Семнадцать мгновений осени. Увертюра к версии 2.0


Уважаемый пользователь!

Выражаясь языком компьютерных барышников, данная версия продукта существенно усовершенствована и расширена! Теперь за те же бабки вы получаете гораздо больше информации, и она гораздо лучшего качества. Количество багов сведено к минимуму. Первая версия продукта претерпела значительный апгрейд, связанный с тем, что в процессе анализа поступающих от пользователей рекламаций и предложений автор катастрофически поумнел, чего сам от себя не ожидал. Более того, автору местами пришлось наступить на горло собственной песне не в интересах правды, но в интересах истины, ибо поток информации, извергающийся из недр Всемирного Сетевого Разума, имеет тенденцию к расширению и приносит иной раз очень любопытные факты, коими не поделиться с ближним - преступление.

Самое важное, что я понял, собирая камни, брошенные в автора после публикации первой версии книжки - это то, что потребителем ее стал совсем не тот читатель, к которому автор обращался. Самый большой отклик эти записки нашли в душе тех, кто, по моему мнению, в них и не нуждался, ибо сам жил в той эпохе - все видел и слышал. Я-то, по непроходимой глупости своей, думал, что эта часть истории отечественной поп-музыки будет интересна именно молодым любителям отечественного рока, ибо вряд ли можно где-нибудь отыскать подобный материал, изложенный компактно и в доступной для широкого потребителя форме. Все материалы на данную тему разбросаны по Сети и представляют собой либо коротенькие поверхностные справки, либо ностальгические интервью с жареными фактами, либо пространные трактаты с кучей фактического материала, интересного только специалистам. Работа автора заключалась в том, чтобы, собрав максимум фактов, выбрать наиболее важные и показательные - ну, и пропустить через свое мировоззрение, естественно, иначе это был бы сухой и неинтересный справочник. Судя по откликам, именно ностальгирующему поколению, чье детство и юность прошли под треск виниловых пластов с надписью "Мелодия", более всего оказались нужны эти "записки сумасшедшего меломана". Это стало одной из причин полного перетряхивания материала. На это ушел год, делящийся на стадии:

1. Слышать обо всем этом больше не могу! SYSTEM OF A DOWN - наше все!
2. Хм...интересный ремикс на ZODIAC. Но FRANZ FERDINAND для нас важнейшее из искусств!
3. Интересные факты! Жаль, что я этого раньше не знал. АКВАРИУМ - uber alles!
4. Нет! Надо все к черту переписать! А Чернавский все же гений!

Я думаю, что этот пласт истории отечества еще обретет своего Нестора. А пока летописец не пришел, можно я немного посижу за его столом? А если серьезно:
Новая версия книжки по объему раза в полтора больше. В ней появились новые главы, да и старые обогатились интересными фактами. Некоторые факты заставили полностью переписать отдельные фрагменты. Исправлены всевозможные ляпсусы и неточности. Где и когда новая версия появится полностью (и появится ли вообще), я пока не знаю. Ниже приведены главы, не вошедшие в первую версию. Их объединяет то, что в судьбе этих записей главную роль сыграла маленькая революция под названием...

Олимпийская оттепель
Политинформация


Москва. Олимпиада-80. ''Фанта''В этом блоке я упоминаю некоторые записи фирмы "Мелодия", которые можно отнести к категории "Рожденные Олимпиадой". Чтобы было понятнее, о чем речь, я позволю себе некоторое лирико-политическое отступление.

Скандальная московская Олимпиада олицетворяла собой наивысшую точку в температурном графике отношений "СССР-Запад". Несмотря на это, весь бывший советский народ вспоминает то время с теплом, ибо тогда в стране и вправду стало немного теплее.

