Лучше музыки для летнего отдыха придумать невозможно! Причем не так уж и важно, где вы проводите свой отпуск - на дачных грядках, на экзотическом мажорском курорте или просто лежа дома на диване и глядя в потолок. Максимум хорошего настроения вам точно гарантировано - плюс мощный заряд бодрости, плюс полное отсутствие каких-то конкретных мыслей хоть о чем-нибудь. Это - почти полностью инструментальный серф, сделанный в лучших "шестидесятнических" традициях и ассоциирующийся у кого-то с фильмами Тарантино, а у кого-то - с классиками жанра типа THE SHADOWS или VENTURES. В советской музыке MESSER CHUPS тоже имеет своих предшественников - первые ВИА с удовольствием брали в репертуар инструментальные композиции, в которых можно было бы продемонстрировать тогда еще весьма скромные возможности электрогитары, и некоторые из этих вещей даже были увековечены на виниле. Вот только в большинстве своем это оказывались либо снятые "один в один" западные хиты, либо обработки песен членов Союза композиторов, к тому же очень плохо записанные. Получается, что целый пласт мировой музыкальной культуры, который бы пришелся по душе отечественному массовому слушателю, прошел мимо нас. Вот и приходится теперь Олегу Гитаркину, лидеру и композитору группы, доигрывать то, что отцы и деды не доиграли - конечно, по-своему, наполняя всё новым, современным содержанием, но не покушаясь на устои. Надо сказать, что с миссией своей он в целом справляется неплохо.
Что сильнее всего радует - Гитаркин больше не балуется сэмплами из звуковых дорожек древних советских фильмов. В начале нулевых подобными трюками можно было еще удивить и развеселить, а сейчас это бы уже бесило примерно так же, как обыватели, разговаривающие цитатами из комедий Гайдая. Вдруг выяснилось, что делиться со слушателями своими чувствами можно, полагаясь только на голос гитары и на собственный композиторский талант. Что огорчило: в паре композиций Олег зачем-то пытается петь, кажется - по-английски, хотя в столь невыразительный вокал вообще вслушиваться неохота, настолько лишним он кажется. Вроде бы уже давно понятно, что все проекты Гитаркина, как бы они ни назывались, думали о поэтической составляющей в самую последнюю очередь, а главным для них был звук - даже не музыка как таковая, а создаваемая вокруг нее атмосфера и поиск неожиданных средств для ее создания. Так было еще в прозябавшей на задворках ленинградского рок-клуба и недооцененной пост-панковой группе БУКВА О, так было и в начале 90-х, когда захотелось мочить свирепый хардкор, и в конце - когда пришло время электронных выкрутасов. Менялись стили, а суть оставалась неизменной - это была нечеловеческая, в хорошем смысле слова, музыка. То есть музыка, которую сочинили и записали музыкальные инструменты, оставленные без присмотра в студии или на репетиционной базе и ожившие глубокой-глубокой ночью - как это бывало в старинных сказках. Зачем вмешиваться туда, где прекрасно обходятся и без нас, делая настоящие чудеса?
Зато инструменталист Гитаркин классный. Знает секрет создания ярких запоминающихся мелодий, тонко чувствует и умеет различать оттенки настроений, и благодаря этому в открывающей альбом композиции, например - "Hard Times for Dracula", умело нагнетается атмосфера таинственности, в "The Girl with the Sun in Her Hair" делается все возможное для того, чтобы заразить нас легкой мечтательностью, а в "Experiment in Terror" добавляется некоторая напряженность, впрочем, не переходящая в тревогу. Что важно: музыканты не просто работают в рамках выбранного ими формата, а грамотно конструируют свои произведения именно из тех элементов, из которых сложился классический серф. То есть при желании в их исполнительской манере можно уловить элементы и джаза, и латиноамериканского фолка, и много чего еще. Альбом выстроен так, что самые техничные вещи идут в первой половине, а во второй и мелодии попроще - как будто рождены под влиянием советской песенной классики, и лиризма больше, чем его могли бы себе позволить западные коллеги, работавшие прежде всего на танцплощадку и на озвучку курортных пляжей.
Группа уже не первый год существует в виде трио: неутомимо солирующий виртуоз Олег Гитаркин - гитара, любящая всякие странные шумовые эффекты Светлана Нагаева - бас, и, наконец, некто Dr. Boris - видимо, последний в ряду неоднократно менявшихся барабанщиков. Профессиональный уровень и современная техника позволяют им заменять собой большие эстрадные оркестры. А здоровое чувство юмора и полное отсутствие пафоса срабатывают так, что старомодную, в общем-то, музыку, изобретенную еще до нашего рождения, язык не поворачивается назвать словом "ретро".
Она, несомненно, современна, и если сейчас недостаточно популярна у широких масс - то только потому, что трудно назвать радиостанцию, которая была бы готова транслировать и раскручивать серф-бит. В 90-х НОЖУ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР еще могло найтись место в эфире безумно эклектичного "Модерна". Сейчас же MESSER CHUPS, конечно, имеет в интернете свою персональную радиоволну, на которой круглосуточно может крутить любую экстремальную жесть, но данный факт что-то значит только для самых преданных поклонников, а моду по-прежнему диктует FM-диапазон с его непритязательными вкусами. По этой причине главным шлягером текущего лета станет что угодно, только не "Pink Pantheratu" - превосходный кавер знаменитейшей темы Генри Манчини из фильма Блэйка Эдвардса "Розовая пантера" (1963). За прошедшие десятилетия как только ни обыгрывали эту мелодию телевизионщики, подкладывая под криминальные и юмористические сюжеты, какие только ремиксы ни мастерили ди-джеи - получались, как правило, бледные пародии на оригинал. И только один человек наконец-то догадался, как можно сыграть всем известную вещь по-своему, не испортив её при этом отсебятиной.
Всего лишь капелька рок-н-ролльного драйва - и готово! Не просто шлягер, а камертон всего альбома, только подчеркивающий, что большая часть остального материала ничуть не хуже.
Было бы соблазнительно сказать, будто MESSER CHUPS наконец-то нашли себя и теперь, остановившись в развитии, могут до скончания века штамповать коммерчески выгодные и приятные во всех отношениях одинаковые альбомы. Однако это было бы неправдой. Ведь чем бы ни занимался Гитаркин в прошлом, его эксперименты никак нельзя назвать творческим метанием. В эволюции музыканта прослеживается железная логика, подсказывающая, что поезд его еще не прибыл на конечную станцию. То есть нынешнее весьма симпатичное и хорошо узнаваемое лицо группы завтра может измениться самым неожиданным образом. Причем меньше всего это будет связано с модой, с конъюнктурой, с желанием кому-нибудь угодить. Просто окажется, что в жизни попробовано еще далеко не все и очень захочется попробовать что-нибудь новенькое.
Они еще пощекочут наши нервы! Ну, а пока расслабляемся под новые записи группы и забываем обо всем на свете! Даже о том, что всякому лету когда-нибудь приходит конец...