Широкая публика потеряла их из виду после второго альбома. Или даже чуть позже - когда группа приняла участие в одном из первых трибъютов Высоцкого с пробирающим до костей антифашистским зонгом "Солдаты Группы "Центр", слишком сильно контрастировавшим с приблатнённостью других участников проекта, чтобы не запомниться. После этого МАНГО-МАНГО могли вообще ничего не делать, ибо выдержали такой экзамен на профпригодность, который почти все проваливают. Однако в последующие три десятилетия творческая активность не снижалась, одних только дисков было записано ещё пять - считая нынешний, самый свежий. Вот только с популярностью что-то не заладилось. Музыка группы - простая, эклектичная, похожая, скорее, на музыкальные задания в КВНе, неплохо вписывалась в безумную атмосферу 90-х, где трагедия соседствовала с фарсом, а страшное - со смешным. А вот в рок-волну, поднятую "Нашим Радио", ребятам, в отличии от некоторых соратников по московской рок-лабаротории, влиться не удалось. То ли юмор их оказался уж слишком добрым, то ли стиль слишком оригинальным, не испорченным очевидными западными влияниями. А может быть, тематика новых песен оказалась уже не столь актуальной?
Ведь в самых известных ранних песнях лидера группы Андрея Гордеева ставка делалась на пародирование пафоса советского пропагандистского искусства. Из доведённых до полного бреда сюжетов надоевших всем "производственных" романов выросли знаменитые "Аквалангисты" и "Космонавты", из трескучих патриотических маршей - "Пули", из гладкого, стильного, но наивного филармонического рока - стилизации типа "Мамаду". Но смеяться над всем этим в определённый момент стало немодным. В эфир прорвались "Старые Песни о Главном" и заразили страну ностальгией по такой, оказывается, милой "ретрухе". МАНГО-МАНГО сохраняли верность своему стилю даже тогда, когда этого уже никто не мог оценить.
В результате, слушая выпущенный осенью 2025-го альбом, прежде всего пытаешься понять: в какой же всё-таки эпохе застряли ветераны московского стёб-рока? Надо сказать, что задача эта не из лёгких. В песне "Доброй Ночи, Интернет", например, больше всего заметно желание казаться современными если уж не в звучании, то хотя бы в содержании. Тут вам и Одноклассники с ВКонтактом добрым словом помянуты, и не знающие сна и покоя геймеры, и вдохновенные блогеры, и неугомонные тролли. И Skype тоже не остался обделён вниманием, вот только в курсе ли ребята, что некогда популярный мессенджер уже закончил свои дни? И самое главное, наверное, состоит в том, что восхищаться возможностями, которые нам даёт интернет, а тем более подшучивать над ними можно было двадцать лет назад, а сейчас мы всё чаще горько шутим над тем, как эти возможности постепенно отбирают.
А вот в "Мото-песне", воспевающей байкерскую романтику, если и есть какой-нибудь минус - так это в недостаточно мощном драйве. Обещающее нечто заводное жёсткое гитарное вступление быстро затихает, едва только появляется вокал, и рок-н-ролл превращается почти в заторможенную бардовскую лирику, которая в данном случае неуместна. Всё-таки поклонники мотоциклетной субкультуры - парни суровые, любят в основном тяжёлую, агрессивную музыку, а если им на каком-нибудь байк-шоу сыграют подобное, реакция будет весьма кислой. Гордееву, слишком долго позиционировавшему себя как клоуна (причём, очень доброго), байкерский репертуар не подходит категорически. Темперамент не тот, да и сценический образ тоже. Хотя герой явно рассказывает об упоении скоростью, о тяге к дорожным приключениям искренне и со знанием дела. И сама тема будет актуальна ещё долго - пока существуют дороги и готовые носиться по ним сломя голову "Герои Асфальта".
То, что МАНГО-МАНГО всегда были неравнодушны к образам людей увлечённых, по-хорошему одержимых чем-то, было заметно ещё в самых ранних записях, до сих пор, к сожалению, так и не изданных официально. К настоящему моменту этот интерес не угас, но, видимо, начала угасать творческая фантазия или сузился выбор тем для новых песен, что слишком сильно бросается в глаза. Представьте себе: в альбоме присутствует целых два трека, посвящённых рыбалке - "Ты не Рыбак" и "Рыбак и Русалка"! В первом подробности рыбной ловли описываются настолько детально, что понятно: пред нами настоящий фанатик, при котором если скажешь, будто сидение с удочкой на берегу - занятие скучное, убьёт на месте. У кого из нас не было похожих знакомых или даже родственников? Вторая песня же продолжает начатый разговор, и она могла бы показаться безумно смешной, если бы не содержала слишком явный намёк на дуэт Игоря Николаева и Наташи Королёвой, вообще-то распавшийся четверть века назад и уже успевший подзабыться. То есть хороша пародия, но толку от неё не больше, чем от передразнивания голосов Брежнева или Горбачёва, кормившего в 90-х не один десяток эстрадников-юмористов.
