Фестиваль "Нашествие-2005"


"Выдь на Волгу - чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется..."
Н. А. Некрасов


Этот фестиваль, по всей видимости, станет последним. Не пугайтесь, никто не объявлял о закрытии или запрещении знаменитого рок-мятежа - последним он станет для меня лично. Честно говоря, писать о "Нашествии-2005" не очень хотелось - слишком уж необъятна тема для дежурного мини-обзора, а летняя жара отнюдь не располагала к долгому сидению у монитора. Напишут и без меня, подумалось. Но вот настало время подсчета цыплят, и тут обнаружилось, что музыкальная пресса фестиваль не то чтобы проигнорировала, но как-то отмахнулась дежурными любезностями (1), не тратя слов хоть на какой-нибудь анализ, ни словом не коснувшись негатива, - а он был, и еще какой! Особенно озадачил журнал FUZZ, уместивший трехдневное действо в 60 коротеньких строчках текста и крупной фотографии Шевчука (мало мы его видели в этом журнале). Бодрыми отрывистыми фразами в духе "Пионерской правды" нам сообщили, что все прошло "на все сто", вот только Шнур там чего-то отмочил. Примерно такой же объем печатного пространства отведен на фест "Рыбка", а "Лампушка" какая-то получила чуть ли не вдвое больший объем. (2) Я думаю, что масштаб, уровень представительства, да и набор проблем этих мероприятий несопоставимы. Кому, как не FUZZУ - самому популярному изданию, посвященному русскому року - сам БГ велел покопаться в проблемах крупнейшего (пока) рок-мероприятия в стране. Похоже, что ангажированность музпрессы достигла такого уровня, что о проблемах в отечественном рок-движении говорить стало не то чтобы запрещено, но как-то не принято. Проблем-то немало (одна из них - фестиваль теряет зрителя). О некоторых и хотелось бы поговорить. А о музыке? Ну, и о музыке, конечно - ибо она тоже в ряду проблем.

Да, фестиваль теряет зрителя, что бы ни говорили его организаторы. По крайней мере, в Эммаус мы с друзьями более не ездоки. Немало подобных высказываний я выслушал от обитателей "Нашествия-2005". Похоже, что через пару лет там будут собираться только любители алкогольно-сексуально-палаточной романтики, которым, по большому счету, все равно, кто там будет выступать. Большинству же любителей отечественной рок-музыки далеко не безразличен список приглашенных "звезд". Известно, что львиная доля зрителей приезжает на фестивали именно ради того, чтобы увидеть живьем сразу несколько кумиров, а знакомство с молодыми и перспективными - это так, до кучи. Но в этом году фестиваль "Крылья" представил список "звезд" на порядок более интересный, чем "Нашествие". "Нашествие" проигрывает ход за ходом в конкурентной борьбе с другими фестивалями, да и с самим собой в прошлом. Все преимущества, которые сулило фестивалю перемещение на волжский берег, утеряны в борьбе за последний рубль в кармане рок-фана. Интеллигентный рок-беспредел образца 2002 года в Раменском, по всей видимости, так и останется в истории российского фестивального движения недосягаемой более вершиной.

Теперь немного о причинах. Главная причина всех тех явлений, которые еще долго будут в виде неприятного осадка храниться в памяти зрителей "Нашествия" - патологическая жадность организаторов. Она чувствуется во всем: скромный список "звезд", бешеные цены на атрибутику и продукты, экономия на всем, что касается удобств зрителей. Думаю, что назову вещи своими именами - отношение организаторов к зрителям можно назвать хамским! Думаете, я, как обычно, сгущаю краски? А как вам такой эпизод: Начинается выступление хэдлайнеров фестиваля - АЛИСЫ. До финала еще более двух часов. Именно в это время кто-то мудрый отключает видеомониторы на поле - я так понимаю, из соображений экономии. (3) В итоге все великолепие рок-шоу Кинчева и его группы могли увидеть только обитатели фан-VIP-зон. Все остальные довольствовались только звуком - правда, великолепным. Вот вам отношение шоу-бизнеса к нам грешным: "Мы с вас поимели все, что могли, а теперь, когда с вас взять уже нечего, вы нам не интересны". Если это не хамство, то что? И зачем было выставлять милицейский кордон, разделивший все поле на тех, кто успел на АЛИСУ, и тех, кто не успел? Не успевших не пускали! Почему?!!! Я видел глаза курсантов, стоящих в оцеплении - в этих глазах был тот же вопрос: "Зачем мы тут стоим?"

