Саровский рок устами ушеслышца (монолог провинциала)


Алексей ''Бес'' Бессарабенко"...А я все ждала, когда можно будет выйти покурить" - сказала моя собеседница. Не дождалась. Еще бы: находясь в условиях вынужденной рок-голодовки, публика восприняла городской рок-фестиваль, проходивший под неофициальным названием "Рок за колючей проволокой-3", как долгожданное пиршество. Только вот "голодающих" оказалось не так уж и много. Что, впрочем, тоже не удивительно - образовавшиеся пустоты уже давно заполнены консервами знаменитой "Фабрики"; свято место пусто не бывает. В такой ситуации 350 человек, пришедших на второй день фестиваля - число, скорее вселяющее оптимизм, нежели разочаровывающее. А теперь обо всем по порядку.

День первый

Ну разве это интересно? Вы ведь все равно не знаете ни одной группы. А, впрочем, мне-то какая разница? Слушайте. Я ведь даже сейчас не очень понимаю, что меня заставило пойти на первый день этого фестиваля. Мне же русским языком говорили, что первый день будет "Черным", то есть ну очень "тяжелым". К такому крайнему проявлению музыкальных эмоций я весьма хладнокровен, и особой тяги испытывать свои перепонки на крэш-тест за мной не наблюдается. Нет, причины-то пойти и на первый день фестиваля у меня, конечно, были, но... Сами знаете, как легко при желании на любую причину найти веский повод. Так что не спрашивайте меня, почему я не стал искать эти поводы, а просто положил в карман фотоаппарат, доложился семейным, что меня ждет гражданской важности задание, и пошел в пургу навстречу Молодежному Центру, ласково именуемому в народе "Стройкой".

На крыльце мирно попивали пиво знакомые и незнакомые лица. Незнакомые оказались музыкантами группы из Балахны с угнетающим названием ТЛЕЮЩИЙ РАЗУМ. Честное слово, я всегда немного иначе представлял себе представителей одного из самых тяжелых и громких участков металлургического цеха. Однако, как потом выяснилось, не волос красит музыку.

В зале все было чинно и благородно. Редкие энтузиасты, разместившиеся в креслах к заявленному началу концерта, потихоньку распушали свои гривы, но опытные меломаны не суетились и спокойно посасывали пока еще не запрещенные табачные изделия. С небольшой задержкой минут в тридцать ведущий объявил первых участников.

Матвик, MORTAL SURGERYMORTAL SURGERY. Этих бравых хлопцев я уже видел полтора года назад на второй "Колючке", поэтому, стараясь не вслушиваться во вступительные аккорды, достал фотоаппарат, чтобы запечатлеть нового вокалиста "хирургов". Оппаньки. Ну, вы сами знаете, как это случается, когда удары судьбы и звука обрушиваются на голову одновременно - батарейка села, и мой одноглазый друг наотрез отказался открывать свое веко. Пришлось угомониться и просто слушать. Хотя новый вокалист недолго успел порычать в одиночестве, а потом на сцену поднялся прежний владыка хирургического микрофона - Аллигатор...

MORTAL SURGERYВсе оказалось не настолько плохо, как я предполагал. Нет, конечно, слово "хорошо" для услышанного не подходит. Ударник, приглашенный незадолго до концерта, не очень понимал, что происходит на сцене, и пытался просто по мере сил вносить свою скромную лепту в шумовое оформление. Басист, видевший, наверное, впервые в жизни палочки в руках у сидящего за ударной установкой, периодически впадал в состояние легкого недоумения и начинал наугад теребить непослушными пальцами струны (за неимением платочка). Но зато, когда им удавалось всем вместе поймать ритм и сообразить, что здесь происходит, получалось совсем неплохо. Скорее всего, это была заслуга гитариста, разбросавшего по песням не одну интересную мелодическую (да-да!) находку, которые придавали усилиям остальной части оркестра ДУШЕГУБОВ-ЛЕКАРЕЙ осмысленность и создавали впечатление общности усилий. Вот так получилось, что мне довелось, вопреки ожиданиям, даже испытать моментами кратковременное удовольствие - как бы ни старался Аллигатор мне его испортить. Окончательно войдя в роль деструктивного элемента, сей могучий хрипун сорвал с себя джемпер, и... Мой сибирский родственник - дядя Коля, комбайнер - точно так же выглядел на своей далекой сибирской кухне. Разве что тело более тренированное. Но зато майка точно такая же - голубая, размеров на шесть больше, чем надо. Аллигатор вдохнул полной грудью запах славы и попробовал взмыть. Вторая попытка была более удачна - он оторвался от пола сантиметра на четыре. Публика покорно мотала головами около сцены.