1980 год для советской музыкальной культуры был весьма благоприятным. У человека, плохо знакомого с реалиями того времени, может сложиться впечатление, что именно в этом году произошел некий всплеск творческой активности отечественных музыкантов. Очень уж много "нетленок" появилось на прилавках музыкальных магазинов именно тогда. Однако это не совсем так. Да, конечно: прогремел первый официальный рок-фестиваль "Тбилиси-80", в Москве на лучших площадках шли довольно интересные и смелые по репертуару концерты, появились первые профессиональные рок-группы, ассортимент музыкальных магазинов волшебно преобразился. Но причина не имела отношения к искусству. Стремление к показухе, которое у российского бюрократа в крови (будь он коммунист или закоренелый монархист), сыграла в данном случае великую положительную роль в отечественной музыкальной истории. Желание "не ударить лицом в грязь" перед многочисленными ордами иностранцев, наводнивших летом 1980-го страну, приводило порой к анекдотическим последствиям. Так, например, были закуплены вагоны джинсов для московских таксистов, рекой лились "Фанта" и "Пепси". Да многое происходило, от чего у советского человека слегка "ехала крыша". Москвичам вообще удалось пожить в дни Олимпиады в совершенно другой стране - более демократической и богатой. На прилавках магазинов возникло краткое изобилие товаров повышенного спроса. Поскольку на всю страну это изобилие не было рассчитано, то путь в "недоразвитой коммунизм" из периферии был закрыт. Билеты на электричку из Тулы в столицу, например, не продавали без соответствующей бумаги. На похороны Высоцкого люди пробирались "партизанскими тропами".

Многие записи, обнародованные в год московской Олимпиады, пролежали на полках довольно долго как идеологически сомнительные. Все эти либеральные поблажки советская музыкальная общественность получила на время - уже в следующем году гайки стали закручивать с новым остервенением. Мне кажется, что именно эта маразматическая политика советской системы, с ее запретами и ослиным отрицанием очевидного, стала ускоряющим фактором для ее же краха. Не секрет, что диссидентские настроения в среде советской молодежи были гораздо сильней, чем в странах "народной демократии". Одной из причин этого была довольно развитая структура развлечений, включающая, среди прочего, и мощное рок-движение. Развитая сеть рок-клубов, регулярный выход новых альбомов, музыкальные журналы, радио- и телевизионные программы о рок-музыке, наконец, концерты западных грандов. Логично было бы именно в СССР создать некий альтернативный центр новой молодежной культуры Восточной Европы с фестивалями типа "Рок за мир", гастролями и пластинками. Предпосылок для создания мощной шоу-индустрии, сравнимой с англо-американской, было предостаточно: главная - необъятный и ненасыщенный музыкальный рынок СССР. Да и молодежи не помешал бы повод гордиться страной, а балета и ракет было явно мало. Вместо того чтобы "выпустить пар" соцроком, молодежь загоняли на бесконечные и бессмысленные комсомольские собрания, где провозглашались лицемерные лозунги о фальшивых духовных ценностях. Даже ограниченные демократические традиции восточных немцев, поляков и чехов пугали советскую номенклатуру не на шутку. Советский Союз, на самом деле, был огражден двойным "железным занавесом": один от "Дальнего Запада", другой от "Ближнего".

Номенклатура старалась "не пущать" в СССР даже "братских" музыкантов - FONOGRAF, EXPRESS, KARAT, TRUBADURZY, LIFT, LZ и, уж тем более, коллектив с подозрительным названием APOSTOL. Дело в том, что нечастые гастроли рокеров из ГДР, Югославии и Венгрии стали для отечественных рок-музыкантов не только своеобразным "мастер-классом", но и главным (нелегальным) каналом поступления фирменных инструментов и аппаратуры. Это мировая практика, когда музыканты перенимают сценический опыт у коллег из "высшей лиги". Для советских поп-рок-музыкантов такой "высшей лигой" стали PUHDYS, OMEGA, CZERWONE GITARY, LOCOMOTIV GT, SKALDOWIE, Марыля Родович, Чеслав Немен и др. Кстати, прекрасных и самобытных джазовых и рок-исполнителей между двумя "железными занавесами" в 70-80 годы было на удивление много, они владели инструментами и звучали на порядок лучше наших. Многие записи и сейчас звучат свежо и мастеровито. Мы обязаны отдать им должное - ведь многому наши доморощенные Блэкморы и Аланы Парсонсы научились именно у них, ибо западных звезд не видели даже в кино. Благодаря трусливым чинушам этот культурный слой нами тоже малоизучен. Бездарная и недальновидная политика борцов за "чистоту помыслов" родила поколение, ставшее могильщиком коммунизма, и привела туда, куда надо.

