Тяжелый рок Саровского рока или Хавка подана


Надежда часто - губительное чувство. Я о той бесполезной надежде на лучшее, которая заставляет откладывать какие-то активные действия на более поздний срок. Я говорю о том чувстве, которое заставляет нас думать, что кто-то другой сделает все правильно, что все само собой образуется, что надо только подождать, а там уж точно наступит полная благость и гармония.

Именно такая бесполезная надежда заставляла меня постоянно откладывать написание этого письма. Какая-то наивная вера, что пройдет еще немного времени, и нужные люди поймут очевидные для меня вещи, толкала меня на встречи с этими "нужными" и "ответственными". Скала. Неприступная твердь. Вот что представляет собой любая властная (или подвластная) структура, поставленная управлять и организовывать. Эти гранитные бастионы смиренно принимают на себя волны посетителей и с таким же холодным спокойствием наблюдают, как волны скатываются назад, оставляя после себя на склонах влажный блеск и тоненькие струйки испарений. Отчаянные одиночки пытаются собственными силами изменить ситуацию, но в итоге остаются уставшими и опустошенными.

А теперь, когда прелюдия завершена, можно перейти непосредственно к теме моего письма. Мое письмо - о том, что происходит в нашем городе с культурой и, прежде всего, с той ее частью, которую называют рок-музыкой. Рок давно уже перестал быть молодежной музыкой, а стал серьезной культурой. Не хочется говорить банальные общие фразы, но без них не обойтись. Национальная культура стремительно падает в пропасть. На рубеже тысячелетий она достигла дна, но тут снизу постучали. Официально пропагандируемые представители искусства ставят перед собой одну единственную цель - развлекать. Наше современное массовое искусство ни в коем случае не должно заставлять думать. Обвинять в этом исключительно деятелей культуры я не собираюсь, так как это общегосударственная политика. Избиратели, не думая, идут послушным стадом голосовать за партию, у которой вся программа состоит из единого пункта: "Мы за Гаранта!". Потом эти же избиратели так же бездумно голосуют в едином порыве за президента, который ничего никому не обещает, а только многозначительно намекает на достигнутую стабильность. А нужны ли вообще Власти думающие подданные? Ответ очевиден: легче управлять теми, кто послушно плетется колоннами к урнам, кто весь во власти бесполезной надежды.

Так что культура - лишь один из инструментов общегосударственной политики. Музыка подменяется поставленными на конвейер бездарными полуфабрикатами и пошлыми (но, в то же время, не менее бездарными) "звездами" фонограммных концертов. Литература вытесняется бульварной жвачкой "любовных романов" и "детективных циклов". Телевидение превратилось в тайное общество вуайеристов и эксгибиционистов. Сериалы поедают экранное время с прожорливостью кашалотов. Скульптура, будто забыв о принципах красоты и гармонии, снова приобрела вселенские масштабы и уродует города. Родной язык превращается в плотно сбитый набор сленга и примитива. И вот в это корыто с каждым днем лезут все новые и новые потребители. Сейчас музыку не слушают - хавают. Кино не смотрят - хавают (вместе с чипсами). Книги не читают - хавают. Хавают так, что за ушами трещит. И радуются этому. Мало, кто способен посмотреть вокруг и задуматься. Не страшит даже потеря человеческого лица. Самый точный диагноз нашему современному соотечественнику поставил Сергей Шнуров: "Самое страшное - стать ...!" И сто тысяч на ипподроме в Раменском единогласно подхватывают эту формулу.

К счастью, оруэлловский 1984 год еще не наступил. Версификатор - пока еще не единственный источник вдохновения. В каких-то местах эта государственная машина под названием "Попса" успешно набирает обороты, а где-то встречает достойное сопротивление.

Под словом "попса" я сейчас подразумеваю не этих импотентов от музыки, которые занимают самые видные места в музыкальных торговых рядах. Я говорю о пошлости, возведенной в ранг популярности или официального благочестия. Попса - это депутаты, вешающие лапшу о выгоде отмены льгот. Попса - это дашковы и донцовы, каждодневно продающие со скидкой массам насилие во влажной оболочке секса. Попса - это розенбаумы, уже давно продавшие оптом все, что было за душой. Попса - это бабкины, превращающие народное творчество во всенародную пьянку. Попса - это ручные каэспэшники, повторяющие мантры сорокалетней давности, и пытающиеся ограничить жизнь кругом электрического света имитации костра на сцене. Попса - это рокеры, давшие клятву верности позитиву и асоциальности.

