Мясо, железо и прочий рок-н-ролл (фестиваль "Беломор-Буги-2007" в Архангельске)


Архангельский фестиваль "Беломор-Буги" - насколько я знаю, старейший в России. Он проводится с 1995 года (в первый год существования проводился дважды), и в совокупности на нем выступало более двухсот рок-групп. Впрочем, с полной фестивальной статистикой любой желающий может ознакомиться на специальной странице фестивального сайта, а с подробностями по каждому фестивалю - на самом сайте, в соответствующих разделах. Чтение, поверьте, любопытное. Моя же задача - рассказать своими словами о 14-м "Беломоре", состоявшемся в Архангельске 17-18 ноября 2007 года. Сначала, однако, немного общих фраз - для тех, кто не знаком с этим фестивалем или, того паче, впервые о нем слышит.

Проводится "Беломор-Буги" осенью - или в конце октября, или в начале-середине ноября. Играют там, в основном, группы из Архангельска и области, но (см. статистику) немало бывает и коллективов из других регионов. Год назад, когда на "Беломоре" впервые выступил Евгений Колыханов, он же Женя ZeeRock, фестиваль обрел условно-международный статус. Условно - потому что Евгений, будучи ныне гражданином США, все-таки родился и вырос в Вологде... Впрочем, на следующий "Беломор" Саша Мезенцев планирует выписать "настоящих" иностранцев, причем непременно интересных и популярных.

ЗЛОВЕЩИЕ КУЗНЕЦЫВообще-то, любой рассказ об этом фестивале надо начинать с рассказа об Александре Васильевиче Мезенцеве. Он - бессменный организатор, идеолог и "папа" всех "Беломоров", в прошлом моряк, один из авторов известного самиздат-журнала "Северок", журналист, меломан, а кроме того - замечательный человек. Думаю, практически все, кто постоянно ездит на "Беломор", скажут, что привлекает их не только качество и разнообразие выступающих групп, но и тот особенно теплый и радушный прием, который Мезенцев умудряется оказывать любому гостю и участнику фестиваля. Это не лесть, а бесспорный факт. Кроме того, мне лично импонируют принципы отбора участников "Беломора", которыми руководствуется Александр. Во-первых, он всякий раз старается изыскать возможности (и, как правило, находит их) приглашать на фестиваль группы из весьма отдаленных регионов, если эти группы, по его мнению, интересны и заслуживают внимания архангельской публики. Во-вторых, он дает возможность приезжим развернуться во всей красе, то есть выступить не только на архангельском "Беломоре", но и на фестивале "Север-Буги", проходящем на день раньше в соседнем Северодвинске. В-третьих, при отборе групп не только ориентируется на личный вкус (который у Мезенцева весьма недурен), но и проявляет заботу, опять же, о слушателях - ясно ведь, что на любом фестивале успехом в основном пользуются коллективы драйвовые и "мясистые", - стараясь в разумной пропорции совмещать развлечение с просвещением. В результате жанровый костяк фестиваля составляют тяжелые и экстремальные группы, но находится там место и акустическим коллективам, и фолку, и психоделике, и даже неоклассике. В-четвертых, Мезенцев никогда не приглашает на фестиваль раскрученные столичные проекты - те приезжают в Архангельск с сольными концертами, а на "Беломоре" шансы завоевать успех у всех выступающих должны быть примерно равными. Поэтому не припомню случая, чтоб публика, томящаяся в ожидании хэдлайнеров, забрасывала помидорами всех прочих участников. Напротив, бывало, что иногородний коллектив, приехав на "Беломор" и представ перед глазами жителей Архангельска впервые, уезжал в качестве народных любимцев, чьих дальнейших концертов все уже ждали с нетерпением; тут можно вспомнить и АБВИОТУРУ, и ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ, и многих других...

Во всем, что касается 14-го "Беломора", вышеописанные правила были соблюдены полностью. Более того, этот фестиваль оказался даже новаторским - из 22-х выступивших групп 18 играли здесь впервые (обычно пропорции более ровные). Стилистически, правда, он оказался чуть более однородным, чем предыдущие, но не стоит придираться к мелочам.

Далее последует перечисление всех групп, выступавших на фестивале, и мои впечатления от каждой из них. Конечно, они могут кому-то показаться необъективными - но совершенно объективно о музыке, как и о любой другой разновидности искусства, судить невозможно. Мой личный опыт и вкус позволяет мне говорить об этих коллективах именно так, а кто-то другой скажет, может быть, что-то совершенно иное. И это вполне нормально.

17 ноября, суббота. Первый день фестиваля

ДИКИЙ ШТИЛЬ (Северодвинск). Открывать крупный фестиваль - дело неблагодарное: публики еще мало, и внимание ее рассеяно - кто-то здоровается со знакомыми, кто-то заказывает в баре напитки... Соответственно, и поддержки в виде танцующей под сценой толпы нет - ввиду отсутствия толпы как таковой. Однако северодвинские парни не ударили лицом в грязь, претензий к ним нет. Играли крепкий мейнстрим американского типа. И у них неплохой гитарист.

