Размышления рокера об анализе анализа


О-хо-хо! Не хотел я вылезать из своего теплого уютного угла, да вот, видимо, придется выползти - потрясти пыльными медалями, побурчать по-стариковски.

Сам-то я из тех, "кто с младых ногтей посвятил свою жизнь исключительно музыке" - соответствующее образование получал в училище при Консерватории, потом в училище им. Мусоргского, а потом пошел в то, чего, по мнению Леонида Новикова, никогда не было.

Валерий КириловНачинал с покойным ныне Сашей Давыдовым в СТРАННЫХ ИГРАХ; с ним же и вступил в только что открывшийся тогда Ленинградский Рок-клуб. Затем решил загулять по тяжелому - играл с Женей Ивановым в ПЕПЛЕ. Записывался с неизвестными тогда Цоем и Рыбой, чуть потлел в КСК с маленьким Дюшей; затем вместе с Андреем Отряскиным и Игорем Тихомировым (КИНО, ДДТ) мы собрали ДЖУНГЛИ. Ну, и потом ЗООПАРК - до конца...

Как видите, стили совершенно разные: от хард-энд-хэви и рок-н-ролла до эклектики и сам-не-знаю-чего. Как же назвать все это одним словом? Правильно - русский рок.

Прочитал я недавно статью госпожи Борисовой "Рашн деревяшн" - не со всем, конечно, согласился, но предлагаемый ею принцип классификации мне показался интересным и заслуживающим внимания, а некоторые высказывания я бы просто назвал блестящими.

Потянулся я довольно и полез было обратно в свою нору - досыпать. Ан фигушки - лукавый тоже не дремал и подсунул мне статью Новикова "Наши лица как коробки". Прочел я ее, и стало мне грустно. Меня неприятно удивил и тон статьи, и непонимание автором предмета разговора - хотя здравые мысли и им все же были высказаны.

Начну с самого важного: с уважения к тем, о ком пишешь. Выражения Новикова: "почтенная автор", "приподняв ласковым пиаром особо любимых подопечных", "пытаться отгородить на музыкальных просторах свой собственный узкий мирок невероятно наивно и пошло", "беда с желающими все подвести под знаменатель и любителями поклассифицировать" - все они неэтичны по отношению к коллеге, т. к. воспринимаются читателем как злобный наезд со стороны прессы, хотя бы и в рамках одного журнала. Видимо, Новикова в детстве не научили уважительно относиться к дамам - он не джентльмен. Поэтому и я не пишу перед его фамилией "господин" - обойдется. Мне не нравятся люди, живущие по принципу "извинился - оскорбил". В Рок-клубе за такие вещи били морду. Я бы и набил, да далеко я... Майк меня всегда ругал за это и говорил, что, мол, надо словами. Ну, так то Майк был, а сейчас его нет, и ругать меня некому.

Во-вторых, важно уважение к тому, о чем пишешь: "Термин "русский рок" - гнусность, придуманная во времена совдепа нашими рок-журналистами...". Да нет, не они придумали этот термин. Появился он намного ранее, когда советские журналисты еще и думать не думали писать о роке - запрещено было - а рок-журналистов еще и в помине не было (не считая самиздата). Наши первые рок-журналисты были вынуждены общаться с иностранцами с целью получения новой музыкальной информации - а те быстро смекнули, что в СССР существуют некие свободолюбивые люди; рассказали об этом в своих америках-европах, и те начали к нам засылать сначала "простых", а затем и музыкальных журналистов; потом же и вообще понаехали целые съемочные бригады... У себя они называли все это "русским роком" и тайно присылали свои статейки тем, о ком писали. Музыканты, о которых в нашей прессе не говорилось ни слова, хвастали друг перед другом иностранными статьями (у меня дома до сих пор лежат два японских журнала с моей рожей и непонятными иероглифами на страницах) - и эти же публикации показывались тем нашим редким журналистам, которые отваживались брать у нас интервьюшечки: смотрите, мол, пишут - русский рок!

Далее. Майк научил меня с уважением относиться к любому индивидууму, взявшему в руки инструмент. Я искренне считаю, что уважения достоин каждый (любой) рок-музыкант, и нет большой беды, если он начал творить и самовыражаться, возможно, всего лишь полчаса назад: главное - начал, и нет ничего страшного в том, что не всё еще получается так, как надо. Мудрый человек просто обязан его поддержать.

А что пишет Новиков? "[Борисова] произносит здравицу самой дурной ипостаси нашей рок-сцены - плохо сыгранному, бесталанному и банальному рок-н-роллу, справедливо называемому злым словом "говнорок"". Представить страшно, скольких молодых (и не очень) музыкантов отпугнули, обломали и закрепостили такие вот новиковы, ядовито заявляющие: "Радио не пускает в ротацию окрысившихся молодых людей (борцов за темное вчера), а также музыкантов с чрезмерно большим мозгом". И при этом Новиков сетует: "Но эстрада за отчетное десятилетие ни на йоту не изменилась - она всё такая же румяная и упитанная, значит, нелады, в самом деле, не с ней, а с рокерами, переставшими быть интересными".

Валерий КириловНу, попсе по определению положено быть румяной и здоровой - это "музыка" сытых желудков. А вот рокеру надо быть тощим и больным, с горящим воспаленным взглядом, а свою жизнь закончить непременно в нищете, забытым друзьями, в тюремной больнице, сдохнув желательно от туберкулеза. Это штампы жанров, не знать которых невозможно.

