НОМ - "Сволочь"


(p) Soyuz Music, 2025

К этой группе многие относятся со вполне оправданным подозрением. Ведь, будучи порождением Ленинградского рок-клуба, НОМ всему лучшему научился у москвичей: запредельному цинизму - у ДК, юродству - у ЗВУКОВ МУ, весьма своеобразно понятому эстетству - у МУХОМОРА. Причём научился именно тогда, когда московский концептуализм в его классическом виде начал увядать, и разговаривать со слушателем на его языке стало как будто неактуально (о том, что есть у группы и кое-какие прямые родственники на берегах Невы, мы смогли догадаться довольно поздно - когда в её состав влился Николай Гусев, бывший клавишник СТРАННЫХ ИГР и АВИА, что не так уж сильно сказалось на общем впечатлении от музыки). Ещё подозрительней то, что заведомо, вроде бы, провальная концепция творчества, выбранная в самом начале пути, неплохо работает вот уже почти сорок лет. В чём тут дело, догадаться несложно. Примитивный идейный "совок", зомбированный попсой обыватель 90-х или современный жлоб со всеми его типичными особенностями являются, по сути, ближайшими родственниками - может быть, внешне не очень похожими, но говорящими и думающими примерно на одном и том же языке. Поэтому и старые песни, сочинённые в совсем другом историческом контексте, не теряют своей актуальности сегодня, и в новых мы встречаемся со старыми знакомыми, которые смешны и страшны одновременно. Что самое неприятное - в некоторых персонажах песен группы НОМ мы легко можем, как в зеркале, узнать себя.

Что ж, хорошая сатира и не должна быть приятной. Давайте посмотрим, чем решили подразнить нас великие пересмешники на этот раз.

Открывающая альбом песня носит характерное название "Гадина". И уже от самого этого стремления называть вещи своими именами, сколь бы сакральными имена ни были, веет скандалом. Даже в годы полного отсутствия цензуры, когда в телеэфире можно было открытым текстом материться, группа умудрялась прорываться за грани дозволенного и стебаться над тем, над чем большинству скорее хотелось плакать. В современных условиях границы свободы заметно сузились, а приёмы остались прежними. Первые же такты композиции бьют слушателя наотмашь сразу по обеим щекам. Звучит не просто ядовитая пародия на песню "С Чего Начинается Родина". Это жёсткий тоталитарный марш, напоминающий некоторые вещи LAIBACH, в особенности - кавер на "Life is Life" ныне подзабытой австрийской группы OPUS. Мы понимаем, чьи именно славные этапы большого пути описываются в тексте, и почему они положены именно на данную, а не какую-нибудь другую мелодию, но, конечно же, никому об этом не скажем. Только едва заметно кивнём - мол, мы вас поняли и, в принципе, согласны.

Идущая следом "Стая" хоть и претендует на сатирическую остроту, но мало чем отличается от наивной детской обзывалки. Текст - по мотивам гамзатовских "Журавлей", музыка - смесь советского официоза и ласково-майской сентиментальности, плюс цитата из популярной когда-то "Кадрили" Виктора Темнова, которую в 70-х пел Эдуард Хиль, а в 80-х уже цитировала группа ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ в самой своей, наверное, желчной песенке "Дебильная Порода". И столько всего надо было намудрить только ради того, чтобы сравнить депутатов с крысами? Наверное, для первокурсника-кавээнщика и такое сойдёт за крутой творческий прорыв, но для мастеров жанра - вряд ли.

А вот с лёгкой и изящной фолк-балладой "Колобок" совсем другое дело. В ней разве что более сочного женского вокала не хватает (может, надо было позвать на помощь Хелавису? Хотя непонятно, как у неё обстоит дело с чувством юмора...). Зато с драматизмом, нагнетаемым в таких количествах, что он быстро превращается в немыслимый абсурд, полный порядок. Путешествие по миру популярных русских сказок продолжается и в следующем треке "Репка", который, в отличие от первоисточника, детям детсадовского возраста лучше не ставить - хотя бы потому, что там присутствует слово "говно". Для людей же, хорошо знакомых с отечественной историей, наверняка не будет новостью то, как причудливо развивается известный всем сюжет. Мы ведь, действительно, если и берёмся сообща за какое-нибудь важное дело, то дров наломаем видимо-невидимо, а про конечную цель можем вообще позабыть! Музыкально трек оформлен как мини-опера, в которой звучит то озорная частушка на фоне монотонного электронного аккомпанемента, то кое-что потяжелее - в наиболее драматичных эпизодах. Прямо хор Пятницкого, сумевший спеться с кем-нибудь из западных арт-роковых гигантов! Немного затянуто, но прекрасно благодаря своей неотразимой нелепости...

Дальше - уже засвеченная в виде отдельного сингла агрессивно-фанковая "Спецоперация Ы". Достаточно типичная для группы вещь, в которой минимум слов компенсируется максимумом содержания. Нас буквально осыпают с ног до головы цитатами из советской киноклассики и ещё из некоторых известных источников, положенными на ритмичную танцевальную музыку. По сути, перед нами глубокое исследование того, как вроде бы не учившая ничему плохому советская культура вырастила злобную гопоту, для которой и нахамить, и унизить слабого, и совершить куда более чудовищное преступление - не проблема. Как всегда - никакого морализаторства, только голые факты. С виду такие смешные и глупые, в чём-то даже симпатичные злодеи - Трус, Балбес и Бывалый, создали мир, в котором сила не в правде, а в тупой, грубой силе. И, что самое обидное - многим это нравится.