CREWGER BOOGIE (Северодвинск). Здесь, в свою очередь, неплохой вокалист. В целом - ловко сыгранная, но какая-то бессмысленная альтернатива. Впрочем, именно на "крюгерах" под сценой потихоньку начался расколбас.

СИАМ (Коряжма). Группе, как было объявлено, всего 1 год от роду. За этот год они, безусловно, научились весьма бодро играть свои лирические песни. Но ярких впечатлений не оставили совершенно. Точнее, вообще никаких не оставили.

DANNY GUY & DON'T ASK WHYLA LUNA DORADA (Архангельск). Когда я слушаю подобные группы, всегда вспоминаю казуистический вопрос о всемогуществе божьем: может ли бог создать камень, который сам не сможет поднять? В применении к рок-музыке (в частности, к вокалистке описываемого коллектива Софье) этот вопрос звучит так: может ли человек написать песню, которую сам не сможет спеть? Оказывается, вполне может, и создается впечатление, что певице неудобен собственный репертуар. Хотя голос, вроде, сильный... Кстати, есть подозрение, что девушка любит Янку Дягилеву - есть что-то неуловимо-подражательное в текстах, да и в имидже, пожалуй: рыжие распущенные волосы, тельняшка и этакая легкая неуклюжесть в движениях.

DANNY GUY & DON'T ASK WHY (Северодвинск). А вот тут можно не подозревать, а прямо и открыто говорить, что группа любит Тома Уэйтса, а того пуще - BILLY'S BAND. Правда, поклонники коллектива почему-то яростно противятся всяческим сравнениям и возмущенно кричат, что группа совершенно никому не подражает. Ну, да, если не обращать внимания на имидж вокалиста и не знать, что такое ска, рокабилли и кантри-энд-вестерн, то можно даже подумать, что DANNY GUY всё это придумали сами. А заодно изобрели спички и колесо.

МОЛЬЗЛОВЕЩИЕ КУЗНЕЦЫ (Архангельск). Эти ребята откровенно порадовали. Веселые, складные, драйвовые. Играют заводной рок с как бы детскими текстами, на сцену вышли в забавных костюмах и всячески отрывались, в чем их активно поддерживали зрители. Кстати, смешить людей - это искусство, а чтобы быть клоуном, требуется немалая сила духа. Немногие идут на то, что их никто и никогда не будет принимать всерьез. Гораздо проще встать в пяток героических поз, пошуметь гитарами и гордо назваться "настоящими рокерами". Поэтому - слава тем, кто не ищет легких путей.

МОЛЬ (Киров). Отличная группа с неудачным названием: всем и всегда приходится объяснять, что моль - это не только насекомое, но и единица измерения количества вещества, что в данном случае совершенно не принципиально. Играют жесткую альтернативу (понятие широкое, но нынче подобную музыку принято называть именно так), главная особенность и достоинство - вокалистка Оля: милая и округлая, со смешными светлыми косичками, на сцене она даст фору многим брутальным фронтменам. Подача и вокальные данные настолько убедительны, что мат и "мужские" темы в текстах кажутся совершенно органичными. Вспоминается Деми Мур в "Солдате Джейн" с ее знаменитым и столь же естественным в заявленной ситуации "Отсоси!"

ALTERNA БРЕД С ТРИБУНЫ (Петрозаводск). Вроде бы, это называется металкор. То есть конкретное мочилово, на сей раз с политизированными текстами. Всё просто как правда.

ALTERNA (Пермь). Тоже альтернатива, но совершенно иного замеса - изящная гитара, ди-джейские сэмплы, юношеские тексты о личном и вечном. Вспоминаются одновременно LUMEN и Дельфин, хотя прямого сходства нет. Есть ощущение, что публика немножко не поняла, что происходит, а зря: группа весьма и весьма перспективна. И еще временами кажется, что "альтернатива" тут - модный бантик на умной, в общем, голове. В другое время и в другом месте эти же музыканты прекрасно играли бы, скажем, ритм-энд-блюз.

ФЛОРАФЛОРА (Череповец). Очень, очень странное формирование. Музыканты исполняют какой-то невнятный прогрессив, а на переднем плане - дева с вокалом (и замашками) советской эстрадной певицы. И одно с другим категорически не сочетается. Было бы логично, если б группа нашла себе другую вокалистку (можно вокалиста), а дева подалась бы в программу "Народный артист". И было бы им счастье.

ZEE ROCK (США-Россия). Человек-оркестр Колыханов при поддержке барабанщика BLIND VANDAL Александра Харева угостил собравшихся порцией качественной гитарной музыки. Собравшиеся остались довольны.

18 ноября, воскресенье. Второй день фестиваля

ФАНТОМ (Архангельск). Про их выступление можно сказать все то же, что и про выступление ДИКОГО ШТИЛЯ - с поправкой на жанр (металл с клавишными) и некоторую академичность звучания. Было скучновато.

