Живое радио, живой Маяковский...


Среди всевозможных трибьютов, уже ставших частью российской музыкальной действительности, попадаются и довольно необычные проекты. Один из таких проектов посвящён творчеству не музыканта, оказавшего непосредственное влияние на участников трибьюта, но поэта, покинувшего этот мир ещё в первой половине ХХ века - поэта, имя которого стало частью литературной и идеологической мифологии. Речь идёт о Владимире Владимировиче Маяковском. В 2005 году фирмой "АнТроп" уже был выпущен диск с песнями на его стихи, музыку к которым сочинили участники групп КАТРАН, ЧЧ, ВОРОН КУТХА, ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, НИЖЕ НУЛЯ, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, АБВИОТУРА и др. Нынче готовится к выпуску 2 часть трибьюта.

Маяковский - поэт известный в нашей стране, увы, в основном своими поздними стихами, отразившими всю глубину его заблуждений относительно большевизма и большевистской же властью растиражированными. Многие в нашей стране знают и то, что у него есть потрясающие лирические стихотворения, написанные ещё до его обращения к коммунистической патетике, но сравнительно немногие действительно пытаются разобраться в его творчестве. В нынешнее время Маяковский кажется кое-кому этаким романтичным бунтарём, что роднит его, например, с Че Геварой. Это опасный штамп. Тем не менее, мы не можем и не должны пренебрегать поэзией Маяковского - стоит просто внимательнее к ней относиться.

Проект, посвящённый творчеству Владимира Маяковского, интересен по двум причинам. Первая - то, что его участники выступают здесь не только как аранжировщики (как это бывает в трибьютах музыкантам), но и как равноправные соавторы поэта. Вторая и главная - это то, что проект может положить начало не просто серии альбомов, а целому направлению, толкающему рок-музыкантов к изучению и осмыслению русской поэзии самых разных периодов. Кто знает, возможно, такие изыскания откроют широкой публике и незаслуженно забытые имена или заставят по-новому взглянуть на то, что кажется уже очень хорошо известным и даже "набившим оскомину".

''Живой Маяковский''Кое-что прояснить я попросил одного из руководителей проекта - Дмитрия Цыдилина, инициатора возникновения вещающего в Интернете "Живого радио".


Игорь Лунев: Как возникла идея альбома "Живой Маяковский"?
Дмитрий Цыдилин: Я давно пытаюсь делать что-то, что позволяет быть ближе к творчеству, к творящим людям, самому наполнять пространство этой энергией, нестись или плыть по волнам этой большой жизни, "вариться в соку". Идея "Живого радио" возникла из-за нехватки в эфире чего-то подобного. После закрытия "SNC" и "Радио Ракурс" возникли "чёрные дыры" там, где должно быть бьющее через край заразительной энергией мощное творческое движение, какое всегда живо в нашей и других странах. "Трибьют Маяковскому" - так первоначально задумывался называться этот проект - один из хаотичных шагов к этой цели.
Как-то один за другим появлялось много трибьютов. И возникла мысль сделать необычный трибьют. Скажем, трибьют поэту. Во время обсуждения этой идеи один музыкант сказал, что трибьют поэту - тоже скучно, и высказал ещё более неожиданную идею: сделать, например, трибьют Римскому-Корсакову! В процессе работы и придумывания названий для диска некоторые коллеги и музыканты высказались против названия "трибьют". Они считали эту тему слишком заезженной. И это слово не попало в оформление диска, оставшись только на сайте. А мне кажется, зря сняли название...

ИЛ: Преследует ли проект какие-то просветительские цели? Если да, то в первую очередь среди кого - среди музыкантов, предлагающих свои версии песен на стихи Владимира Маяковского, или среди слушателей?
Дмитрий: Выбор Маяковского стихиен - Владимир Владимирович показался нам самым интересным и необычным поэтом с точки зрения приложения музыкальных сил, его мир - самым неясным и непростым для освоения музыкантами. Буду лучше говорить от своего имени. Я плохо знал Маяковского, мало читал его, никогда серьёзно не думал о его жизни, представлял всё очень поверхностно, как и многое в нашей суетной жизни. Для меня проект был и образовательным тоже. Кое-что узнал, почитал, хотя и не стал после этого фанатом Маяковского - таким, как, например, люди из его музея.
Хотелось бы, конечно, чтобы диск изучали в школах. Такая мысль возникла, по-моему, уже в процессе развития проекта, и представлялась большая слава и популярность музыкантов, участвовавших в проекте: в каждой школе бы лежал этот диск - ого-го! Но ничего не вышло пока. Попробовал написать на пару сайтов, но надо, видимо, приложить усилия посерьёзнее, чтобы такое дело двинулось. Если у кого-нибудь есть знакомый учитель, может быть, он заинтересуется и возьмет диск в школу для эксперимента, а потом и статью напишем, а то и диссертацию! Ага?