UMATURMANЯ отнюдь не хочу сказать, что праздника не было. Праздник души - личное дело каждого, предпосылки для того, чтоб у какого-то конкретного человека этот праздник состоялся, безусловно, были. Допустим, вы богатый скотопромышленник и считаете деньги самое меньшее сотнями долларов, а приехали вы посмотреть на того парня, который Квазимоду играл - тогда вас не пугает перспектива три дня употреблять паршивое пиво по тройной цене, заедая эту бурду сосисками по цене шашлыка или шашлыком по цене осетрины. Допустим, вы отвязный чувак, и приехали исключительно потусоваться с такими же ребятами как вы - тогда вас не сильно расстроило, что многие из заявленных в официальных СМИ "звезд" не обнаружились в программе, а те, которых вам абсолютно необходимо увидеть, выступают одновременно в разных концах поля. Возможно, вы привлекательная юная особа, не обремененная ни деньгами, ни моральными принципами, - тогда вам не о чем беспокоиться, в каждой второй палатке вам обеспечен и стол, и кров, достаточно только купить входной билет (300 руб.). Да и до Москвы вас обязательно подбросят сердобольные владельцы личного автотранспорта с сальными взглядами. А может быть, вы нищий студент, счастливый уже тем, что вам разрешили пронести в зону хлеба и колбасы (а водку вы протащили в надувном матрасе) - тогда, пожалуй, беспредел ментов есть привычное для вас дело, а туалеты, в которые невозможно войти без противогаза или наркоза, вполне вас устраивают, да и мыться вы отвыкли давно. А музыка? Да главное, чтобы погромче.

В подобных случаях, видимо, праздник для вас состоялся. Вменяемые же меломаны среднего достатка чаще ходили с кислой миной. Что толку в красотах природы, если к берегу Волги вам не дадут подойти на выстрел, а в уме вы подсчитываете количество бензина, потраченного на дорогу, складываете это с ценой входного билета, парковочной таксой, умноженной на количество членов экипажа вашей "антилопы" (гениальный коммерческий ход!), и с ужасом понимаете, что либо пивка попить, либо доехать до дому. Прибавьте к этому все прелести пробок на Ленинградском шоссе в тридцатиградусную жару! Всякое желание ехать в Эммаус из Чебоксар, скажем, или Челябинска исчезает сразу, и через год вряд ли появится. Другое дело - Москва, "Крылья"... Нет там романтики? Черт с ней, с романтикой, добытой такой ценой! Это я еще не живописал хождение по фестивалю с палатками и сумками, но это уже экстрим на любителя. Просто нарисую одну картинку для тех, кто пребывает в романтической эйфории.

До конца фестиваля еще часов 8, но народ уже потянулся из зоны - мало ли, кто куда должен завтра попасть. Уже метрах в трехстах от основной площадки два совершенно безобидного вида "ботаника", нагруженные кучей скрученного и перемотанного, обычного в подобных случаях барахла, натыкаются на пару дюжих омоновцев. "Стоять! Чё несём?" Утомленные солнцем и поклажей, но совершенно трезвые очкарики начинают вяло излагать, что у них тут. "Разворачивайте все!" Следует покорный вздох - и глумление продолжается. Интересно, что такого недозволенного эти парни могли вынести с территории фестиваля? Пустые пивные банки, которых не успели собрать братья-таджики? Гитару Сергея Воронова? Я понимаю, когда шмон идет на входе, но когда на выходе!!! Это, господа, обычное махровое хамство русского жлоба, наделенного властишкой и люто ненавидящего интеллигента со всей его музыкой и прочими заморочками! Такое впечатление, что даже менты куплены по дешевке оптом на ближайшем рынке. По крайней мере, в Раменском это были совсем другие менты - вернее, там были милиционеры. (4) А как вам "бесплатные" автобусы, бравшие по 50 руб. за десяток километров?

