Премия, в которую мы не поверили ("Премия FUZZ-2005")


Вот они, все девять номеров журнала FUZZ, которые рассказывают о проведении Церемонии награждения лучших рок-музыкантов страны по итогам года. Девять премий - убедительная летопись процесса, происходящего в нашей стране с рок-музыкой. Девять ли? Давайте смотреть, не забывая и о том, что Премия возвещала итоги прошедшего года.

1997. Первый год, когда вручалась статуэтка "форте". И, одновременно - последний год четкого водораздела между шоу-бизнесом и рок-музыкой. Номинантами были известные и уважаемые музыканты, которые не вызывали особенных вопросов и, при всем разнообразии мнений, встречали почти единодушное понимание. Чиж, Хвост, АУКЦЫОН, ДДТ, КИРПИЧИ, АКВАРИУМ. Разве что только кандидатура Сергея Чигракова вызывала у немногочисленной части слушателей сомнения в истинной "рокенрольности". Первая Премия удалась, несмотря на отвратительный звук в зале (судя по опубликованным записям и мнениям участников фестиваля) и некоторую эклектичность состава участников концерта. Еще одна особенность - наивное название фестиваля. "TeleFUZZ" предполагал участие в действе телевидения. И тогда - в далеком 1997-м - на это еще надеялись отдельные романтики вроде главного редактора журнала Александра Долгова. (Справедливости ради надо сказать, что Премия FUZZ дошла-таки до малых экранов - ее часовая телеверсия была показана в 2004 году на канале "СТС", который принимают далеко не все города России).

1998. Поворотный и судьбоносный год для русской рок-музыки. Оглушительная победа в трех из четырех основных номинаций (Лучшая группа, Лучший альбом, Лучшая песня) дальневосточно-британского пришельца под названием МУМИЙ ТРОЛЛЬ провозгласила на годы власть Мистера Рокапопса на нашей сцене. Понятие "рок" размазалось по бутерброду, смешавшись с откровенной поп-музыкой. Именно тогда начали обретать силу первые ехидненько-радостные голоски, возвещавшие, что "русский рок мертв". Именно тогда был извлечен для широкого использования термин, использованный когда-то в своей песне Федором Чистяковым - "говнорок". Именно тогда начал свое безудержное шествие по FM-частотам страны схоластический ублюдок Радиоформат. Итак, дамы и господа, статуэтка "форте" от музыкального журнала FUZZ возвещает о коронации поп-рока!

1999-2001. Ничего интересного. Три года тотальной популярности поп-рока. Рокеры не молчали, но все их проекты (было среди них много интересных и сильных альбомов) пока только готовили почву для очередного "пришествия", потихоньку перетягивая на свою сторону ушедшую в сторону "формата" публику. Премия FUZZ раз за разом тасовала поп-роковую колоду, то выдергивая новые, широко профинансированные проекты, то снова подсовывая уже потрепанного и выцветшего "короля". Странное появление в номинации Лучшая песня группы TEQUILAJAZZZ ("Зимнее Солнце") было лишь реакцией на возможное привлечение в свои ряды перебежчика из противоположного лагеря. Ай-Ай-Ай хмыкнул и ушел куда-то вбок, в собственную сторону.

2002. Поп-рок был вынужден потесниться. Лучшей группой стали КОРОЛЬ И ШУТ, которая уже несколько лет красовалась в различных списках популярности. Уже было невозможно игнорировать тот факт, что появилась значительная часть поклонников, воспитанных отнюдь не теле- и радиоэфирами. Условно говоря, "простой народ" захотел других героев и другой музыки. Чего-нибудь попроще и... погрубее, чем все эти словесно-музыкальные игрища, скрывающие под флером гламурности обычные гомосексуальные комплексы или чавкающе-чмокающее либидо. Намеки с утробным урчанием начали уступать место "прямому тексту". То, что появление Горшка и компании на Премии было не случайно, подтвердила не основная номинация Лучшая live-группа, в которой победил ЛЕНИНГРАД. Хотели кормить всех единым "форматом"? Получите "антиформат"!