Впрочем, сейчас положение дел обстоит не лучшим образом, но по-своему: музыканты с мировым именем в Москве выступают в клубах, а мужики в перьях и куклы "фабричного производства" снимают стадионы. Есть у кого поучиться! Поразительно, но в "закрытом" СССР молодежь лучше знала мировую рок-поп-классику, чем в "свободной России". Мало того, новые поколения русских рокеров напрочь отказываются замечать тенденции, происходящие в "большом мире", и идут по путям, которые указывают им новые идеологи с толстыми кошельками. Это мне напоминает крах ВИА-движения в конце 70-х. Как показал фестиваль "Крылья 2006", качество живой работы "наших рок-звезд" на сцене на порядок ниже уровня даже коллег из Ближнего Зарубежья, не говоря уже о западных рокерах второго эшелона. Верной дорогой идете, товарищи! В мусорную корзину мировой культуры, где уже покоятся вокально-инструментальные ансамбли КАЛИНКА, МОЛОДЫЕ ГОЛОСА и прочие АКВАРЕЛИ.

Олимпийская оттепель закончилась после отъезда последней зарубежной делегации. "Ласковый Миша" улетел, но обещал вернуться. И он вернулся! Лет через пять, но это уже совсем другая история.

Запад нам поможет

ZODIAC - "Disco Alliance"

ZODIAC - ''Disco Alliance''Несмотря на то, что по всем признакам эта запись соответствует мною же установленным принципам отбора, я не собирался включать этот альбом в обзор по одной причине: я никогда не считал эту пластинку "советской". Для меня этот диск был некоторым чудесным исключением из правил, которые устанавливала система, и которые все мы тогда принимали, додумывая все, что недосказано, дорисовывая в мыслях то, чего не видели глаза. "Disco Alliance" - во всех отношениях пластинка "фирменная" без скидок на время и место: и материал, и звук, и название, и обложка. Да и Прибалтика в советское время виделась нам "почти Европой". Но самое потрясающее, что эту пластинку не так уж трудно было "достать". Тираж 15.000.000 экземпляров говорит о многом. Поэтому влияние ЗОДИАКА на формирование музыкального мышления советской молодежи наверняка выше, чем влияние их западных учителей - KRAFTWERK, TANGERINE DREAM или Жана-Мишеля Жарра; разве что попсовый SPACE был популярнее. Эта пластинка была, что называется, в каждом доме. Иногда и на виду - в "красном углу", уж больно хороша была обложка. Иногда ее покупали только из-за эффектного оформления. Но не это стало решающим аргументом в пользу появления этого очерка. Впрочем, об этом позже, а пока несколько слов о самом альбоме.

В 1979 году в руки выдающегося рижского звукорежиссера Александра Гривы (см. АРСЕНАЛ) попала кассета с музыкальными экспериментами студента Рижской консерватории Яниса Лусенса (ARCA). Молодой человек был счастливым обладателем фирменного синтезатора, что само по себе было необычно для Страны Советов. Прогрессивно мыслящий продюсер пригласил юного гения и его друзей-музыкантов в студию. Казалось бы, банальная история, но опять-таки для Запада, а не для СССР с его бюрократическо-идеологическими капканами и рогатками. Грива сработал на свой страх и риск, как уже бывало, рискуя карьерой и репутацией "серьезного" мастера. Никто из команды, участвующей в записи, не имел опыта работы с электронно-танцевальной музыкой. Тем более впечатляет результат. Гениальная простота и красота мелодий, добротный звук, ориентированный скорее на KRAFTWERK, нежели на супермодный SPACE (разве что барабаны записаны слегка наивно), стилистическая эклектика. Тут вам и магический фанк ("Pacific"), и разудалый рок-н-ролл ("Rock In The Ice"), и диско c элементами фьюжн ("Provincial Disco"), и арт-рок чистой воды ("Polo"), и пафосная баллада ("Mirage"). Главная тема альбома ("Zodiac") до сих пор выплывает в многочисленных ремиксах. И ничего лишнего!