Следующая большая удача - кавер на летовскую песню "Зерно на Мельницу", известную также как "Они Сражались за Родину". Казалось бы, где НОМ и где ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА? Что у них вообще может быть общего? На самом деле это - два явления одного и того же порядка, у них один постмодерн на двоих, только подход разный к одним и тем же темам, приёмам, мотивам. А в центре внимания у обоих - всё та же двойственность человеческой натуры, всё та же потеря моральных ориентиров, всё та же непреодолимая пропасть между благими намерениями и реальностью:

Они сражались за родину
Свирепо целовались на виду у всей вселенной
Бродили яко посуху по шалой воде
Сеяли зной, пожинали апрель
.

Будучи спетым в оперном стиле, текст превращается в высокую античную трагедию, однако нарочитая театральная условность рушится во второй части трека - в инструментальной, где электроорган захлёбывается в каком-то неистовом, запредельно мучительном предсмертном монологе, пока не затихает обессилено, потеряв всякую надежду на то, что когда-нибудь кем-нибудь будет услышан. Всё точь-в-точь как у Егора в альбоме "Сто Лет Одиночества", только чуть-чуть техничнее. Страшно даже представить, бомба какой убойной силы получилась бы, если бы им когда-нибудь посчастливилось записаться вместе!

Другой кавер, присутствующий в альбоме - на "I Put a Spell on You" Стива Хокинса, получивший название "Проклятие", - интересен лишь одним: наконец-то стало ясно, что послужило источником вдохновения для знаменитого "Поганого Вальса" с первой пластинки "Брутто" (1989), хотя нам пора бы и самим догадаться! Сама же по себе русская версия самого безумного блюзового хита бледна и скучновата именно из-за полного отсутствия сумасшедшинки, да что там - хоть какого-то намёка на грубую страсть. Есть вещи, которые бессмысленно пародировать и глупо пытаться спеть в караоке, настолько они неповторимы и самодостаточны. Это всё равно что думать, будто, оттяпав себе ухо, можно стать таким же как Ван Гог и даже круче. Как ни старайся, ничего не получится - придётся сначала научиться рисовать...

Следующий трек - "Письмо" наконец-то даёт возможность Александру Ливеру врубить на всю катушку свой шаляпинский бас. Там, где нужно добавить патетики и душераздирающих страстей, он незаменим! Здесь же как раз тот самый случай, когда можно поиграть голосом, нагнать патриотического пафоса в неудобоваримых дозах, в общем - создать нечто монументальное в лучших (если так, конечно, можно выразиться) традициях сталинского искусства. И история юного стукача, спасающего родину от им же придуманных врагов, получается одновременно уморительной и жутковатой. Вообще-то способность Александра показывать подобные фокусы нам прекрасно известна по старым групповым и сольным его записям. Стоит только вспомнить "Вечный Огонь", стилизованный под лирику времён Великой Отечественной, или "Пасеку" - ремейк хита "Bicycle Race" группы QUEEN. Правда, некоторая часть номеров, как правило, по своему уровню не поднималась выше остроумного экспромта из актёрского капустника. Теперь Ливер нашёл достойную мишень для осмеяния и разделал её под орех.

Находящаяся по соседству "Родина" - это уже не пародия, а настоящий крик души. Она интересно сделана с музыкальной точки зрения: куплеты - благостный фолк в духе ранней группы ЛЮБЭ и с характерным текстом, полным банальностей, типа зреющих в поле злаков, золотых куполов и загадочной духовной силы. Лирический герой всё это очень любит, но в припевах вдруг впадает в такую ярость, что получается полный RAMMSTEIN. "Родина, ты охуела!", - хрипло выдавливает из себя маленький, неприметный, но, наверное, в чём-то по-своему уникальный человечек, которого перемалывают колёса большой истории. В этот момент он оказывается удивительно единодушен со старым диссидентом Юрием Карякиным, который в декабре 1993-го, после очередных выборов кричал в прямом эфире в лицо не столько телезрителям, сколько лидерам политической элиты, делившим места на Олимпе: "Россия, ты сошла с ума!". Только поздно было уже протестовать, возмущаться и что-то кому-то доказывать. Всё давным-давно уже случилось. Просто до одних дошло сразу, а до других - через тридцать лет.

И, наконец, звонким эпилогом ко всему, сказанному и спетому выше оказывается самая, наверное, шлягерная вещь - "Русская История", похожая на лучшие антифашистские зонги Бертольда Брехта. Она застревает в мозгу, звучит в ушах круглые сутки, заставляет мысленно подпевать и... вдруг вздрогнуть однажды от понимания, что этот бесконечный день сурка устроили все мы. И прекрасно к нему приспособились, и заранее готовы к любым переменам, потому что уже достаточно пожили, всякое повидали и с удовольствием передадим свой опыт другим поколениям.

И тут уж невольно процитируешь не Брехта, а Галича: "До чего ж мы гордимся, сволочи..." Не эту ли строчку из баллады, посвящённой памяти Пастернака, имели в виду музыканты, называя весь альбом столь обидным словом? Ну, помимо зашифрованного, но понятного каламбура, в котором обыгрывается одно из самых популярных в последнее время трёхбуквенных сочетаний...

Так или иначе, а НОМ в контексте современной массовой культуры оказывается едва ли не единственным коллективом настоящих сатириков, которые не имитируют бичевание пороков современного общества, а реально им занимаются. Если угодно, это уже давно не одна из многих популярных рок-групп, а маленький театр сатиры, выполняющий примерно ту же функцию, которую в глухие советские годы выполнял театр Аркадия Райкина. Разница лишь в том, что Райкина могли показывать по телевизору, а НОМ, при всех его претензиях на демократизм и народность - нет.

Но может быть, благодаря именно этому Александру Ливеру и его товарищам никакой Петросян не может быть конкурентом.

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 16 октября 2025, 13:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
 
 
Copyright © 2002-2025, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002