TERATOSTERATOS. Перед их выступлением публики у сцены прибавилось, началось нестройное скандирование. А тут еще ведущий интригующе произнес, что группа играет в стиле симфо-дэт. Я человек простой и привык верить тому, что мне говорят ведущие. Так бы слушал и слушал, да вот жаль - конферансье удалился, и на сцену вышла группа. Собственно, могла бы и не выходить, только мне это было еще неизвестно. После короткого совещания члены коллектива заняли свои места (барабанщик остался от предыдущих выступающих, поэтому с места вовсе не сдвигался) и начали извлекать звуки. Причем каждый - свои. Гитарист - он же вокалист - зажужжал что-то симфоническое на одном аккорде. Аккорд был таинственным и почти инопланетным. Когда песня перевалила за середину, фронтмен прервал свое увлеченное музицирование и с недоумением воззрился на то, что было у него в руках. После нескольких секунд молчания он выдавил в микрофон вовсе не страшным рыком: "Ребята, кажется, у меня гитара не настроена?" Примерно минута ушла на то, чтобы он поверил мнению общественности и начал с мольбой выспрашивать: нет ли у кого настроенной гитары? Похоже, чувачка жестоко обманули в музыкальном магазине и продали ненастроенную гитару. Выяснилось, что этот брак можно исправить, не обращаясь обратно по месту покупки - на сцену поднялся гитарист "хирургов" и привел орудие труда кудесника симфо-дэта в человеческое состояние. "Вот ведь жалость какая с вашими принадлежностями", как любил говаривать незабвенный Саша Черный. Далее уже ничего интересного не было, а единственным человеком на сцене, кто старался хоть как-то выполнять роль музыканта, был басист, простоявший без единого движения весь сет ТЕРАТОСА, но и с ритма почти не сбиваясь. Ах да, почему симфо? Все очень просто: сбоку стояли клавиши с человеком. Публика покорно мотала головами около сцены.

Денис Мунин, W.Р.Е.D.W.Р.Е.D. На самом деле ВРЕД - это бывшие JB минус один гитарист плюс новый ударник. Где они смогли найти такого классного барабанщика при нашем дефиците на мастеров палочек и педалей, никто не скажет, но Денис Мунин произвел на всех ударное впечатление. Впервые за этот вечер на сцене появилась ритм-секция. Однако не только этим ВРЕД отличался от остальных. Не иначе происки международного терроризма и мирового империализма поместили посреди дэтовых громовержцев прекрасный образец классического хард-рока с элементами блюза и арт-рока. Евгений Ларин, W.Р.Е.D.Мастерство музыкантов не оставляло сомнений, сочные аранжировки радовали слух, ритм-секция качала, а вокал Евгения Ларина - окрепший и ставший более изобретательным - выносил окончательный вердикт о состоятельности группы. Я, например, не удивился, когда выяснилось, что и вокалист, и барабанщик, и бас-гитарист (Валерий Калачев) стали лучшими в своих номинациях среди всех выступивших за два дня. И чего я вам буду рассказывать о том, что было просто прекрасно? Когда-нибудь сами услышите, а пока перейдем к очередным выступающим, тем более что публика давно очистила пространство перед сценой - неудобно слушать, мотая головой.