Этой записи повезло - она возникла в нужном месте в нужное время. Не случись в то время московской Олимпиады, вряд ли бы у нее был шанс появиться на прилавках советских магазинов (особенно с такой-то идеологически невыдержанной обложкой), да еще в таком количестве. "Disco Alliance" печатали все заводы грампластинок СССР, а вот замечательная запись литовских электронщиков ARGO "Discophonia", увидевшая свет в 1981 году, массового слушателя не обрела, ибо печаталась только в прибалтийских республиках. Олимпийская оттепель к тому времени закончилась.

"Disco Alliance" издан чуть ли не во всех странах Восточной Европы, Финляндии, Австрии и Японии. Народная любовь к этой музыке неоднократно выплескивалась в солидные тиражи пиратских CD. Однако в 1999 году рижская "Microphone Records" сделала шикарное переиздание альбома, а недавно под патронажем "EMI" альбом официально издан в России, причем в CD вошли оба первых альбома ЗОДИАКА. Прилагается и буклет с исторической справкой. Это радостное событие навело на определенные печальные мысли и заставило взяться за перо.

Люди искушенные прекрасно знают, что основная часть доходов западных мейджоров (крупнейших звукозаписывающих компаний) - это бэк-каталоги, то есть записи прошлых лет. Архивы известных и не очень известных исполнителей переиздаются регулярно в виде классических альбомов или сборников серии "Geatest Hits". И дело не в "бережном отношении к музыкальному наследию", о котором мы так любим говорить. Это просто бизнес. Очень прибыльный бизнес. Целая индустрия работает, не покладая рук, чтобы всучить потребителю товар, который у него уже вроде бы имеется. Старые записи ремастируются, снабжаются дополнительным музыкальным и иллюстративным материалом, и регулярно переиздаются во всевозможных форматах. Существует масса вариантов издания одного и того же классического альбома: массовый, коллекционный, юбилейный, ремастированный, сдвоенный и проч. И все находят своего потребителя-коллекционера, который почти всегда "ведется" на эти фирменные фишки. Я уж не говорю о постоянных сенсационных находках "считавшихся потерянными" и не издававшихся ранее записей. У шоу-бизнеса приемов "легального отъема денег" у населения гораздо больше, чем было у Остапа Ибрагимовича. Вот странное дело: у нас вроде бы что-то такое тоже присутствует, но "героями" переизданий являются исключительно подпольные рок-звезды перестроечных лет. Даже самые неразборчивые записи Цоя в кочегарке имеют право быть увековечены "в цифре", а вот культовые записи ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ, которые для определенного поколения любителей рок-музыки имели не меньшее значение, вы найдете разве что в Интернете. Переиздания альбомов с музыкой советских времен, ставших настоящей классикой поп-музыки (или фолка, джаза, бардовской песни), можно пересчитать по пальцам (с классической музыкой дело обстоит не намного лучше). Странное дело - казалось бы, умирающей "Мелодии" сам БГ велел издавать и издавать, пока мастер-пленки окончательно не осыпались. Что? Да вот хотя бы упомянутые мной пластинки: "Любовь Огромная Страна" или антологию ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ (сколько прекрасных песен осталось на полках), или "Русские Картинки", "Кружатся Диски", "У Нас Молодых", "Гимн Солнцу", "Моя Любовь Жива". А если эти записи дополнить хитами с миньонов? Думаете, не будет спроса? Вздор! У вашего покорного слуги все эти альбомы стоят на полке в виде компакт-дисков, только вот издали их пираты! Аккуратно переписали с винила, почистили, обложки отсканировали и вперед! Тиражи разлетаются моментально. Иногда я представляю себе, как мог бы выглядеть Тухмановский "По Волне Моей Памяти" с шикарным буклетом, где были бы представлены все участники проекта, с фотографиями, текстами песен, бонус-треками с миньона 1978 года... Нет, не понимаю, что мешает это делать современным музыкальным издателям.

Хотя нет, кажется, начинаю понимать. Дело в том, что подобная деятельность требует профессионального и цивилизованного подхода: надо проводить грамотный ремастеринг, решать проблемы с правами, привлекать к работе специалистов из "старой гвардии"... и делать много чего еще. Гораздо проще вкладывать деньги в "раскрутку" сереньких звезд-однодневок, быстро выжимая из них все, что возможно. Минимум затрат - максимум отдачи. Не надо ничего придумывать - музыкальный конвейер работает без остановок. Что-то такое уже было в конце 70-х. Чем это кончилось, пытливый читатель узнает в других главах.