2003. "Антиформат" продолжает наступление, и о паритете уже можно говорить с известной долей условности. За ЛЕНИНГРАДОМ остаются две основные номинации - Лучшая группа и Лучшая песня. Поп-рок, похоже, начинает пожирать сам себя. В качестве альтернативы "форте" за Лучший альбом вручается задумчивому и почти элитарному альбому "Выше Осени" группы TEQUILAJAZZZ. Снова всплывает проект Евгения Федорова, и снова он выглядит элементом скорее случайным и чужеродным, нежели закономерным и органичным. Вообще, ТЕКИЛА становится очень удобным объектом для "сливания пара" у антагонистов всех мастей. Ни тем, ни этим, зато "умным" покажешься.

2004. Вот оно, счастье! Так мог воскликнуть виртуальный новообращенец, впервые познакомившийся с музыкой в России. Премия FUZZ впервые за все время существования высветила почти полный спектр различных оттенков российской рок-музыки, отметив бронзовыми статуэтками самую разноплановую музыку, что, опять же, четко соответствовало общероссийским тенденциям. Состав лауреатов зафиксировал равноправие различных течений и "уравнял в правах" самые разные группы почитателей музыки. Лучшей группой стал ПИЛОТ (наконец-то!), уже давно заслуживший право получить "форте" от имени тех, кто продолжил традиции основной части "героев 80-х". Лучшим альбомом был назван очередной диск ЛЕНИНГРАДА - "Для Миллионов". "Антиформат" перестал быть таковым и стал "просто музыкой". Приз за Лучшую песню получила представительница поп-рока Светлана Сурганова, прокатившаяся по эфиру с хитом "Мураками". Лучшее видео было снято на песню инди-проекта (да простят меня любители этой группы за подобное слегка вольное определение) MARKSCHEIDER KUNST. "Старички" - ДДТ - получили награду пусть и не в самой главной категории, как Лучшая live-группа, но все равно не остались забытыми. И даже "ни туда, ни сюда", но полюбившаяся народу своей простотой 5'NIZZA была отмечена, как Лучшая новая группа. Идиллия.

Примерно такими оказались предыдущие восемь Премий FUZZ, ставших самым важным и авторитетным рок-событием в России. Но прежде, чем переходить к девятой, следует обязательно сказать еще об одном участнике Премий, роль которого в этом событии не очень понятна. Речь пойдет о рядовом читателе журнала FUZZ.

Технология выбора лучших такова: сначала журнал самостоятельно выдвигает номинантов, а потом предлагает ряду экспертов - представителей различных СМИ - выбрать лучших. Подсчет голосов экспертов и определяет победителей. Однако не только эксперты заполняют анкеты. Заполняют точно такие же анкеты-купоны и читатели журнала. Вот только не очень ясно, зачем они это делают. Ни на одной из первых восьми премий по результатам читательских опросов "форте" не вручалась, да и выбор читателей не очень широко освещался (первые два раза результаты этого выбора даже не были напечатаны в журнале). Использовались эти данные только для того, чтобы самому удачливому читателю, чей заполненный купон по всем позициям полностью совпал с выбором всех остальных, выпала возможность посетить Церемонию награждения за счет журнала и получить кое-какие привилегии (посещение пресс-конференции и закулисья, общение с любимым артистом, публикация отчетного письма в журнале).

