаны.

КН: Именно его музыка или то, что он записывал в качестве звукорежиссёра?
Игорь: Да, его музыка. Он полностью проводил всё и как звукоинженер, и мастеринг его полностью - всё от и до. И у него концертники, начиная с ранних и кончая последними, прекрасно записаны. И студийные проекты, несколько штук последних, очень здорово записаны.

КН: А его ранние альбомы?
Игорь: Ну, исходя из современного звучания, я бы к ним придрался. А исходя из того, что он мог делать раньше с аналоговой аппаратурой, и ещё всё-таки не имея огромного опыта в звукозаписи - всё равно хорошо записано. И если взять сейчас те его записи, там совершенно не трудно будет сделать супер, располагая современными технологиями. Потому что у него записаны все инструменты, они все слышны - это как раз к вопросу того, что шёпот, там, или скрипка, и что угодно.

КН: Раз уж мы коснулись Морозова как звукорежиссёра собственных произведений, нельзя оставить без внимания его работу с другими музыкантами...
Игорь: Ну, тут как раз тонкость в чём - он музыкантам говорил сам, что я, говорит, хорошо знаю, как записывать свои произведения, а вы мне советуйте, как вы хотите звучать. Но многие музыканты как-то, возможно, стеснялись... Вот тот же ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ он записал - я не скажу, что плохо, но он звучит не металлически, потому что у Морозова не было опыта работы с металлической рок-группой - вот и всё.
Довольно-таки неплохо записан альбом "Демон" группы АВГУСТ, но опять-таки он сам говорил, что ему в этом деле очень много помогал сам Паша Колесник - это основной вокалист группы. И альбом по тем годам (1985 год - прим. К. Н.) записан очень хорошо.
То есть всё зависело от того, с какими музыкантами он работал. И, повторюсь, "довести" потом эти записи (вот я работал с ПАУТИНОЙ и ОБЛАЧНЫМ КРАЕМ) не стоит больших усилий - там все инструменты присутствуют, и единственное, что остаётся сделать - просто "дать мяса", грубо говоря, то есть ширину, полноту звучания более современного. Но, конечно, не меняя идеологически звука.

КН: То есть творческим произволом ты не занимаешься...
Игорь: Нет, ни в коем случае! Это нельзя. Сделать качество, не меняя концепции звука - вот основной принцип этой работы. И останавливаюсь я только тогда, когда уже понимаю, что любое моё движение с этой записью приведёт только к тому, что она испортится, но ни в коем случае не улучшится. Вот тогда можно (и нужно!) останавливаться.

КН: Взаимодействие музыканта и звукорежиссёра - это обязательное условие хорошего результата по звуку, или звукорежиссёр должен работать так, чтобы музыканту даже не надо было этого касаться?
Игорь: Музыканты должны участвовать обязательно! Но даже если они не хотят участвовать, у звукорежиссёра должна быть в голове куча аналогов звучания, чтобы не причёсывать всех под одну гребёнку, как делают очень многие у нас. В итоге звучание у всех групп какое-то безликое.

КН: То есть должна быть эрудиция музыкальная...
Игорь: Да, эрудиция. Если ты литературовед, значит, ты должен изучить целую кучу литературы. Если ты звуковик - должен целую кучу музыкального материала изучить и всё это держать в голове. Вот почему мне легко работать с разными командами. И, не слыша ни разу вживую на концертах, к примеру, РОССИЯН, я делал с одного захода так, что люди, которые были на концерте, говорили, что вот именно так они на концерте звучали.

Игорь Пленов и Сергей БогаевКН: Ты, помимо реставрации, занимаешься и собственным творчеством...
Игорь: Ну, для меня, по большому счёту, своё творчество - это, скажем так, "побочный продукт военного завода", как в советское время говорили. Всё это так, больше для себя. Есть три альбома с моей музыкой, в которых участвовал я, Михаил Успенский и в двух из них - Сергей Лузин, ну, и там, конечно, разные музыканты ещё были... И есть три совместных проекта с ОБЛАЧНЫМ КРАЕМ.
Альбомы все получились достаточно жёсткие и интересные. Как их обозначить по стилю, я не знаю, но они, конечно же, тяжёлые.

КН: Свои диски и диски ОБЛАЧНОГО КРАЯ ты выпускаешь сам, без издателей...
Игорь: Да, сами выпускаем. Потому что издателям-то до лампочки, что за команда, как музыканты живут - лишь бы только содрать себе в карман побольше, вот и всё. И мы с помощью друзей, которые нас спонсируют и вообще помогают со всеми делами, выпускаем альбомы сами. Потому что это дело единое, и если мы это делать не будем, а будет каждый сам по себе сидеть в норе - ничего не получится. Мы должны поддерживать наши команды в этой непростой ситуации - и своё место, свою нишу андеграундные рок-музыканты будут иметь. И, в конце концов, найдутся не тупоголовые, а нормальные продюсеры (такие, как наш Михаил Браудзе, который спонсирует выпуск ОБЛАЧНОГО КРАЯ совершенно безвозмездно, без всякого своего денежного интереса), которые возьмут на себя реальную ответственность, а не будут пустозвонством заниматься, как многие деятели сейчас...

КН: Как близкие относятся к таким твоим "сомнительным" занятиям?
Игорь: Нормально относятся, с пониманием. По крайней мере, это жить не мешает никому, а это - основное. И, в конце концов, я могу ответить проще: время моей жизни - это моё личное время, как хочу, так его и трачу.

КН: И они это понимают?
Игорь: Да. А что поделать - я же всё равно это никогда не брошу, потому что прекрасно понимаю: если не я, то кто будет заниматься этим. А это ведь действительно дело серьёзное. И все музыканты и меломаны говорят в один голос: "Игорь, ты делаешь великое дело!"

Автор: Катерина Никитина
опубликовано 11 июня 2009, 17:33
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.004