Справедливости ради надо заметить, что сборники лучших исполнителей эпохи ВИА появляются на прилавках музыкальных магазинов, но при этом, как правило, они очень странно составлены. Как вам, например, "Лучшие Песни ВИА СИНЯЯ ПТИЦА", где нет песни "Клен"? Или разорванная на части и разбросанная по разным углам антологии рок-сюита "Русские Картинки" АРИЭЛЯ (причем вся - зачем было разрывать?). Или сборник какого-нибудь ансамбля типа ПОЮЩИЕ МОЛОДЦЫ, где собраны все хиты ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ, ЛЕЙСЯ ПЕСНЯ и проч., исполненные странным составом малоизвестных музыкантов в 200Х году? Или вот еще новейший шедевр ансамбля ЗДРАВСТВУЙ ЛЕЙСЯ, где оригинальные фонограммы прошлых лет перемежаются грубыми поделками "под Ямаху". Из упомянутых на этих страницах, пожалуй, только Градский, ПЕСНЯРЫ и АРИЭЛЬ более или менее полно представлены в цифровом формате.

Но всевозможные антологии не могут заменить оригинальных альбомов, ставших классикой. Формат "альбома" родился вместе с появлением долгоиграющей пластинки (лонгплея) и почти не изменился с переходом на цифровые носители, ибо его существование обусловлено и психологически, и даже физиологически. 35-50 минут звучания музыки определенного свойства - это среднечеловеческая норма потребления информации (школьный урок, например). Большинство 70-80 минутных CD до конца не дослушиваются - надоедают (мы говорим "уши устали"). Произведения в альбоме объединены общей идеей, лирикой, тональностью, окраской звука, его уровнем, объемом и т. д. В сборниках же зачастую рядом находятся вещи совершенно несовместимые по звуку и настроению. Именно поэтому львиная доля переизданий - это классические альбомы, в том числе и эстрадной музыки. Но это там, а у нас со времен перестроечных истерик всяк, кто не вписывается в "моральный облик борца с коммунизмом", является культурным изгоем, и не достоин увековечения. Самое интересное, что авторы этих "перестроечных мифов" сами в прошлом были частью совкового истеблишмента, но успели застолбить теплое место в "новой России". Короче говоря, положение дел вопиющее - гибнет еще один пласт нашей культуры, а нам остается только смотреть. Вместо идеологической паранойи "совка" явилась паранойя циничной и бессовестной корысти. Может быть, Запад нам поможет? Прецедент уже есть.

Дополнительно:
Второй альбом ЗОДИАКА "Музыка Во Вселенной" появился в 1982 году. По сути это инструментальный арт-рок, и упор был сделан на сложные аранжировки и эффектные синтезаторные и гитарные партии. Он более качественно записан, да и материал был весьма не плох, но до очарования первенца ему далеко. Были еще записи на "Мелодии": "Музыка Из Кинофильмов" (1985) и "In Memoriam" (1989), но успехом они не пользовались. А Лусенс теперь - серьезный и весьма уважаемый на родине композитор.

"Звуковая иллюстрация" (155 Kb)

О роли личности в истории

КРАСНЫЕ МАКИ - "Кружатся Диски"

КРАСНЫЕ МАКИ - ''Кружатся Диски''"Без БОНИ ЭМ не пью, не ем!" - этот убойный лозунг я услышал в 1979 году. К концу 70-х диско-бум накрыл весь мир. Не остался в стороне и "Союз нерушимый". Власти не усмотрели в этом явлении крамолы: танцуют люди, ну и пусть себе, чего ж тут плохого? Да и музыка приятная - на баррикады не зовет, это вам не панк-рок какой-нибудь. BONEY M даже были приглашены в Москву, где дали серию супераншлаговых концертов, не сыграв ни одной ноты живьем. Это беспрецедентное по тем временам событие было широко освещено в прессе и на телевидении. Диско-хиты стали появляться в эфире. Началась тихая истерия. К 1980 году дискотеки существовали в любом захудалом сельском клубе, в любой школе, чуть ли не в детских садах. Приглашать на танцевальные вечера живых музыкантов стало немодно, да и слишком хлопотно. Это был первый жестокий удар по движению ВИА, но еще не смертельный. Многие коллективы стали срочно менять курс на "главный", провозглашенный BEE GEES и прочими "оттованами". Вот только не многие это умели. Это на первый взгляд диско-стиль был прямолинейным и бесшабашным. Основанный на сложносинкопированном ритме фанка и новейших синтез-технологиях, этот стиль требовал нового музыкального мышления.