Попса изменилась, причем в худшую сторону - это видно всем. Ушли люди, умеющие петь-играть, и пришла "раскрутка". В невиданных масштабах поп-сцена плодит идиотов-исполнителей и идиотов-композиторов, а те, в свою очередь, плодят идиотов-слушателей, требующих уже исполнителей-дебилов... и так далее. Такой вот замкнутый круг получается. Я знаю, о чем говорю, мне есть, с чем сравнивать: будучи профессионалом, сам кормился эстрадой - играл у з. а. РСФСР Владимира Городничего (бабушки его помнят), в ВИА КАЛИНКА (помнят мамы), да и еще где-то там... Напомню, кстати, что во времена "темного вчера" даже гопники слушали исключительно SLADE, URIAH HEEP, LED ZEPPELIN и DEEP PURPLE, не говоря уж об AC/DC. Эти названия писались на ПТУшных сумках разноцветными шариковыми ручками (порой с ошибками) во время лекций по всяким там термодинамикам...

А рокеры... а что рокеры? Чихать им на попсу - как играли, так и играют. Если, конечно, это настоящие рокеры, а не приспособленцы и карьеристы, попросту перепутавшие двери с надписями "рок" и "попса". Рок - это отношение к жизни, ее стиль, а не просто музыка. Можно хорошо играть, но рокером не быть - как АРИЯ, например. АРИЯ - это ЗЕМЛЯНЕ сегодня (эк я перелопатил коммунистов!). Кстати, ее успех я определяю фразой одного из великих: "Каждый дурак найдет еще большего дурака, который будет им восторгаться". Вот и все дела.

Также мне непонятно утверждение Новикова, что мы в свое время "не мечтали попасть на радио и не думали о раскрутке и гастролях. Просто играли рок". Думали, еще как думали! Тропилло, мечтавший о собственном "свечном заводике" - технике, на которой можно печатать пластинки; ПИКНИК, потрясший всех тем, что умудрился отыграть концерт на стадионе; МИФЫ, чью песню "Мэдисон Стрит" спели ЗЕМЛЯНЕ под названием "Каратэ" и с другим текстом - да я могу книгу написать о тогдашних наших мечтах! Но не напишу никогда, так как товарищи делились со мной самым сокровенным...

И уж совсем мне не нравится фраза Новикова о сметении роком социальных граней. Рок не только не "сметает социальные грани", но, напротив, полирует их, заставляет четко отличать панка от банкира, хиппана от буржуя, а представителя андеграунда от сытого обывателя, слушающего ЗЕМЛЯН (или АРИЮ) и оттого считающего себя продвинутым. И хотя рок появился как танцевальная музыка, но по миру он полетел на гребне волны протеста хиппанов против буржуинских ценностей, против войн, против бездумного отношения к природе. "Трясите своими драгоценностями!" Джона Леннона - это шутка или позиция? А как понимать строки Моррисона из "When The Music's Over" (не поленился, перевел еще раз):

Что они сделали нашей земле?
Что они сделали нашей порядочной белокурой сестре?
Опустошили и ограбили, распороли ее и взнуздали,
Искусали ее и искромсали ножами со стороны зарождения зари,
И связали ее заборами, и сволокли ее вниз...


"Они" - это кто, стертые социальные грани? Разве песня дяди Феди (кстати, автора термина "говнорок") "Блуждающий Биоробот" не о том же? Я уж не говорю о множестве антивоенных гимнов времен Вьетнамской войны. Думается мне, что "играть рок" значит играть искренне, "как для Бога в зале" (БГ), и не случайно рок-н-ролл по своей сути - всего лишь быстрый блюз (сыграйте медленно любой стандарт, убедитесь сами), а блюз - это музыка "замученных на плантациях негров" (Е. Борисова). И не случайно рок-н-ролл прижился в России, где рабство отменили всего 150 лет назад, 70 из которых мы провели сами знаете как. Музыкант, честно играющий рок, искренне верит, что мы живем в мире, созданном не политиками, а такими явлениями как Чак Берри, Элвис Пресли, Энди Уорхол, Джим Моррисон, THE BEATLES и иже с ними. Верит в то, что изобретатели хай-хета и электрогитары сделали для человечества больше, чем изобретатели ядреной бомбы. И спорить с этим могут только политики, которые способны лишь развязывать войны.

А Новиков - "просто играли рок...". Тьфу!

И о самом циничном высказывании. "Русский рок - это расписная матрешка для иноземцев и погремушка для младенчиков - верить в его существование комично, в Деда Мороза верить проще..." А вот пропавший Жора Ордановский из РОССИЯН - верил. И те, кто, запрессованные системой, выбрасывались из окон; и кто "случайно" размазывался по рельсам ночной электричкой, невесть как оказавшись в поселке, отдаленном от привычных мест обитания; и кто всплывал весной из подо льда в Кронштадте; и кто заживо сгорал в собственной, только что отремонтированной комнате; и еще многие загадочно погибшие - все они верили в то, что играли. А играли они Русский Рок. С очень большой буквы.

Валерий Кирилов из группы ЗООПАРК

PS: Чтоб все было хорошо - просто искренне играйте и верьте в то, что делаете. Поступайте так каждый день, и через год вы добьетесь успеха. А если и не добьетесь - то всегда есть шанс умереть одиноким в тюремной больнице, желательно от туберкулеза. Игры с этими энергиями даром не проходят, учтите это...

Фото: Наташа Васильева (1) и Андрей "Вилли" Усов (2)


Статья Е. Борисовой "Рашн деревяшн"

Ответ Леонида Новикова на данную статью

Автор: Валерий Кирилов
опубликовано 02 августа 2004, 22:39
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (20) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 4 / 0.003