Можно было бы еще долго вспоминать все негативные стороны явления под названием "Нашествие-2005", но довольно, пожалуй. Подведем итог этого злопыхательского обзора околомузыкальных проблем. Официальные данные сообщают, что продано 53.000 билетов. Это вдвое меньше, чем ожидали организаторы, и втрое меньше рекордного фестиваля 2002 года. Даже прошлогодний фестиваль собрал намного больше зрителей.

Впрочем, так ли уж важно количество зрителей? Важнее всего на подобных фестивалях - это музыкальные события. Были ли они?

Безусловно, были! Были и новые интересные имена, и возрождение из пепла, и сенсации, и скандалы, и удачи, и неудачи. Чтобы увидеть и оценить даже половину происходящего, надо было иметь, по крайней мере, три тела, недюжинную память, всегда трезвый ум, полную беспристрастность и кучу свободного времени. Ничем из вышеперечисленных достоинств я не обладаю, поэтому сразу должен заявить - расскажу только о самом ярком из увиденного лично. Сразу скажу, что более всего жалею о том, что не смог добраться до Эммауса в пятницу. Сожаления связаны не с АГАТОЙ КРИСТИ, дававшими большой сольник, а с фестивалем фолка, где блистали ПЕЛАГЕЯ и МЕЛЬНИЦА. Думаю, что подобная музыка - единственная надежда российского рок-н-ролла, погрязшего в унылости, косноязычии и агрессивности.

ЭЛИЗИУМУникальное для нашей страны наличие трех сцен на фестивале, возможно, и благо, но с оговорками. Иногда было очень трудно принять решение, куда пойти: Арефьева или КИШ, Борзов или ЛЕНИНГРАД, МАСТЕР или ЭЛИЗИУМ? И вообще, как мне показалось, малые сцены собирали очень небольшую аудиторию, в результате чего многие молодые интересные команды так и уехали незамеченными. Исключением стал лишь мини-фест "Скаска", собравший очень приличную толпу молодежи возле южной сцены. Особо приятно, что хедлайнерами здесь выступали земляки-нижегородцы ЭЛИЗИУМ, выглядевшие весьма достойно. Глядя, как тысячи зрителей распевают их хиты, невольно наполняешься гордостью. Кстати, о земляках - к огромному сожалению, не удалось увидеть удачно выступивших (по свидетельству очевидцев) 7000$, Алексея Хрынова aka Полковника. Зато UMATURMAN порадовали очень энергичным (но коротким) сетом, отличным непопсовым саундом и душевным контактом со зрителями. Справедливости ради надо сказать, что выступавшие перед земляками ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ раскачали "Нашествие" очень неслабо. Их шоу - одно из потрясений фестиваля. Многие воспринимают их исключительно как глумливых клоунов, однако ребята доказали, что и музыканты, и шоумены они великолепные. А вот претенциозно-помпезный проект "Нечетный Воин" лично на меня не произвел никакого впечатления, да и публика вокруг откровенно зевала. Кажется, бидвашники окончательно впали в маразм собственного величия.

НОГУ СВЕЛО!Металлический мини-фест "Пятница 13" на северной сцене сильно не порадовал - то ли звук не достаточно мощный был, то ли просто "не тот нонеча металл пошёл". Не проняло, особенно когда имеешь возможность сравнить как одну и ту же песню ("Воля И Разум") исполняет сначала возрожденный МАСТЕР, а потом АРИЯ. Даже без Кипелова арийцы выглядели куда как убедительней. Вряд ли стоит останавливаться на выступлениях монстров металла - и АРИЯ, и КИПЕЛОВ ничего нового не сказали, отработав как всегда добротно и предсказуемо. По этой же примерно причине особо нечего сказать про ТАНЦЫ МИНУС, ЧАЙФ, КУКРЫНИКСОВ, ВА БАНКЪ и т. п. А вот НОГУ СВЕЛО! всегда непредсказуемы, мимо Нашенского дома они без шуток не ходят, поэтому я не мог пропустить их шоу, пусть даже десять раз виденное. Главным сюрпризом в этот раз было отсутствие каких-либо сюрпризов на сцене, кроме, разумеется, самого Макса. Впрочем, он один заменил весь антураж, успев в процессе исполнения своих нетленок не в шутку разругаться на сцене с устроителями за испорченную звукооператорами песню. Взвинтив себя, Покровский крушил на сцене мониторы, нервно прыгал, ругался и в итоге завел всех как следует.