Свои "мородеры"* появились и у советского диско. В 1980 году была выпущена целая серия интересных пластинок в современном на тот день танцевальном ключе, приуроченная к московской Олимпиаде. Это и саундтрек к фильму "31 июня", и ориентированный на европейских электронщиков проект "Disco Aliance" от рижской команды ZODIAC, и ВИА-диско от ЗДРАВСТВУЙ ПЕСНЯ со смелым названием "Мы Любим Диско". Однако наибольший шум на дискотеках страны произвели КРАСНЫЕ МАКИ.

До появления второго в своей истории лонгплея "Кружатся Диски", КРАСНЫЕ МАКИ ничем не выделялись из ряда многочисленных ВИА, активно гастролирующих по стране и изредка записывающихся на "Мелодии". Положение дел начало меняться в конце десятилетия с приходом в ВИА таких ярких вокалистов как А. Лосев (ЦВЕТЫ, МОСКВИЧИ, АРСЕНАЛ, ДОБРЫ МОЛОДЦЫ), А. Хоралов (ПОЮТ ГИТАРЫ, ЧЕРВОНА РУТА, Государственный джаз-оркестр Армении, САМОЦВЕТЫ), Сархан Сархан (Курбанбеков). Хоралов оказался еще и очень интересным композитором. Однако записанный в 1979 году альбом "Если Не Расстанемся" событием не стал, несмотря на наличие ударного хита "Встречай Меня" и явного стремления осовременить звучание традиционно наскоро сляпанных добрынинских поп-поделок. Качественный скачок произошел с приходом новых музыкантов. Вот о них стоит рассказать подробней. Самым ценным приобретением КРАСНЫХ МАКОВ стала троица Ю. Китаев (барабаны), С. Рыжов (бас) и Ю. Чернавский (клавишные, аранжировки). Все трое вместе с В. Кузьминым (САМОЦВЕТЫ, НАДЕЖДА, КАРНАВАЛ) очень скоро стали тем, что принято называть "классическим первым составом ДИНАМИКА". Это с их участием песни КРАСНЫХ МАКОВ приобрели тот "фирменный" лоск, мощь и энергетику, которые так потрясли завсегдатаев советских дискотек. Львиная доля успеха пластинки - заслуга Юрия Чернавского (р. 17.03.1947). Даже по послужному списку (см. ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА) можно понять, насколько разносторонним и эрудированным музыкантом он был. Он одним из первых в стране освоил синтезаторы, он один из немногих в то время отечественных музыкантов, кто умел по-настоящему работать в студии, терпеливо и настойчиво добиваясь нужного звучания. Большинство коллективов в то время прибывали в студию на несколько дней, в перерывах между гастролями, и быстренько записывали материал. Поскольку штатные звукорежиссеры не имели ни времени, ни соответствующей квалификации, студийный аппарат не перестраивался под конкретного исполнителя. Все пластинки ВИА звучали одинаково.

Чернавский использовал всевозможные "фирменные" фишки, сделав саунд настолько плотным и мощным, насколько позволяла советская студийная аппаратура. Четкая фанкующая ритм-секция, переплетающиеся рисунки струнных и медной секции, "космические" синтезаторы, смелые гитарные пассажи, - наконец, и солисты не подкачали. Есть на пластинке и сольный номер Чернавского - инструментальная пьеса "Интерлюдия" в лучших традициях электронной музыки. Чернавский выжал из советской студии все, что смог - если что и не получилось, то по объективным причинам, из-за низкого качества аппарата.

Слабым местом альбома можно назвать совершенно банальные тексты, написанные, как ни странно, одним из лучших в своем деле автором И. Кохановским. Впрочем, для откровенно танцевального проекта это было не важно. Диск моментально стал культовым.