Иногда музыканты очень сильно напрягаются и пытаются создать настоящий суперхит. Так появляется номер в стиле реггей под названием "Валера" или выдержанная в горячей псевдобалканской стилистике "Жизнь Моя Реальная", которую, возможно, на радио в ротацию и не взяли бы, но на каком-нибудь корпоративе для весьма специфических клиентов южной национальности приняли бы восторженно - в пляс бросятся даже те, кто уже нетвёрдо стоит на ногах. Казалось бы, до удачи остаётся всего один шаг. Однако чаще всего дело оборачивается бессмысленным вторжением на территорию других звёзд конца прошлого века. Например, песня "Заводской Район", совершенно неотличима от всего того, что делала группа ДЮНА в самом начале своей карьеры. Слава богу, дело обходится без моря пива и океана водки, но желание любой ценой понравиться конкретным пацанам из глубинки слишком хорошо читается между строк текста и в узнаваемом шансонном аккомпанементе. В самих по себе попытках говорить с простым народом на понятном ему языке нет ничего криминального - ведь даже классики этим не брезговали. Вот только те пацаны, которым бы согрела душу данная вещь, давно повзрослели, а их дети, скорее, предпочитают рэп. Опять опоздание на целые тридцать лет! Ну, разве же так можно работать?
И всё-таки главная беда группы МАНГО-МАНГО вовсе не в отставании от моды и от жизни в целом. Дело в том, что в её ранних творениях, помимо пародий и стилизаций, присутствовал остросоциальный подтекст, легко считываемый даже не очень образованным или эрудированным слушателем. Например, гремевшие повсюду в 1996-м "Пули" не просто глумились над советскими патриотическими маршами, но и показывали войну как бессмысленное, нелепое занятие - почти как возня дошкольников в песочнице под окнами детского сада. И в стране, увязшей в Первой чеченской, да к тому же ещё активно накачиваемой агрессией с разных сторон, именно наивная детская картинка казалась самой честной реакцией на глупость высокопоставленных политиков.
В новом альбоме попытки повторить прежние подвиги тоже делаются, но уж больно робкие. Есть же в подборке новинок откровенно фельетонные "Масоны", поддразнивающие любителей разного рода бредовых конспирологических теорий, есть "Обезьяна" - зубодробительная критика вульгарного понимания дарвиновской теории, положенная на латиноамериканские ритмы, а "Снежный Человек - Это Я" - неплохая пародия на плохую научную фантастику. Да и в псевдофэнтезийных ужасах открывающего альбом номера "Поздняк Метаться" читается чуть-чуть прикрытое цинизмом отчаяние "маленького человека", у которого на глазах рушится целый мир, а что-либо исправлять уже поздно.
Выходит, Андрей Гордеев всё-таки остаётся верен себе. Нелепо от него ждать такой же смелости, которую смог себе позволить его давний приятель - лидер группы НОГУ СВЕЛО!, когда-то делившей с МАНГО-МАНГО и концертные площадки, и телеэфиры. Дело в том, что Андрей никогда не был панком, слишком жёстким юмором не злоупотреблял даже в самые ранние годы и бросать кому-либо вызов не собирался. Иногда - как, наверное, и в каждом обывателе - в нём могло вскипать недовольство какими-либо деталями быта или даже пороками общества, но в глубине души он был лириком, мечтавшим петь тихие, медленные баллады о том, что и жить хорошо, и жизнь хороша, даже если это на самом деле неправда.
Нынче Гордеев, наконец-то, решился показать своё истинное лицо, видимо, полагая, что терять всё равно нечего. Незатейливый, умиротворяющий и убаюкивающий вальс "Рождество" - единственная из новинок, рождённая как будто совсем без творческих мук. Она красива, вдохновенна, и лирический герой в ней не прячется ни за какими масками. Это не нужно, когда делишься с друзьями хорошим настроением:
В воздухе тихо звенит
Нам колокольчик судьбы.
Кажется, кто-то следит
За тем, что здесь делаем мы!
Кажется, у любимых всеми зимних праздников появился ещё один хит, которому суждена долгая жизнь и присутствие в дружеских поздравительных интернет-посланиях. Кстати, давно ли вы слышали, чтобы о Боге говорили вот так - запросто, без сектантских истерик? Кажется, что-то похожее было тридцать лет назад у ЧАЙФА в не менее трогательной балладе "Кто-то Хитрый", к сожалению, так и не оцененной публикой.
Видимо, главное достижение группы МАНГО-МАНГО, случившееся в годы, когда её никто не слышал и не вспоминал - это обретение веры. Не важно, в кого или во что. Главное, что мир гордеевских песен начал выглядеть по-другому. Он, оказывается, не только абсурден, но и подчинён каким-то хорошо продуманным законам. По сравнению с этим открытием, слава, которая приходит и уходит, не оставив после себя ничего, кроме воспоминаний о бурной, но бестолковой молодости, наверное, ничего не стоит...
Автор: Олег Гальченко
опубликовано 12 января 2026, 21:13