Отсутствие на фестивале г-жи Рамазановой пытались скрасить присутствием Мары. Замена явно неравнозначная, но девочки, которые парами ходят, явно остались довольны, несмотря на паршивый звук. Вообще, как заявляли устроители, наличие трех сцен позволило увеличить время выступления "звезд" на большой сцене. Что-то я не заметил большого увеличения времени сетов, зато увеличились паузы меж ними, да вот еще появились на главной сцене весьма сомнительные "звездочки" вроде НЕБО ЗДЕСЬ, ДЖАНГО, LUMEN и той же Мары. Странно, но гораздо более достойные (на мой взгляд) Арефьева, Борзов, Сурганова оказались на малых сценах.

На северной сцене в воскресенье состоялся мини-фест "Высшая школа панка", удручивший однообразием. Состоявшийся там же в субботу "Питерский десант" я, честно говоря, видел урывками, и судить не берусь, но то, что видел, не произвело сильного впечатления. На "Открытой сцене" удалось захватить Найка Борзова, который в этот раз разочаровал, BUTCH, которые неожиданно порадовали, ДАБАЦ, которые просто разозлили. Мало того, что эти ребята толком играть не умеют, так они еще обложили матом звукорежиссера, обвинив его во всем. Вообще по количеству мата, льющегося со сцены (в песнях и между ними), данный фестиваль, несомненно, рекордсмен. Если принять, что количество нецензурной брани прямо пропорционально величине рок-н-ролльного духа, то, пожалуй, это был самый рок-н-ролльный фестиваль всех времен и народов. Я и сам не ангел, но всему есть рамки. Остерегусь давать оценку этому явлению, это тема для отдельного, и очень серьезного разговора.

Теперь несколько слов о хэдлайнерах, ибо, что ни говори, самое интересное происходило именно во время их выступлений - и хорошее, и плохое. Хэдлайнеры на большой сцене, как известно, бывают маленькие (1 час) и большие (2 часа и более). В субботу маленькими были КОРОЛЬ И ШУТ. И вроде придраться не к чему, но... По всей видимости, наличие полного комплекта зубов во рту и обручальное кольцо на пальце в корне изменяют психику российского панка - он становится трезвой бело-пушистой пародией на себя. А если серьезно, ребята просто стали взрослыми (да и публика их подросла), оттого и гораздо менее сумасшедшими, что не замедлило сказаться на качестве шоу и реакции фанов. "Не верю!" - сказал бы здесь один классик, а другой бы прохрипел: "Нет, ребята, все не так!" И еще очень не хватает Машиной скрипки.

Где-то там на сцене кочует монумент Родине и себеЗавершали субботний рок-шабаш ДДТ. Хм...сейчас начну нести ересь, да простят меня братья по вере. ДДТ провели на сцене почти 3 часа. Отличный концерт, что впрочем, неудивительно, ибо эта рок-единица ведет очень активную гастрольную жизнь и находится всегда в великолепной профессиональной форме. Шевчук энергичный, щедрый и до тошноты правильный. Даже рекламу пива заставил убрать со сцены. Шоу ДДТ - безусловный подарок... тем, кто этого никогда не видел раньше. Нет, я и сам горячий фанат Шевчука с 1985 года, но, скажите, положа руку на сердце, разве не сможет любой поклонник русского рока с достаточной точностью предсказать не только плей-лист любого концерта ДДТ, но и то даже, что Батька скажет между песнями. Меня лично уже подташнивает от этого хрестоматийного осеннее-патриотического джентльменского набора, от этих душеспасительных проповедей на тему "Что же будет завтра с нами?", от скандирования "Рос-си-я! Рос-си-я!". Тяжеловесный кочующий монумент Родине и себе - вот что такое нынче ДДТ. На этом месте, вероятно, многие плюнут в монитор со словами: "Да кто ты такой? Это же наше все! Самое святое!" Да я не злопыхательствую, я зритель и слушатель, я всего лишь защищаю свои права. Уже есть, с чем сравнить данное явление. И, конечно, не с передвижным мемориальным комплексом THE ROLLING STONES.