Смотреть на то, что происходит в Сарове - больно. И противно. Коммерческие проекты предполагают приглашение в город имен. Совершенно не важно, что представляет собой исполнитель-имярек на сегодняшний день. Главное, чтобы у него было Имя. Собственно творчество здесь отходит на десятый план. Если бы была возможность привезти за небольшие деньги какую-нибудь Рамазанову (или Пугачеву для другой возрастной категории) с пением Конституции России (на бис - подправленный Гимн СССР), то это обязательно произошло бы. Самое печальное, что зал был бы забит.

Официальные же проекты преследуют цели, совсем непонятные для тех, кто не участвует в этих кампаниях. Я не хочу никого обвинять во всех тяжких, но как налогоплательщик имею право спросить о том, как были потрачены мои деньги, направленные на развитие культуры. Не хотелось бы думать, что подход "числом поболе, ценой подешевле" - это все, что достойны получить саровчане. Вспоминается диалог из фильма "Агония": "- Григорий Ефимыч, а мятые берем? - Берем, берем. Все берем!" Именно так произошло на праздновании 50-летия города. Ситуацию в какой-то мере спасло лишь представление, подготовленное нашими местными силами. День Молодежи тоже пришлось поддерживать местными "подпорками", хотя приглашенная из Нижнего Новгорода группа КОРСАР выглядела уже хоть чем-то.

Результатом такого подхода стало то, что Саров по степени информированности и общего образования в области отечественной рок-культуры находится на самых задворках российской жизни. Молодежь слушает либо западную музыку, почитая ее настоящей, а российский рок - какой-то фальшивой подделкой, либо бросается в объятия танцполов. Оба варианта на самом деле есть одна суть - форма, позволяющая не думать о содержании. Форма становится главенствующим вектором. Слова "круто" и "прикольно" - наиболее адекватное описание современных ценностей. Так происходит воспитание бесцветных личностей, которые с легкостью воспримут любые идеи, если поймут, что это "круто". Быть антиамериканцем - круто, и роботы-боботы берут канистры, которые им подсунули взрослые дяди и идут трясти ими перед посольством. Мочить в сортире - круто, и молодые патриоты-идиоты забивают до смерти 9-летнюю девочку. Вы не видите связи? Так ведь все начинается с малого.

Практически в любом российском городке есть достойные внимания рок-группы, которые пользуются популярностью среди местной молодежи, но, что более важно - являются тем передаточным звеном, которое доносит в понятной и близкой форме национальную культуру до молодежи. Что у нас в Сарове? Играющая уже скоро полтора десятка лет группа ТАЙНЫЙ СОЮЗ - это практически единственный коллектив должного уровня, продолжающий заниматься творчеством на родном языке. Изредка поднимают голову случайные единицы: то LASTы мелькнут, то JB сделают заявку. В общей же своей немногочисленной массе все очень убого. Вот пример творчества саровского коллектива, претендующего на локальную известность и даже популярность:

Я горжусь своей страной
устоявшей пред войной!
И я рад, что здесь живу!
Вся душа моя в цвету!
...
Все печали куда-то изчезали
когда шли в последний бой.
И падая в траву
"За Родину" кричали.
Русь крепка Нами!
Русь крепка Тобой!!!"


(авторский текст взят без искажений и исправлений с официального сайта группы)

Вам смешно? Не смеяться, а плакать надо. Такие слова поют вовсе не 7-летние первоклашки, а уже вполне взрослые люди.

Что я предлагаю городским властям? Прежде всего, обратить внимание на ту часть культуры, которая подарила нам Башлачева и Макаревича, Гребенщикова и Науменко, Цоя и Шевчука, а также многих других. Какие конкретные действия могут быть предприняты? Купите один хороший аппарат на город, чтобы можно было приглашать артистов без потери качества, а не позориться доисторическими "дровами". Оборудуйте для концертов хотя бы один зал. И не бойтесь, приглашайте хороших музыкантов! Я понимаю, вы сами - по причине своей некомпетентности - не сможете выбрать, кого именно приглашать. Спросите у тех, кто знает. Отдайте несколько комнат под репетиционные точки молодым саровским группам. Проводите регулярные концерты. Помогайте саровским группам выезжать на фестивали в другие города. Одним словом - занимайтесь. Помощники всегда найдутся.

Опубликовано: "Первая саровская информационно-развлекательная газета" №19, 29.07.2004

Примечание автора: Редакторские правки в газете были минимальны. Данный текст был написан как "Открытое письмо Старого Пионэра городской администрации". Название пришлось изменить. И еще пришлось забить точками одно слово при цитировании группы ЛЕНИНГРАД. Но вы-то поняли, что это за слово?

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 02 августа 2004, 19:39
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (12) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001