Во времена господства Радиоформата и Поп-рока читатели послушной рукой подметали дорожку, аккуратно вымощенную Гудвинами средств массовой информации. Впервые мнение читателей принципиально не совпало с мнением экспертов в том самом 2002 году, когда поп-рок начал сдавать позиции. Впрочем, на то и нужны эксперты, чтобы не идти на поводу у поклонников. Но и полностью игнорировать последних тоже нет возможности. Так "низы" иногда вынуждают "верхи" идти на компромиссы. Различия в видении (и слышании) ситуации привели к тому, что в 2002 и 2003 годах мнения экспертов совпадали с мнением читателей только в одной из четырех основных номинаций. А потом пришел год 2004-й, окончательно примиривший и уравновесивший все устремления, чаяния и пожелания. Лучшая Церемония за все предыдущие годы на самом деле весьма полно и объективно осветила прошедший год, оставив сытыми волков и целыми овец. FUZZ окончательно утвердился в роли самого авторитетного и даже более того - единственного музыкального издания, право имеющего на вручение ежегодной Премии за достижения в области рок-музыки. Вес и значимость Премии FUZZ в рок-сообществе по праву были неоспоримы. Казалось, что не только окончательно, но и бесповоротно. Но это только казалось...

Девятая же Церемония стала уникальной среди всех проведенных Премий, и это совсем не та уникальность, которой можно гордиться.

Во-первых, отслеживание тенденций в отечественном мире рок-музыки по итогам Премии стало весьма сомнительным. Появление среди номинантов и лауреатов маргинальных музыкантов из Выборга (ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ) явно не соответствует ни сложившимся нынче творческим реалиям, ни потребительским запросам. Дельфин, ставший Лучшей группой года, хоть и отметился интересной работой, но только лишь в качестве "еще одного" - ни больше, ни меньше. Эстеты и отдельная часть аудитории были заинтересованы, но говорить о том, что именно Дельфин нынче задает (или задавал в прошлом году) тон, было бы неверно. Выбор Лучшей песни (победил Ю-ПИТЕР) и Лучшего видео (ЛЕНИНГРАД) тоже получился на загляденье. Если примитивный зонг (уж извините, но иначе я это назвать не могу) Бутусова "Девушка По Городу" или жанрово бездарный номер ЛЕНИНГРАДА "Геленджик" ("Настоящий я мужик - вывез бабу в Геленджик..." - такая вот обрусевшая версия мультяшной музычки) считаются лучшими рок-песнями, то в "консерватории" нужно что-то срочно менять. Появление дополнительных статуэток положения не спасло. Читатели журнала снова вывели на первое место группу ПИЛОТ (впервые на Премии вручался Приз читательских симпатий). Это стало бы чуть ли не единственным светлым пятном Церемонии, но ПИЛОТ был представлен всего двумя участниками группы - Чертом и Йориком - и ограничился всего лишь одной исполненной песней. Так что пятнышко оказалось чересчур миниатюрным. Зато еще одна новоявленная статуэтка стала скорее акцией, чем событием. Приз зрительских (не путать с читательскими) симпатий проводился с помощью SMS-голосования и зависел от того, кто имеет больше денег на мобильнике, т. к. количество голосов с одного номера не ограничивалось. Итогом такого волюнтаристского подхода стала победа группы AMATORY, против которой сказать особенно нечего, но и за - тоже.

Во-вторых, очень характерным стало отношение экспертов к тем номинациям, которые предлагаются журналом. Цифры безжалостно констатируют потерю авторитета издания среди остальных средств массовой информации и специалистов. Судите сами. Впервые процент "использования" предложенных номинантов стал на самый мизер больше пятидесяти процентов. 18 экспертов должны были ответить, каждый по шести позициям. Всего должно было быть 108 ответов. В идеале все 108 имен должны были быть из предложенного журналом списка. На деле же получилось, что номинанты были названы всего 55 раз, то есть "половина плюс один". Теперь начинаем вычитать. Если уберем одного "домашнего" эксперта (главного редактора журнала Александра Долгова), который был по статусу обязан называть имена из списка номинантов, у нас получится 49 названных из 102 возможных. Уже меньше половины. А теперь отбросим всего четырех экспертов - добросовестных Леонида Захарова ("Комсомольская правда"), Антона Сою ("РММ"), Андрея Тропилло ("Антроп")* и Сергея Украинцева ("Никитин")*. У нас остается еще целых 13 (харизматическое число!) экспертов - больше 72% опрошенных, т. е. почти 3/4 всех экспертов. От них мы должны были услышать имена номинантов 78 раз. А сколько раз на самом деле номинанты были названы? Не поверите - всего 25 раз! Подавляющая масса экспертов пользовалась предложенными журналом именами реже, чем один раз из трех! Это ли не свидетельство потери всякого авторитета среди приглашенных специалистов?! Отдельные из экспертов и вовсе в открытую глумились над FUZZОМ. Например, Артемий Троицкий назвал всего одну позицию, оставив остальные пять без ответов. А один из лучших рок-журналистов страны Сергей Гурьев издевательски назвал Лучшим видео опус Верки Сердючки (каков уровень ехидства в ответ на предложенный "Геленджик"!).

