ТРОЛЛЬ ГНЁТ ЕЛЬ - "Хмель Его Хранил"


(c) & (p) SoundAge, 2023

Вот к этим людям я испытываю жгучую и далеко не белую зависть! Мало у кого получается в течение целых двух десятилетий петь примерно об одном и том же так, чтобы это не надоедало. А еще у них на протяжении целых двух десятилетий происходит нескончаемая пьянка-гулянка, которая не только не вредит здоровью, но и вдохновляет на творчество. Впрочем, все, происходящее в песнях группы, не имеет никакого отношения к русскому пьянству - мрачному, угрюмому, похожему на медленный суицид. Герои всех альбомов - и предыдущих девяти, и нынешнего - живут в некой фантастической стране, где пиво и вино исполняют роль волшебного эликсира, творящего чудеса. Поставив любой из треков, ты оказываешься гостем на веселом народном празднике, устроенном не по всегда понятному поводу, и можешь сам выбирать, оставаться ли тебе сторонним наблюдателем или проявить активность.

Новый альбом от всех предыдущих отличается только одним - у него более долгая и сложная история. В конце нулевых, переиздавая один из лучших своих дисков "Конунг Хмель", музыканты группы ТРОЛЛЬ ГНЁТ ЕЛЬ решили приделать к нему бонусом песню "Пивоварня Ульва" с вокалом лидера КОРОЛЯ И ШУТА Михаила Горшенёва. Совместная запись и последующее неформальное общение оставили в душе всех участников события только светлые воспоминания, ибо лишенный звездных понтов Горшок сделал все, что от него требовалось, легко и вдохновенно. Обе стороны даже начали подумывать о продолжении сотрудничества, и для будущего проекта был сочинен целый цикл новых песен. Однако замысел и стался неосуществленным. Песни так и пролежали бы в домашнем архиве певца и гитариста ТГЕ Константина "Тролля" Румянцева, если бы не новая волна интереса к горшенёвскому наследию, вызванная вышедшим в прошлом году биографическим телесериалом. Ну как тут устоишь перед соблазнительной идеей наконец-то выгодно использовать старый материал?

Чем прежде всего привлекают к себе внимание эти семь треков? Видимо, тем, что они делались как сознательные стилизации под типичное творчество КОРОЛЯ И ШУТА, что само по себе весьма рискованно. Ибо есть вещи, которые невозможно сымитировать - можно только спародировать. (невольно вспоминается, как в одном из поздних выпусков юмористической программы "Городок" Стоянов с Алейниковым исполняли дуэтом песню "Покойнику Никто Не Пишет" очень смешно, обыгрывая все типичные для готической панк-страшилки, приёмчики). Каково людям, всю жизнь создававшим праздничную атмосферу своей музыкой, было погружаться в мир песен Горшка, похожий на бесконечный ночной кошмар, представить нелегко. Но в результате группа ТРОЛЛЬ ГНЁТ ЕЛЬ почти полностью отказалась от фольклорных мотивов, добавив побольше "металла". Это на пользу не пошло - скорее, усилило ощущение некоторой монотонности. Плюс к тому проработавшей в составе коллектива уже около двадцати лет волынщице и вокалистке Марии Леоновой стало совсем нечего играть, и она свалила в неизвестном направлении после очередного тура. Стоил ли конечный результат столь больших жертв? Напугать слушателей по-настоящему если и удалось, то только в одной песне - "Свинопас", в метафорической форме рассказывающей, как хмель превращает человекообразное существо в законченную скотину. Весьма поучительно, конечно - жаль, что некому было сочинять подобные агитки в 1985-м, когда в стране свирепствовал горбачёвский сухой закон! Однако даже в самых своих неудачных вещах Горшок никогда не опускался до такого прямолинейного морализаторства, а тем более до такой наивности. И не факт, что он согласился бы здесь подпеть хоть чуть-чуть.

В остальных случаях ТРОЛЛЬ ГНЁТ ЕЛЬ изменяет себе не слишком сильно. В заглавной композиции "Хмель Его Хранил" финал вроде бы складывается предельно трагично - решивший завязать с выпивкой герой взял, да и помер, подавившись последним в своей жизни глотком спиртного. Однако пугать здесь никто никого и не пытается. История подается скорее как забавный анекдот. Или как заявка на премию имени Дарвина, которую, как известно, присуждают за самую нелепую смерть.

В остальных же случаях жизнерадостный настрой не омрачается почти ничем. В песне "Без Благословенья" лирический герой может на секунду почувствовать себя лишним в этом мире - но потом, поразмыслив, решает, что ему "всё можно - только осторожно", то есть находит в своей несчастной доле и положительные моменты. В "Бодуне-Колдуне" другой персонаж (а, может быть, тот же самый) вообще в состоянии мощного похмелья вдруг то ли переживает прилив поэтического вдохновения, то ли получает благую весть откуда-то свыше:

Бодун-колдун
Заплетает косу тяжких дум
Бодун-колдун
Мне поведал тайны вещих рун


Возможно ли такое в реальности - трудно сказать. Как бы спел в ответ не причастный, слава богу, к созданию альбома Стас Михайлов, "я столько не выпью!" Но вообще всяк волен искать свою истину где угодно - в том числе, и в вине. Ближе к финалу мы в балладе "Глинтвейн" становимся свидетелями весьма нежных отношений с выпивкой, которая, оказывается, еще и лечит от тяжелой ноябрьской депрессии, хорошо знакомой не только обитателям параллельных миров, но и жителям Северной столицы. Последнюю же точку в цикле ставит изящная и торжественная "Ода Хмелю", которой, наверное, хорошо завершать разного рода праздничные мероприятия и корпоративы, когда все гости уже успели подустать, но душа еще не прочь получить дозу высокого искусства.

Что же получилось у группы в результате? На эпохальный монумент, посвященный памяти одного из братьев по разуму, альбом ничуть не похож, и не только из-за полного отсутствия в песнях кладбищенской скорби. Скорее, это - просто мемориальная табличка, которую уместнее всего было бы повесить на студии, где пишется группа ТРОЛЛЬ ГНЁТ ЕЛЬ: мол, такого-то числа такого-то года здесь побывал великий Горшок. В дискографии данная работа будет далеко не самой лучшей, а может быть и самой слабой - ведь все познается в сравнении, в том числе и диски. Смелым эксперимент тоже назвать сложно. Хоть с живым Горшенёвым в качестве ракеты-носителя, хоть с мертвым, прорыва на новую орбиту не произошло. А вот в качестве банального напоминания о себе, для заполнения неловкой паузы, пока еще не написаны и не записаны новые песни, сойдет все, что угодно - в том числе и старые недоделки, кое-как подновленные и доведенные до ума.

Выходит, что за всей пьяной безумной вакханалией стоят вполне трезвые, расчетливые люди, знающие секрет успеха и не желающие сдавать завоеванных позиций даже тогда, когда их карьера начнет почему-то пробуксовывать. В этом нет ничего плохого - непонятно только, почему они с такими-то способностями до сих пор не создали ни одного хита, пользующегося всенародной любовью. Может, стоит покопаться в заначках еще немножко и выловить там что-нибудь по-настоящему гениальное?

Слушать альбом

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 23 сентября 2024, 20:28
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.11 / 5 / 0.006