Несмотря на коммерческий успех проекта, Чернавский вскоре покинул ВИА, заинтересовавшись новым явлением на советской сцене - профессиональными рок-группами (эти коллективы зачастую создавали выходцы из ВИА). Это именно ему обязаны своим шармом ранние работы КАРНАВАЛА и ДИНАМИКА. Музыка любого проекта, к которому Чернавский приложил свой талант аранжировщика, с его уходом как будто теряла одно из измерений, становясь плоской и пресной на вкус. Самым главным шедевром Чернавского как композитора-новатора и блестящего продюсера, стал альбом "Банановые Острова" - прекрасная рок-сюита, написанная совместно с Владимиром Матецким, а записанная при участии ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ и верной связки Рыжов-Китаев, следовавшей за ним из проекта в проект. Эта полная экспериментов, находок и юмора работа и по сей день остается одной из вершин российской поп-музыки, оказавшей влияние и на эстраду, и на рок, и на отечественную электронную сцену. Как и все, что Чернавский делал до середины 80-х с различными рок-проектами, эта запись разошлась по стране миллионами копий самописных пленок, а на твердых носителях появилась только в 90-х. Разумеется, никаких гонораров эти труды музыкантам тогда не приносили. Работали они практически только из любви к искусству.

Позже, в ранге модного профессионала, маэстро весьма успешно сотрудничал с эстрадными звездами высшего эшелона как композитор-продюсер-аранжировщик. Ко всему прочему, Чернавский - один из самых самобытных и уважаемых кино-композиторов. Его перу принадлежат саундтреки к таким культовым шедеврам как "Пластилиновая ворона", "Следствие ведут колобки", "Выше радуги" и др. Талант его был оценен и на Западе, где он сейчас и работает.

Творческие судьбы других участников "золотого" состава КРАСНЫХ МАКОВ тоже сложились весьма удачно. Хоралов сделал очень неплохую сольную карьеру и выпустил несколько крепких поп-альбомов. Сархан Сархан сейчас - один из самых популярных артистов в родном Азербайджане. В 80-х КРАСНЫЕ МАКИ сравнительно долго не сдавали позиций, используя довольно смелый материал, и занимая промежуточную нишу между крепнущим филармоническим роком и хиреющими ВИА.

Дополнительно:
На волне популярности второго альбома КРАСНЫХ МАКОВ почти сразу же был переиздан и первый, но с ним произошла история, довольно типичная для тех лет. Дело в том, что за время, прошедшее со дня первого издания лонгплея "Если Не Расстанемся", один из авторов записанных на нем песен совершил "страшное преступление" - уехал из страны навсегда, за что все его произведения были преданы анафеме. В новом издании пластинки его песню заменили на другую, за авторством более лояльного композитора. Это своеобразное "аутодафе" - явление показательное для культурно-идеологической системы СССР.
Ничего выдающегося КРАСНЫЕ МАКИ больше не записали, несмотря на то, что их концертная программа в 80-х, состоящая из крепких поп-рок-номеров, созданных при участии талантливого композитора-аранжировщика Руслана Горобца, имела довольно шумный успех, в том числе и в виде самиздатовских кассет.

* имеется в виду известнейший композитор и продюсер эпохи диско Джоржио Мородер.

"Звуковая иллюстрация" (160 Kb)

Золотая лестница на Олимп

Юрий Антонов и группа АРАКС - "Не Забывай"

Юрий Антонов и группа АРАКС - ''Не Забывай''В конце 60-х один из модных ВИА, окучивавший просторы советской глубинки, привез в Ленинград никому не известного самородка из белорусского города Молодечно. Вскоре вся страна зарыдала под песню ПОЮЩИХ ГИТАР "Для Меня Нет Тебя Прекрасней". Автором и солистом был Юрий Антонов.

С начала 60-х и до конца 70-х Юрий Михайлович Антонов (р. 19.02.1945) прошел все ступеньки лестницы, ведущей на Олимп советской эстрады: от клубной самодеятельности до самых престижных концертных залов столицы, причем не только вверх. Кто же мог знать тогда, что его настоящая слава еще впереди! До своего блестящего триумфа в 1980 году Антонов успел побыть и безвестным статистом-аккомпаниатором, и культовой бит-звездой, и крепким середнячком - автором попсовых шлягеров, и артистом мюзик-холла. Вот разве что пошляком этот талантливейший музыкант никогда не был.