Сделаю одно небольшое лирическое отступление. Этим летом Саров посетил АКВАРИУМ с новой программой, поразившей своей свежестью и необычностью. Непривычный состав, неожиданный плей-лист, включавший, кроме новых вещей, старый подзабытый материал в таких смелых и красивых аранжировках, что песни невозможно было узнать, пока не начинался канонический текст. Никаких дежурных хитов, никакого заигрывания с публикой. Мне довелось взять интервью у БГ непосредственно после концерта (5), и, естественно, я первым делом поинтересовался, откуда произросла эта концепция. Ответ меня потряс лаконизмом и мудростью: "Надоело быть памятником себе. Мы теперь пробуем не исполнять свои песни, а играть их". Надо признать, у АКВАРИУМА это получилось.

Большинство же наших рок-грандов на концертах продолжают исполнять. Это, кстати, никоим образом не относится к НЕПРИКАСАЕМЫМ - маленьким хэдлайнерам воскресного концерта. Сукачев вывел на сцену великолепный состав (один Воронов чего стоит). Здесь каждый был личностью, не потерявшейся на сцене, и, меж тем, не затенявшей лидера. А что Гарик всегда выкладывается на сцене полностью, не мне вам рассказывать. Даже равнодушные к подобной музыке люди вряд ли могли устоять на месте. Полный кайф! Разогретой до невозможности публике очень хотелось продолжения банкета в виде ЛЕНИНГРАДА (второй маленький хэдлайнер), но тут случился облом. Долгожданный (в смысле долго ожидаемый) Шнур, появившись на сцене, начал буквально глумиться над публикой. Все это было похоже на репетицию сильно поддатых кабацких лабухов. Лично я потерял всяческое уважение к этому человеку (к группе претензий нет - она шла за лидером). Вряд ли достоин уважения артист, не уважающий свою публику. Это уже не имидж раздолбая, это жлобство натуральное. Мне было очень жаль соседей по парковке, приехавших именно на ЛЕНИНГРАД - им просто плюнули в лицо.

АЛИСАСамое главное событие "Нашествия-2005" - это воскресный концерт АЛИСЫ. Думаю, все, кто это видел, со мной согласятся. Жаль, что многие зрители к этому времени уже покинули фестиваль, дабы не опоздать на электрички, автобусы и проч. (в Раменском подобный отток был ничтожен). "Возвращение Короля" - так могла бы быть озаглавлена статья, посвященная этому шоу. Мощь, экспрессия, мастерство и неколебимая вера в себя и свое дело - вот краткая характеристика того, что происходило на сцене. Звук был тяжел и современен ровно настолько, насколько это было необходимо. Кинчев выглядел на сцене так, что ни у кого не было сомнений в том, что прикосновение к нему столь же смертельно, как и удар 3000 вольт. Команда работала как единый мощный локомотив, несущийся вперед. Вот это, господа, и есть рок-н-ролл, а не "хлопанье ресницами", прости Господи. И пусть мне не близка эта рок-православная патетика, но в живом исполнении все это выглядит более чем убедительно. Прозвучали и долгожданные старые хиты, и очень вовремя (и с большой душой) спетая "Спокойная Ночь" Цоя. И, конечно, последним аккордом фестиваля (а может быть, и эпохи) - "Мы Вместе". Вместе мы или нет, теперь уже не важно - другой век, другой мир, другие песни, да и мы все уже другие. Мне кажется, теперь важнее лозунг "Я - человек". Без оглядки на соратников и противников, без скидки на времена и обстоятельства, просто оставаться людьми - это главное. Впрочем, это уже отсебятина автора. Кинчев ничего об этом не говорил со сцены, но я слышал. Слышу и сейчас. Спасибо всем. Праздник все же был, хоть и без фейерверка.