Алексей Шерстобитов, NECROSISNECROSIS. Только они вышли на сцену, как сразу стало ясно, кто в доме хозяин. Это я вам как очевидец говорю. Уверяют, что сам Паук сжевал от зависти половину своей бороды во время совместного концерта НЕКРОЗИСА и КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА в Нижнем Новгороде. Паук до сих пор, между прочим, сипит - может, и правда, волосы в горло забились? Вот, оказывается, какой он - симфо-дэт аленький. И клавиши, по всему выходит, не только для антуража нужны - на них играть полагается. И гроулинг (это в дэте манера пения так называется) нотам сыгранным соответствует, и гитары почему-то все настроены. Особенно красиво звучала гитара Дмитрия Сысуева. Тут-то толпа из нескольких десятков человек ка-ак ломанется! Максим Бойков и Дмитрий Сысуев, NECROSISДа как давай по примеру вокалиста (Макс Бойков) поклоны отвешивать. Красота! Только мне страшно стало. Не за себя, упаси Марс, а за тех, кто перед сценой стоял. Одна девчушка уже двигаться вовсе не могла, только шею массировала, да лицо кривила: то ли больно было, то ли песня нравилась. А другая-то, другая! Она даже остановиться была не в силах. Качается такая тростиночка, руками в край сцены уперевшись. Болтает своими светлыми жиденькими волосенками. Вроде бы все уже, пора остановиться, но толкает ее волна звуковая из колонки, в которую она головой залезла - взад-вперед, взад-вперед. Жуть как страшно было: переломится тростиночка, и останется мама без дочки-отличницы. Хорошо, рядом люди добрые - стиснули с трех сторон, закрепили. Не бывать горю-несчастью!

Чего греха таить, я и сам первые 20 минут с удовольствием слушал качественное выступление "некрозайцев". Когда 40 минут угара закончились, у сцены оставалось не более десяти человек. Остальные смогли отползти.

ТЛЕЮЩИЙ РАЗУМТЛЕЮЩИЙ РАЗУМ. Первая реакция зрителя при виде такого коллектива: "Колхозники-металлисты!" Но меня еще в детстве мама учила, что по одежке только встречают, а провожают - как следует. Нынешнюю молодежь мамы этому, похоже, не учат. В зале почти никого не осталось, а с задних рядов, где то ли целовались, то ли распивали огненную воду, раздавалось пожелание музыкантам идти, идти и идти. Колоритный вокалист РАЗУМА с жизнерадостной улыбкой и свежевыбритой головой предположил, что во всем виноват NECROSIS, который "убил" основную часть зрителей. Еще пара предложений, и... А ведь здание давно не ремонтировалось! Чертовски технично эти балахнинцы рубят свой брутальный дэт. Жаль только, что этот стиль уже давно не в фаворе. Мне кажется, я понимаю, почему. На третьей песне я осознал, что еще немного, и мой разум истлеет до основанья, а затем... О том, что могло быть "затем", гадать не хотелось. Я тихонько поднялся, чтобы никому не мешать скрипом обуви, и по возможности незаметно покинул помещение. Удачи вам, РАЗУМ! Первый ваш альбом уже скоро увидит белый свет. В том смысле, что белый свет уже совсем скоро сможет познакомиться с вашим дебютным альбомом. Познакомится и содрогнется. Однако барабанщик и гитарист мне шибко понравились.

ТЛЕЮЩИЙ РАЗУМРассуждая о сложностях в организации достойной смерти музыки, я кружными путями передвигался в сторону дома. Death умер... Умер. Для меня.