ИЛ: Почему всё-таки именно Маяковский? В русской поэзии есть немало замечательных авторов. Почему не Гумилёв, например, если уж говорить о Серебряном веке?
Дмитрий: Я (наверное, к стыду своему) не глубокий знаток поэзии и её истории, и выбрал самое простое решение из того, что пришло в голову, а в голове сидели Пушкин, Лермонтов и Маяковский. Пушкин и Лермонтов сильно уже "омузыкалены", а Маяковский - вроде совсем не сильно, посложнее орешек. Потом я узнал, что было довольно много попыток положить его на музыку: И ПЕСНЯРЫ, и Камбурова, и барды некоторые... Целые альбомы и концертные программы делались.

ИЛ: Не стал ли этот проект спекулятивной попыткой совместить известность Маяковского, хулигана и провокатора, с распространённым мифом о том, каким должен быть рок-музыкант?
Дмитрий: Я пытаюсь освободиться от стереотипов по поводу того, каким должен быть рок-музыкант. Я и сам часто мечтаю быть рок-музыкантом, и многое в этих стереотипах меня привлекает, но многое в них слишком плоско, и приятно некоторые стереотипы в себе преодолевать. А Маяковский оказался - после более близкого знакомства с его биографией и творчеством - совсем не хулиганом и провокатором: он часто бывал человеком одиноким, зацикленным на своих проблемах, комплексах.

ИЛ: У Владимира Маяковского есть много замечательных ранних стихотворений, и я не вижу ничего плохого в том, что какие-то из них будут положены на музыку. Но мы знаем, чем, к сожалению, занимался, о чём и ком писал этот поэт впоследствии. Уместно ли привлекать к его персоне такое внимание? Одно дело - посвятить ему параграф в учебнике литературы, другое дело - отмечать его юбилеи таким вот образом.
Дмитрий: Да, ситуация двоякая, действительно. Сомнения, конечно, есть. Но ведь сам Маяковский своим неровным путем с точкой выстрела в конце дал нам возможность понять и чуть-чуть даже почувствовать, что приходилось переживать ему в то непонятное и, наверное, страшное время. Поэт многосторонний, время незнакомое нам, много тёмного, есть и светлое - много разного здесь. И, может быть, мы много на себя взяли, ввязавшись в такое дело. Дальше я бы, наверное, не хотел продолжать это проект, но пока нужно кое-что доделать. Просто интересно делать что-то, пусть связанное с Маяковским, но не ради Мяаковского, а ради пропаганды некоторых из тех музыкантов, которые участвуют в проекте, и ради удовольствия "варения в творческом соку".

ИЛ: Наверняка, вписались в проект многие, и вам пришлось проводить отбор. Какое стихотворение кладут на музыку чаще всего?
Дмитрий: "Ночь" - сюрреалистическое произведение из довольно ранних. "Багровый и белый отброшен и скомкан..."
Моя любимая вещь с диска "Живой Маяковский" (первая часть) - "Ночь" в исполнении группы ЛОБО: завораживающее произведение, очень хорошо поймано и передано настроение, на мой взгляд. А может быть, это музыканты обогатили стихотворение своими ощущениями. На меня эта вещь действует очень сильно. А ЛОБО оказались вообще глубочайшими мастерами, поразительными музыкантами. Это скромные люди, никому не известные, записывающиеся дома и дающие один концерт в год (под Новый год) для своих друзей... Ко второй части проекта они придумали мощнейший хит для хорового исполнения. А я, по своей лени и неповоротливости, не приложил должных усилий, чтобы эта песня зазвучала на втором диске, не успел организовать её запись вовремя. Ну что же, значит, будем делать Интернет-премьеру!

ИЛ: Музыканты участие в этом проекте чаще воспринимают как нечто серьёзное или как стёб?
Дмитрий: По-моему, бывает и так и так, но в основном, почему-то, они отнеслись ко всему серьёзно...

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 25 июля 2008, 13:01
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (10) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003