(1) На фестивале было аккредитовано 459 журналистов!!! Сравните эту цифру хотя бы с количеством материала в Сети.

(2) Как редактор не только ННФ, но и FUZZA, считаю своим долгом довести до сведения тех, кто не имеет возможности прочесть данный (сентябрьский) номер журнала, следующее:
1. Материал о "Нашествии" занимает 2 полосы (журнальные страницы) - вместе с фотографиями. Фотографий 9, на них изображены Шевчук, Михалыч (ANIMAL ДЖАZ), Кинчев (2 фото), Глеб Самойлов (АГАТА КРИСТИ), А. Скляр, Горшок и Князь, Лева Би-2 и два общих плана зрителей. Кроме отчета о фестивале, помещены высказывания о нем Кинчева, Михалыча, Г. Самойлова, Васи Васина (КИРПИЧИ), В. Шахрина (ЧАЙФ), Шевчука, Левы Би-2, Шуры Би-2 - объемом 76 строчек (всего, стало быть, их 136). На отчет о фестивале "Рыбка" отведена половина полосы, представлены 2 фото и текст в 48 строчек. На "Лампушку" отведена 1 полоса, фотографий 3, текста немного больше (строки пусть считает г-н Нафталин, если ему нужна такого рода статистика).
2. На фестивале "Нашествие" от FUZZA были аккредитованы 2 фотографа и 1 журналист. На фестивале "Рыбка" - 1 фотограф и 1 журналист (я). На "Лампушку" аккредитация не существует, фотографировали и отчитывались добровольцы. Кстати, это вообще первая публикация о "Лампушке" в FUZZE.
3. Я не считаю, что проблемы провинциальных фестивалей так уж сильно отличаются от проблем фестивалей столичных, но есть одна принципиальная разница: о "Нашествии" - мало или много, хорошо или плохо - пишут практически все, кто туда ездит. О "Рыбке" или "Лампушке" (а также об архангельском "Беломор-Буги", вятском "Подъеме", вологодском "СДВИГЕ" и пр. и пр.), кроме FUZZA - в моем лице - не пишет почти никто. Особенно в столичной прессе. Так что, пока я работаю в FUZZE, материалы об этих - и других - провинциальных фестивалях появляться там будут обязательно. И не вижу в этом повода для попреков. Особенно для попреков в ангажированности.
4. Я сильно подозреваю, что если бы к репортажу о "Нашествии" прилагалось большое фото Кинчева, а на "Лампушке" и "Рыбке" выступали бы не малоизвестные группы, а НЕПРИКАСАЕМЫЕ, НОГУ СВЕЛО! и КИШ, у г-на Нафталина не нашлось бы ни единого возражения против вида и объема всех перечисленных публикаций.
Екатерина Борисова


(3) В сети упорно распространяются слухи о том, что Кинчев якобы сам "приказал" выключить все камеры и убрать всех фотографов. Официальной реакции на это нет. Однако мне это представляется сомнительным, ибо замечено было, что штанги с "летающими" камерами были демонтированы еще во время выступления ЛЕНИНГРАДА.
По свидетельству питерских фотографов, на всех сборных концертах, происходивших в последнее время в Петербурге, Кинчев запрещал фотосъемку (примечание Е. Борисовой).

(4) О ментовском беспределе на "Нашествии-2005" имеется немало свидетельств в Сети. Всего на фестивале присутствовали 3000 сотрудников МВД.

(5) Этот материал был опубликован в саровской газете "Городской курьер" в таком изуродованном и кастрированном виде, что мне было очень неловко признаваться в его авторстве.

Автор: Naftalin
опубликовано 13 сентября 2005, 18:43
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001