День второй

Да я все понимаю, чего уж там. Жители столиц вряд ли имеют столько терпения, чтобы так долго слушать о провинциальных самородках, недосамородках и несамородках вовсе, но коли уж сказал: "А, б...", - говори и "...я!" Стало быть, купил я эту треклятую батарейку. И снова в пургу. А ведь еще позавчера этот улыбчивый циник доктор Беляев обещал солнечные выходные. Хорошо, что он не обещал приятного времяпрепровождения, а то бы я точно сразу назад развернулся.

Олег КуликОлег Кулик. Что я знал про Олега Кулика? Достаточно многое. Но, самое главное, я знал его секрет: он всегда особым образом настраивал свою гитару. Настолько особым, что повторить эту настройку в следующий раз не мог никто, в том числе и он сам. По этой причине я сначала колебался - идти ли в зал на первого исполнителя, или спокойно покурить, восстанавливая слегка деформированные предыдущим днем слуховые мембраны. Но ведь я купил батарейку! Зря, что ли? Вот и пошел в зал - послушать, как он звучит без верной спутницы Рыси. Надо же, удивился. Олег эти полтора года, что прошли со второй "Колючки", не сидел без дела. Его прогресс меня, право слово, удивил. Вы только не подумайте, что я говорю про игру на гитаре. Она все такая же уникальная. Зато сами песни и манера исполнения изменились в лучшую сторону. Еще больше удивил меня (прямо скажем, сразил в самое сердце) мой сосед слева, сравнивший Олега с Сергеем Калугиным (!). Если попытаться найти эпитет к этому сравнению, то я назвал бы его более чем гиперархимегасмелым. Прости, Сергей! Очень хорошо, что программа у Олега была короткой, а очередь выступления - первой. Народ в зале не успел понять, что происходит, и даже благодарно выделил некоторую долю аплодисментов.

S.T.O.D.S.T.O.D. Да что же это за мода такая пошла на таинственные аббревиатуры из английских букв в названии коллективов? Назвали бы попросту - СТЫД. Сразу и смысл, и характер песен обрисовали бы. А то ведь сиди и гадай, какой такой СТОД... Может быть, это означает SYSTEM TOOLS OF DOWN? Надо спросить у ребят при встрече. А она состоится обязательно. Надо же мне их послушать более внимательно. Да и радиослушателям, думаю, не помешает как-нибудь выловить из эфира что-нибудь живое, настоящее. S.T.O.D. - очень настоящие. Красивая поэзия, не лишенная недостатков молодости, но и не избавленная от ее очарования, соединена с мягкими, лиричными мелодиями. Аранжировки точны, но не перегружены излишествами. Музыканты - не виртуозы, но играют чисто и слаженно. Как сказал кто-то из предков: "Грустно. Светло. Радостно". И характерная особенность - вокалист настолько точно интонирует под Александра Васильева, что, закрыв глаза, легко представить себя на концерте (разумеется, unplugged!) СПЛИНА. Это обстоятельство стало основной претензией тех, кто хотел найти какие-нибудь пятна скверны на песенном полотне группы. Что же, кто ищет, тот всегда найдет желаемую грязюку, а я уверен, что данный феномен вокального подражания - явление временное и не влияющее на дальнейшую судьбу коллектива. Минорная музыка располагала к интимным танцам, чем отдельные присутствующие и занялись на зависть остальным зрителям.

KAZAPISKAZAPIS. Ну, вот опять! В каких канцеляриях раздают подобные названия? Или началась пора повальной конспирации? Тогда давайте более короткие названия - Ы или 007. А то ведь еще и ударение не туда поставишь ненароком. Ударение ударением, а вот ударник что-то какой-то знакомый у них. Ба! Да ведь я его в предыдущий день уже два раза наблюдал на этом же месте! Ну да, тот самый, который дэтовал в двух первых группах. Граждане, неужто у нас в стране на самом деле с барабанщиками напряженка? Пришлите в командировку хотя бы двух ребят, способных удержать в руках палочки. Ну, а "казаписцы" тем временем врезали по струнам. Вот это напор! Панк не сдох, уверяют кореша. И правильно делают. Более того, панк и дохлого оживит, если играется с таким драйвом и энергией. Играть, правда, не умеют, но это все по канонам Усопшего Сида. Зато песни в полном соответствии. Зато гитарист ни секунды спокойно не стоит на месте. Зато пого бьет в зале нефтяными фонтанами. И пикантная подробность: за клавишами стоит девушка в броском красном (почти вечернем) платье и в красных туфлях на высоком каблуке. Клавиши были? Ах, это, наверное, звукокрут засмотрелся на нее и забыл дать клавиши в зал. Не беда, все равно этого никто не заметил.