Для сравнения приведу данные за предыдущие два года.
2003 год. 19 экспертов. 76 предложенных номинантов из 114 возможных. Без Долгова: 71** из 108. 13 самых "недисциплинированных" экспертов использовали предложенных номинантов 44 раза из 78 возможных.
2004 год. 14 экспертов. 48 из 84 возможных. Если убрать из этого списка Александра Долгова, то останется опять 13 человек. Из 78 возможных - 42 предложенных номинанта. Да, эксперты народ своевольный, но следите за цифрами: 2003 - 44, 2004 - 42, 2005 - 25. Ощутимое падение... Доверия? Авторитета?

* - Это представители известных издательских компаний.
** - Анекдотичный случай. Главному редактору не хватило пяти номинантов в категории Лучшая live-группа, выдвинутых собственным журналом, и он назвал дополнительное имя. Сами догадывайтесь, к кому он мог отнестись с таким мощным пиететом. Что значит магия имен!

В-третьих, невнятное положение читателей в процедуре голосования нашло в этот раз полностью адекватное отражение. Впервые в истории Премий мнение читателей по четырем основным категориям полностью не совпало с мнением экспертов (читатели проголосовали так: Лучшая группа - ПИЛОТ, альбом - "Рыба, Крот и Свинья" ПИЛОТА, песня - "Шнурок" ПИЛОТА, видео - "Романс" СПЛИНА). Впрочем, как мы уже поняли, на этот раз с мнением экспертов вообще вряд ли что-то могло совпасть. Пора уже читателям бойкотировать все позиции опроса, кроме той, по итогам которой (речь идет о номинации Лучшая группа), наконец-то, журнал соизволил вручать статуэтку - Приз читательских симпатий.

Самый яркий момент Девятой ЦеремонииВ-четвертых, и в-последних, Премия-2005 войдет в историю проведения церемоний как самая скандальная. Кульминационным моментом фестиваля стала не новая песня или чье-то яркое музыкальное представление. Самым ярким событием на концерте была... жопа. Прошу прощения за натурализм, но я еще щажу нравственные устои той части читателей, которым неприятны подобные слова, потому что, кроме этой яркой и гладкой части тела, публике было показано еще и то, что находится с противоположной стороны. Да-да, именно это. Во всей своей вялости и болтательности. Автором этого перфоманса, исполненного во время сета ПТВП, стал некий Кита из как бы известной группы ПСИХЕЯ. По поведению Киты за сценой до и после этого сольного номера (со слов очевидцев) можно сделать вывод, что эта выходка носила не спонтанный характер, а была продуманной и заранее спланированной акцией. И вряд ли данный акт эксгибиционизма проходил без ведома и одобрения лауреатов в категории "Лучший альбом". Складывается впечатление, что музыканты отнеслись к журналу не более уважительно, чем эксперты, показывающие свое явное пренебрежение к проводимому действу.

Не столь уже важно, почему все действия журнала целенаправленно вели к тому, чтобы гарантированно оконфузиться. Достоверно причины могут быть известны только самим сотрудникам FUZZА. Куда важнее, сделает ли редакция выводы за текущий год, или в следующем вообще придется говорить о Премии, которую мы потеряли.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 20 июля 2005, 15:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (14) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003