Карьера новой звезды развивалась довольно успешно до определенного момента: участие в проекте Тухманова "Как Прекрасен Мир", огромные тиражи гибких пластинок с песнями Антонова под аккомпанемент оркестра СОВРЕМЕННИК, собственный коллектив в Росконцерте (МАГИСТРАЛЬ) и гастроли по всей стране. Песни Антонова, несмотря на косые взгляды из Союза композиторов, записывали ведущие ВИА страны. Однако во второй половине 70-х популярность его и как композитора, и как исполнителя стала падать. Я подозреваю, что причина была не в творческом кризисе (как и показали последующие события), а в отношениях с властями, которые у Антонова складывались порой довольно драматично. СМИ практически игнорировали его творчество, и в студии его тоже никто не приглашал. К концу 70-х у многих меломанов сложилось впечатление, что Антонов "вышел в тираж" и стал принадлежностью музыкальной истории. Вот тут-то маэстро и нанес задремавшему слушателю неожиданный удар, от которого тот до сих пор не отошел. Вернее, ударов было два. Первый миньон из этого дуплета содержал ударный хит "Золотая Лестница" и пару красивых баллад "Зеркало" и "Анастасия". Он появился в начале 1980 года, заставив советского меломана сильно заволноваться, но едва первый ажиотаж начал спадать, как появился второй "малыш" с убойными боевиками "Я Вспоминаю" и "Не Забывай". Этим ударом Антонов, что называется, убрал всех. Даже в таком богатом на музыкальные откровения году он был вне конкуренции.

Многие знакомые рок-фанаты в то время заявляли, что, по сути, эти пластинки следует считать работой АРАКСА, а не какого-то там "попсовика Антонова". Дескать, именно мощные рок-аранжировки составляют главное достоинство этих записей, а не качество песенного материала, и уж тем более не слабоватый вокал автора. И в этом есть доля истины, хотя время и расставило все по местам. Безусловно, истина в том, что два мощных фактора соединились, и произошел взрыв. Наверняка запиши Антонов свои песни под аккомпанемент какого-нибудь ВИА, эффект был бы намного слабее. Но, с другой стороны, песни эти до сих пор поют в компаниях под видавшую виды "Кремону", а стало быть, не только в аранжировке дело.

АРАКС к тому времени уже имели большой опыт работы в студии с Рыбниковым и Зацепиным и довольно интересный статус. Являясь по сути театральным оркестром, не гастролируя, не записав ни одной собственной хитовой песни, они, меж тем, имели в конце 70-х непререкаемый и стойкий авторитет в рок-андеграунде наряду с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНИЕМ или ВИСОКОСНЫМ ЛЕТОМ. Наверное, не было в то время у нас другой столь "фирменно" звучащей рок-группы (не считая прибалтийских). "Золотой состав" АРАКСА, работавший с Антоновым (Сергей Рудницкий, Сергей Беликов, Вадим Голутвин, Тимур Мардалейшвили, Анатолий Абрамов) особенно силен был в аранжировках. Профессионалы высочайшего класса, они с полуслова понимали профессионала Антонова. Отсюда и результат: взрывной сплав мощного рокового мейнстрима и типичной для советских ВИА мелодики. Антонов, по сути, создал свою, национальную формулу поп-хита, которая используется до сих пор, причем не только им. На волне бешеного успеха своих песен (а их пела вся страна) Юрий Михайлович стал одним из немногих официальных советских миллионеров. Это позволило ему создать собственную студию и собрать сильнейший аккомпанирующий состав (АЭРОБУС), состоящий, как правило, из отставных рокеров с отличным послужным списком. Дальнейшее восхождение маэстро по "золотой лестнице" описывать, наверное, нет нужды.

Дополнительно:
В первой половине 70-х Антонов записал довольно много гибких пластинок с оркестром А. Кролла и ВИА ДОБРЫ МОЛОДЦЫ. Наиболее любимы народом были песни: "У Берез И Сосен", "Ну Что С Ним Делать", "Отчего". А то, что происходило с Антоновым в 80-е, тянет на отдельную книгу.

"Звуковая иллюстрация" (207 Kb)

Автор: Naftalin
опубликовано 09 января 2007, 16:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (3) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.003