KAZAPISПанкующая публика рвала на себе волоски. После исполнения всего своего обширного репертуара (песни аж четыре, наверное) группа пошла на второй круг и под рев толпы завершила выступление зажигательной песней с оптимистичным текстом:

Смерть, одиночество,
Грусть и тоска.
Страшное пророчество
Слышу я издалека...


ТОЧКА КИПЕНИЯТОЧКА КИПЕНИЯ. Видал я разные скандалы. И не только видал. Вы наверняка тоже можете вспомнить что-нибудь из своего опыта. Так что этот скандал фестиваля на самом деле я скандалом называть не стал бы. Подумаешь, невидаль - водой на сцену побрызгали. А что флагом с лимонкой размахивали, так ведь не со свастикой же. Футболка у вокалиста со съезда НБП привезена, но ведь не с изображением конопелюшки родимой. А что до выкрика со сцены: "За Россию без Путина!", так ведь это же не "Смерть преступному режиму!" А сами песни и вовсе не агитпроповские. Даже наоборот, хотя и в панковской стилистике спеты и сыграны. Хорошие песни, в меру глубокие. Последняя песня про лес вообще на экологический гимн тянет. И группа играть умеет, благо, состав нам уже знакомый - группа S.T.O.D. с другим лидером. Задорно выступили, смело. Как таких людей в этот идиотический фашизм заносит? Ума не приложу. Но я ведь не о нацболах рассказываю, а о музыкантах. Людей перед сценой слегка поубавилось, но, с другой стороны, остальным просторнее прыгать было. А флаг у этих энтузиастов все же не отобрали.

Ч.Е.З.Ч.Е.З. Хорошо, когда люди берут в руки гитары. Плохо, когда они на протяжении многих лет не знают, что с гитарами делать надо. "Чезам" музыкальные инструменты нужны так же, как утконосу грабли. Утконос в отдельности - симпатичное создание, грабли в отдельности - нужная вещь, а соедини их вместе - бестолковый уродец получится. Хорошо, когда люди стихи пишут. Плохо, когда они не знают, как слова в предложения составляются, и вообще, какие они (слова, то бишь) бывают, кроме тех, что в очереди за пивом звучат. Хорошо, когда люди поют. Плохо, когда одновременно нет голоса и слуха. Об этом еще покойный Юра Клинских сказал: "Как безрукий мастурбатор..." Хорошо, когда барабанщик неплохо стучит. Плохо, когда он еще в двух других группах (S.T.O.D. и ТОЧКА КИПЕНИЯ) занят. А ведь Артем Бессонов не железный. Такой типа панк, брат, получается.

Возле сцены три фаната быстрыми дислокациями пытались создать видимость толпы.

Синкопа и Катя КСИНКОПА. Душевное получилось выступление. Жаль только, не дали посмотреть мне это действо те самые дела, которые и вынудили идти на первый день фестиваля. Всего одну песню я и смог зацепить. Но и за нее спасибо и Сашке, и Кате, и даже Бесу, возникшему за ударной установкой.

Потом все было, как полагается: кого-то хвалили, кого-то награждали, кто-то даже вышел "на бис". А я снова зачехлил свой фотоаппарат, поднял воротник и пошел. Да и черт с ней, с пургой.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 17 декабря 2004, 19:48
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (13) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002