DERVISH (Архангельск). Металл более скоростного и тяжелого толка. Отличительная особенность этой группы - скрипач, которого, впрочем, было практически не слышно. И это странно, потому что звук на "Беломоре" обычно хороший, и тот же ФАНТОМ звучал вполне себе качественно. Как и следующая, и все остальные группы этого дня.

DIEVERSITY (Архангельск). Сравнительно молодой, но уже зарекомендовавший себя в родном городе и успешно гастролирующий по соседним областям коллектив. Играют вроде как модерн-метал, но два вокалиста в составе сдвигают стиль в сторону рэпкора. Всё весьма бодро и мясисто.

FROSTMORN (Вологда). Если бы Кинг Даймонд увидел этого парня (сценическое имя коего - Акушер), он бы обнял его, как родного брата. Это что касается грима и в какой-то степени сценического поведения. Группа же в целом играет мелодичный металл с заходами в блэк и дэт. То есть имели место рычание и громкая ритмичная музыка. Не оригинально, но довольно мило.

KID LOGIC (Северодвинск). Инструментальная группа, в прошлом трио, а ныне квартет (добавились клавиши). Раньше их многие называли "младшими братьями BLIND VANDAL", но сейчас это определение, пожалуй, себя исчерпало - и потому что группа значительно прибавила в мастерстве и стала вполне самостоятельной творческой единицей, и потому что явно склоняется к арт-року, исполняя замысловатые многочастные композиции. Музыка, конечно, на любителя - но таких любителей не так уж мало.

ПРИКОСНОВЕНИЕ (Иваново). Прогрессив - логичное продолжение KID LOGIC, но с вокалистом. Почему-то вспомнился KANSAS, хотя явного сходства не отслеживается. Красивая музыка, уверенное владение инструментами. За всем этим чувствуется большой музыкантский труд - многочасовые репетиции, обдумывание аранжировок... Такое творчество - больше от ума, чем от сердца, но кто сказал, что это плохо?

ЖИВЫЕ КАМНИЛЕДИ МАКБЕТ (Великий Новгород). Заявка была интересная - крепкий хард-роковый нарез с народным распевом сверху. Если б вся программа группы была такова, то это звучало бы здорово. Но дальше пошли какие-то переделанные детские стишки или невнятная лирика в качестве текстов, и музыка тоже больше ничем не порадовала. Жаль.

ЖИВЫЕ КАМНИ (Архангельск). А вот это - редчайшее на нашей сцене явление, именуемое "христианский рок". Участники коллектива с крестообразно размалеванными лицами (кресты, что характерно - тамплиерские) играют агрессивный хард, вокалист то рычит, то поет фальцетом. Текстов было не разобрать, но, в общем, легко догадаться об их содержании. Особо впечатляющим стал финал, когда, отрычав и отгремев, группа позвала всех присутствующих на свой акустический квартирник (!). Королева в восхищении.

DIVERSIA (Нижний Новгород). Чуть не единственная группа фестиваля, хранящая верность изначальному языку рока - то есть английскому. Мощное метал-трио с ярко-выраженной бас-партией (возможно, потому что басист - еще и лидер, и вокалист коллектива), в активе которого - "настоящий" (то есть изданный "Союзом") альбом, многочисленные гастроли и большая любовь публики, в том числе архангельской. Не скажу, что мне нравится музыка такого типа, но команда действительно качественная и заслуживающая похвал.

BLIND VANDALBLIND VANDAL (Архангельск). Наиболее известная и, пожалуй, лучшая группа Архангельска. Пожалуй, даже супергруппа - именно так называются составы, где каждого музыканта можно смело назвать виртуозом. Играют инструментальный металл отчасти в духе Сатриани (сравнение "для доходчивости", а вообще-то BLIND VANDAL вполне самостоятельны в творчестве) - и это тот нечастый случай, когда наша словоцентричная публика принимает рок-музыку, не снабженную текстами и куплетно-припевной стуктурой, на ура, причем абсолютно в любой части страны. Если "вандалы" посетят и ваш город (что не исключено, поскольку они активно гастролируют) - не пропустите: получите самые яркие впечатления.


ALKONOSTALKONOST (Набережные Челны). Тоже в своем роде монстры и мэтры - знаменитая в соответствующих кругах фолк-метал группа ("ритуально-фольклорная", по самоопределению). Завершили "Беломор" своеобразной мини-оперой - именно такое определение пришло в голову по сумме их композиций, и лишь укрепилось от академического вокала бэк-вокалистки Алены и ее дуэтов с бас-гитаристом. В общем, опера "Князь Игорь" Бородина в металлических аранжировках. Весьма эффектно.

Какие-либо оргвыводы делать, пожалуй, не стану. Очередной "Беломор-Буги" состоялся, прошел удачно, принес некоторые новые открытия, ряд свежих впечатлений и общее ощущение не зря проведенного времени. Далеко не каждый фестиваль может этим похвастаться. Несмотря на солидную историю, "Беломор" все еще не исчерпал себя, и мысль о поездке в Архангельск будущей осенью по-прежнему внушает оптимизм. Присоединяйтесь.

Фото: Владимир СМИРНОВ (Архангельск)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 28 декабря 2007, 11:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (24) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.015